Рахатинские бурки

0

Поделиться

07 Мар 1991 г.

Чего-чего, а трикотажных и швейных фабрик в стране не счесть. Только в нашей небольшой республике они есть и в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте… А сколько филиалов в разных населенных пунктах Дагестана, где шьют одежду для детей и взрослых! Но нет в стране другого такого места, где бы выпускали одежду для чабанов — знаменитые бурки. Только в ауле Рахата Ботлихского района их делали и продолжают делать. Причем, лучшие в мире.

Наплечная бурка хорошо защищает чабана от дождя, ветра, холода. Рожденная в горах, она стала для него и главной одеждой, и одеялом, и палаткой, хотя раньше без нее не обходились ни пешеходы, ни всадники. До 50-х годов бурка была в каждом доме. Она и сегодня пользуется неизменной популярностью, верой и правдой служит чабанам Дагестана. Бурки приобретают театры, фольклорные коллективы, киностудии страны.

Редко приходится нам видеть лохматую бурку на мужественных плечах чабана. Чаще всего на танцорах или когда ее дарят как лучший подарок дорогому гостю города или республики. А уж как ее делают, сколько труда и любви вкладывают в нее женщины Рахагы, известно единицам…

Проехав от столицы республики 262 километра, преодолев шесть перевалов, мы окажемся, наконец, в этом знаменитом ауле, что расположен на берегу речки Ансалтинки у подножия Андийского хребта, Посмотрим внимательно, как на местном промкомбинате производят эту лучшую одежду для чабанов…

Для изготовления бурок берут шерсть тушинских овец, отличающуюся особой длинноволокнистостью. упругостью и густотой. Отбеливают ее на тетиве больших луков, чтобы осталась самая длинная. Потом расчесывают на подставках, утыканных двумя рядами острых, как иглы, гвоздей. Есть на комбинате аппаратный цех, где осуществляется машинная наческа и где труд механизирован.

Расчесанную шерсть аккуратно, в три слоя укладывают на тонкий брезент, сбрызгивая горячей водой. Рз-ботницы особенно тщательно следят за тем, чтобы шерсть ложилась равномерно. Это самый ответственный этап работы и выполняют его в женщины с большим опытом. После   этого  четыре мастерицы целый час сворачивают и разворачивают брезент и делают это… локтями, пока шерсть не сваляется. Операция требует больших усилий, отчего на локтях даже образуются мозоли.

Валяние — самая трудоемкая и тяжелая часть работы, Женщины словно молятся, то, сгибая, то, разгибая спины, вытягивая вперед руки. В основе всего производственного цикла лежит принцип скрепления или сплетения волос шерсти между собой, что и достигается путем прессования.

Сваленную шерсть еще раз сбрызгивают горячей водой, закатывают в брезент и выносят во двор. Здесь ее бросают на низкий просторный стол и мнут, бьют, как огромную лепешку, расчесывают часа два подряд. Затем шерсть несут к реке, и тут за свою работу принимается мойщик. С утра и допоздна, одетый в длинные резиновые сапоги, он устилает каменистое дно моечной площадки войлочными заготовками.
От моечной площадки к цеху мокрый тяжелый войлок везет маленький караван горных «вездеходов» — длинноухих осликов. Во дворе комбината войлок расстилают на траве, бревнах, асфальте, на натянутых веревках, на заборах — везде, где начинает припекать солнце.

И вот высохший войлок бросают в огромный чан с кипящей краской. Через четыре часа вынимают, и караван оеликоа шагает в обратном направлении, к моечной площадке Магомеда. Войлок опять моют, второй раз сушат, оклеивают, то есть обрызгивают горячей водой, в которую добавлен клеи, чтобы начес блестел и слипался длинными красивыми прядями.

В результате такой последовательной, кропотливой и тяжелой работы из шерсти получается войлок или буроч-нов полотно. Это плотный материал, который можно и начесать, чтобы лучше стекала вода, и бурка не промокала.

Заканчивает шерсть свой путь в пошивочном цехе, где войлок кроят, пришивают подкладку, обшивают воротник мягкой кожей или плотным черным материалом. Здесь, собственно, войлочное полотно и превращается в бурки, знаменитые рахатинскме бурки, которые знают и в Испании, и Китае, и на Кубе. Когда сьны республиканской Испании выступили против фашистского мятежа Франко, жительница Ботлиха Абсират Гасановна Магомаева на свои сбережения купила партию рахатинских бурок и послала в Барселону. А когда восьмая народно-революционная армия Китая вела ожесточенные бои против чанкайшистов, она же отправила партию бурок в Китай.

Не готовил  я речи  на тему
Бескорыстной   и   верной   любви.
Лучше   бурку,   Фидель,   я   надену
На  широкие   плечи   твои.
У   нее   красота   не  твоя   ли?
Погляди,    бородач,    погляди!
Руки   женщины   горской   сваляли
Эту  бурку   в  ауле   Анди.

Так писал Расул Гамзатов о том дне, когда от имени народа Дагестана он вручил Фиделю Кастро оправленный в резное серебро рог и бурку. Но та бурка была сделана руками горских женщин не в Анди, а в ауле Рахата.

Традиционное название андийские закрепилось за бурками потому, что Рахата и другие аулы, где было сосредоточечо их производство, до революции входили в Андийский округ. Процесс производства андийских бурок могут увидеть туристы, отдыхающие на туристской базе «Ботлих», находящейся на берегу высокогорного озера. Работницы комбината всегда рады таким посещениям и с гордостью показывают, над чем работают.

Считается,   что   в   горах     Дагестан меют   передавать   мудрость   и   искусство предков из поколения в поколение, но сегодня молодые с неохотой воспринимают это древнее искусство  и, вероятно, в будущем, если не принять мер, оно уйдет в забвение, прекратится. А жаль!

Такие комбинаты нужны селам, чтобы не только сохранить промысел, но и чтобы сельскому человеку было где работать. Вечно живое народное ремесло, пережившее немало потрясений в нашей непростой истории, не должно угаснуть и в пору рыночных отношений. При умном руководстве рынок такому промыслу не помеха.


Автор: И.-Х. МАГОМЕДОВ, преподаватель ДГПИ, № 47 / Источник: Дагестанская правда
0

Поделиться

07 Мар 1991 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Бурка: три дня и три женщины

    Амузгинские клинки, кубачинские украшения, унцукульские изделия, табасаранские ковры, кизлярский коньяк, балхарские кувшины и андийские...

    Янв 2013 г.

  • В поисках селения Рахата. Фоторепортаж

    На самом деле селение Рахата мы особо не искали, оно есть на карте, о нем знают жители, но так хотелось назвать этот репортаж, чтобы...

    Ноя 2012 г.

  • Так и не доехать до Анди…

    Байки в дороге — Хизри, когда ты в последний раз был в родном ауле? Мы с моим другом — археологом Хизри Амирхановым только что вернулись с...

    Фев 1992 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля