Автор: Халидбег Умаханов, из книги "Андийцы помнят", 1999 г.

Летом 1992 года состоялся праздник 2500-летия первого письменного упоминания об андийцах. Основанием для проведения такого торжества служат письменные памятники. Записи Ассирийского царя Саргона, жившего в VIII веке до н. э., свидетельствуют о покорении им страны андийцев, существовавшей на Северо-Востоке Ирана, и пленении более 4 тыс. человек и много скота. Видный ученый-андиец, профессор М. Дагларов допускает возможность этногенетической связи андийцев, проживающих в огромной котловине и на прилегающих горах между обширными хребтами Азал и Бахарган, с андийцами, проживающими в Передней Азии в 9 веке до и. э. Существуют упоминания об андийцах в трудах древнегреческого географа и историка Страбона, жившего на рубеже н. э. Кроме того, крупный римский ученый и писатель Плиний Старшин, живший к первом веке нашей эры, также пишет об андийцах, проживающих на Кавказе.

На празднике собралось много гостей. Были организованы мероприятия, включая конно-спортивное состязание.

Огромные владения, границы которых простираются от горного массива Кочкар на северо-западе до Харачоевских мельниц на севере (с. Харайчо было основано позже) и далее на северо- восток до с. Дарго, говорят о большом историческом пути селения Анди. О существовании жизни в этих краях свидетельствуют каменные орудия, обнаруженные у Андийского озера, а также многочисленные доисламские кладбища, расположенные на пахотных и непахотных землях. Насчитываются следы 30 мельниц. Во времена Шамиля, с согласия андийской общественности, не только приграничные села, но и другие, такие, как Центорой, пользовались андийскими летними пастбищами. На таких благородных принципах строились братские взаимоотношения. После революции земли были закреплены за теми, кто ими пользовался. Примерно до середины XIX века сенокосы и пастбища андийцев, гагатлинцев и гунховцев были общими. Естественно, так продолжаться не могло. С ростом численности населения происходит разделение земли. Для Гагатли выделили местности Зани, Читу, Чвал-чвал, Сорхоб, Исолом, а позже и Сендусол. Гунховцам было проще с их несколькими десятками хозяйств.

Основным источником существования андийцев, исключая садоводов-мунинцев, живущих в долине Андийского Койсу, а также зиловцев и ашалинцен, является животноводство, особенно овцеводство.

Овцы знаменитой андийской породы, черные как смоль, давали неплохой настриг тонкой мягкой волокнистой шерсти, из которой изготовлялись бурки. Мясо отличалось высоким качеством. Вес курдюков отдельных особей достигал пуда. Здесь производили отличный сыр, шили высококачественные шубы и тулупы из овчины.

Накануне создания колхозов в общественной собственности Анди насчитывалось около 60 тыс. овец, множество крупного рогатого скота.

После войны, по указу свыше, колхоз взял курс на замену андийской породы овец белошерстными мериносами. Вряд ли это был обдуманный шаг. Количество колхозного поголовья овец держалось на уровне десяти тысяч с небольшими колебаниями, как правило, в сторону уменьшения. Заготовку мяса, шерсти, масла, сыра, овчины и др. для государства производили с учетом размера земельных угодий, включая выделенные на вечное пользование на плоскости.

Андийцам приходилось гнать на заготпункты немало овец и крупного рогатого скота, не говоря о животноводческой продукции. Долгое время заготовительные цены были мизерные, можно сказать, символические, естественно, они сдерживали развитие животноводства да и экономику колхоза.

В этих условиях руководство колхоза было заинтересовано в сдаче горных пастбищ в аренду на летние месяцы. Больше всех пастбищами пользовались колхозы Хуизахского района. Положение андийцев резко ухудшилось во время войны, особенно из-за нехватки хлеба. Все ценное, ходовое приходилось продавать или обменивать на зерно, а цены были очень высокие. Счет зерна вели банками (сахами), редко-мерками. Как-то гагатлинец, возвращаясь домой с сахом (3 кг) зерна, присел на краю села и обратился к умершим: «Кончится сах и я буду с вами». Много лет спустя, этот человек привез изрядное количество зерна. Ночью у него стащили несколько мешков. Узнав вора, он подал на него в суд. А надо было бы вспомнить свое обращение к умершим и простить вора. Но память коротка.

Вспоминается одно утро 1945 года. Ма находились в центре Ботлпха и наблюдали, как в лучах восходящего солнца вереница андиек, похожих на белых лебедей, спускалась с банковской высоты на равнину, чтобы обменять масло, сыр, сушеное мясо на зерно. Один из присутствующих воскликнул: «Ва, опять нашествие андийцев на базар! Значит зерно подорожает». Другой заметил: «Зачем так, люди в беде. Были времена, когда андийцы ходили в гости с полными хурджинами мяса». Особенно туго приходилось старикам, одиноким женщинам, семьям фронтовиков.

В то тяжелое время некоторые умудрялись пробираться в Чечню и привозить кукурузу по относительно невысоким ценам. Многим пришлось оставить родные места и отправиться в Ингушетию, некоторые жили в Далакове, а после возвращения чеченцев вернулись в Дагестан — в Аксай, в Султанянгиюрт и другие места.

Андийки испокон веков носят белые платки — андийскую форму. Раньше, когда жили побогаче и располагали свободным временем, для невест шили «чохто».

Изготовлением знаменитых андийских бурок занимались женщины. Бурки, главным образом, шили ходовые, невысокого качества, но вполне пригодные для чабанов. Ими пользовались и сапожники для изготовления теплой зимней обуви. Наплечные бурки было делом мастериц высокого класса, а способных изготовлять.«К1урк1улол» можно было сосчитать по пальцам. Для изготовления требовалось наряду с высококачественной шерстью и руно полугодовалых ягнят. Красиво скрученные длинные кисти вырезали и аккуратно вставляли в бурку еще в ходе первичной заготовки.

Достопримечательностью Анди является форельное озеро Алхар (чеченцы называют его Казеной-Ам), расположенное за перевалом Харами. Длина озера 735 метров, глубина 72 метра, береговая линия составляет 10 км. Долгое время думали, что озеро бессточное, но оказалось, что оно имеет подземный проток в ансалтинскую речку, протекающую где-то в 15-20 км от озера.

Из-за бесконтрольности последнего времени некие «доброжелатели» впустили в озеро мальков какой-то малоценной рыбы, которые пожирают икру форели, оказывают гибельное воздействие на экологию озера. Природа этих мест сказочная. Здесь бывал и русский царь Александр II, в связи с чем была построена прекрасная дорога от озера по горным массивам в сторону Кахетш.

С самого детства детей приучали к труду. С десяти лет они растили овец. В свободное от домашних забот время увлеченно играли в разнообразные игры. Любимыми, как и везде, были бег, борьба, игра в мяч, купание в речках, игра в кошки-мышки. Была и такая игра в «огонь», суть которой состояла в том, кто бросит выше всех пылающие огнем мячики.

Ходили за съедобными травами, весной копали корни бутена. Любимой игрой осенью была игра с рогами барашек. В рог вставляли палку (желательно не сухую) — и нужно было вырвать рог с палкой. На ровном месте с незначительным уклоном пускали яички одно за другим — выбирали ударившиеся. Зимой — сани, глазки, катание по льду на замерзших речушках. У девочек выбор был незначительный, в основном, игра с камешками. С самых малых лет они хозяйничали по дому, радуясь тому, что делаю нужное и «взрослое дело». Матери учили их чесать шерсть, помогать в изготовлении бурок и кулинарным делам.

Андийцы, славились крупными учеными, такими как Маматхан Умахан, прозванный Пахлул-Улами (как бы верховенствующий над улемами), похороненный в с. Ансалта, где он служил муллой (духовным главой), Алимирза, Умахан-Дибир, Зайпула, Мухамед из Муни и многие другие. Одаренным арабистом был Ибрагим-Халил Анди.

Среди андиек много искусных плакальщиц. Особенно одаренные встречаются в крупных селах, таких как Анди, Гагатли, Риквани. Очевидцы, наблюдавшие сцену оплакивания погибших молодых и испытавшие на себе эмоциональную силу душераздирающего рыдания плакальщиц, поражались и говорили, что вряд ли такую картину можно увидеть и услышать в другом месте земного шара.

Каждая плакальщица сама по себе уникальна. У каждой своя манера, особый стиль, почерк, непревзойденный поэтический талант, великолепное умение пользоваться своими вокальными возможностями. Потому-то говорят, что плакальщицы способны потрясать не только душу, но и обжигать камни, выжимать стоны из железа. Ни один человек не может остаться равнодушным, услышав такое, а многие женщины под воздействием плакальщиц падают в обморок.

Плакальщицы в ходе причитаний, с учетом складывающейся обстановки, то усиливают «натиск», то дают расслабиться. Часто мастерство плакальщиц становилось семейным, наследственным.
Наибольшей известностью в недавнем прошлом пользовались такие плакальщицы, как Кали, Зулай, Азарат и другие.

В Анди исстари существует обряд оплакивания молодыми гибели молодых. Он выражается посещением дома усопшего в течение трех ночей инкогнито, т.е. тайно, завернувшись в бурки.
Помню, как один добрый знакомый на вопрос: «Как дела, настроение, Джамалудин?», ответил: «Какое там настроение. Хочется слушать и слушать хорошую андийскую плакальщицу».

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля