Поделиться
17 Фев 2009 г.
История образования селения Тинди своими корнями уходит в глубокую древность. Сохранившиеся в народе предания и архивные источники говорят о том, что средневековое поселение на горе первоначально было недалеко от села Тисси «Щугъру гьанхъа» и «Антищебала» в трех километрах от современного Тинди. Там остатки разрушенного поселения. В 150 метрах от поселения «Антищебала» есть местность под названием «Тенлъа гьобибихъа», что означает «кладбище тенлинцев». По преданию старожилов, хунзахцы напали на поселение «Щугъру гьанхъа», разрушили до основания и захватили поселения, а жителей обложили данью. После этого жители поселения «Щугъру гьанхъа» и «Антищебала» поселились на горе, именуемой тиндинцами «Гъоблъи щебала» и образовали новое поселение. Когда именно было основано это поселение, не установлено. Однако по преданиям старожилов и археологическим раскопкам поселение было издавна обжито человеком. Об этом говорят остатки разрушенного поселения на горе «Гъоблъи щебала» и многочисленные захоронения, находимые во время строительства нового квартала села. В этих захоронениях были найдены женские украшения, бронзовые статуэтки и многочисленные изображения крестов, замысловатые узоры на камнях стен домов, что свидетельствует о том, что в древности тиндинцы исповедовали языческую религию или христианство. В Аварии обнаружено большое количество христианских памятников — могильников, датируемых VIII- X в.в. (близ селения Урада, Тидиб, Хунзах,Тинди, Кванада).
Письменных источников о ранней истории села Тинди нет. Представление о ней приходится составлять на основе легенд, преданий и по рассказам старожилов.
О происхождении названия села Тинди имеются интересные сведения старожилов. По их мнению, «ТIинди» происходит от слов «ТIил чIвай», «тIил» -палка, «чIвай» — поставить. Приезжие охотники ставили палки на место ночлежки в пещерах вокруг горы «Гъоблъи щебела» как бы занимая их и подвешивая на них свои снаряжения. Отсюда и произошло название «Тинди». Другая народная легенда гласит о том, что древние люди научились приготовлять из ячменя или из яровой пшеницы со алкогольный напиток под названием «динди» с использованием хмеля, который рос на берегу реки Кила. Отсюда и произошло «Тинди». Но есть и другое предположение, которое ближе к истине. Рассказывают, что в далекие времена по дну ущелья была дорога, соединяющая Дагестан с Грузией.
Путники, спускаясь в ущелье, говорили: «Идём на отдых на дно», — то есть по- аварски «ТIино» — ТIинди . Территория тиндинцев расположена на пересечении торговых путей , издавна связывающих Хунзахское
ханство с Грузией . Здесь проходил один из торговых путей из Грузии в Темир -Хан Шуру и Дербент . Кое-где это дорога даже сохранена и сейчас через Хонох, Хварши, Тинди, Хуштада и т.д. Еще одна интересная
деталь: селение Гоцатль, что в Хунзахском районе образовано выходцами из селения Тинди.
Есть предания, что три брата Заркъо, Маркъо, ТIаркъо были выгнаны из Тинди после убийства человека из другого тухума. О селении Гоцатль говорится в «завещании Андуника», датируемого 1485 г. Во времена правления Сураката-Хана в Хунзахе в аварское княжество вторгся отряд газиев во главе с Абу-Муслимом. Хунзахцы не хотели принять ислам и в местности «Ачиса» произошло крупное сражение между ними и арабскими войсками. В сражении пало много воинов с обеих сторон. Правивший Суракат погиб, а его сын Байар бежал в Тушетию и жил в изгнании в верховьях Андиского Койсу. Казни,) превратив Хунзах в свою базу, совершали походы на окружающие общинные земли и распространяли ислам среди горцев . Таким образом Абу — Муслим шейх , покоряя одно за другим дагестанские села, распространял ислам среди горцев. Исламизация хуштадинцев произошла после 700 г хижры … , примерно 1322г.
С принятием ислама Хуштада стало опорным пунктом ислама в Багулале. Тиндинцы 27 лет не принимали ислам. Чтобы покорить тиндинцев, завоеватели лишили их возможности пользоваться, работать на полях. Наконец тиндинцы уступили и приняли ислам примерно 1350 г. Когда была построена тиндинская джума-мечеть, неизвестно. Точной даты нет. По рассказам старожилов мечеть была построена примерно в 17 веке, также неизвестно, когда была построена верхняя мечеть. В селении Тинди имеется надпись о строительстве минарета и джума — мечети мастером из Акнады в 1247 г хижры (1831-1832 гг.)
«К XV веку ислам, в общем, приняли все дагестанские владения и общества». Походы легендарных газиев во главе Абу-Муслима шейха и позднее хунзахцев привели к вытеснению и переселению некоторых не желавших подчиняться групп населения из мест их первоначального обитания, что приводило складыванию новых этносоциальных образований: селений, обществ, тухумов. Так было образовано и селение Тинди на горе «Гъоблъи щебала». С восточной стороны здесь протекает река Тиндинка, а с южной стороны — река Кила, село было естественно защищено со всех сторон от набегов соседей.
Основателями села сторожилы называют предков тухума «Гьаччаии», что означает «коренные жители». В состав тухума «Гьачаии» входят следующие фамилии или роды: Чебесовы, Магомедалиевы, БахIриевы, Гъазелъамагомедовы, КIулитIовы, Малаевы, Щамуровы, Параевы, Зурмахъаевы, Сарапановы, Насибовы, Залиховы, Кадитовы, Чанкабаевы, Мукучуалиевы, Усегаджиевы, Храмавы, Жагьрагазиевы, ТIвагьиевы, Закарьядибировы, Чимчаловы, Асаниловы, Абдулазизовы, Нургаджиевы и многие другие. В последующем, как повествует предание старожилов, к нам прибыли много людей из села Сабуя и КIобелъи. Расположены эти села в Грузии. Их стали называть «Гьинди» или «Сусей».
Офицер Генерального штаба русской армии Мочульский в 1844г. писал: «В Дидойском обществе надобно заметить долину Орицхале, куда сходятся все дороги из Дагестана и кроме того, пути из кахетинского селения Сабуя на Кодорский перевал …»
В состав этих тухумов входят следующее фамилии или роды: МукIуевы, Денгаевы, Жубалаевы, Ганжибаевы, Бурдиновы, Шамсуевы, ГIачIаровы, Ангутаевы, Исамагомедовы, Гамзатовы, КвачIараевы, Газутлиевы и многие другие. Горцы иногда совершали набеги в Грузию. По преданию старожилов, руководителями из тиндинцев на этих набегах был Камалъа — человек огромной силы, большого телосложения и роста.
Говорят, за один присест он ел «къали», то есть 12 кг жареной муки — «тех» толокно и мог после этого не есть и неделю. Они угоняли из Грузии рогатый скот, лошадей, иногда брали в заложники детей и возвращали этих детей обратно за большое вознаграждение. В рукописном фонде ИИАЭ ДНЦРАН хранятся два письма — подлинника на арабском языке, адресованные чамалинскому и тиндинскому джамаатом Ираклия II, царя Картли — Кахетии. Оба письма, к сожалению, не датированы, поэтому следует считать, что время правления Иракли — хана -1762-1798 гг., и эти письма написаны в это время. Содержание этих писем одинаковое. Из этих писем нам известно, что тиндинцы совершали набеги на Грузию и предводителем их был Дингал-Хаджи, Грузинский царь Ираклий II предлагал тиндинскому и чамалинскому обществам заключить договор о мире и дружбе. Значит тиндинское общество тогда было достаточно влиятельным обществом в бассейне реки Андийское Коису, а Дингал-Хаджи был удачливым военным предводителем.
Из тех кто не мог забрать своих детей обратно, и образовался новый тухум «Лагъи». Лагов заставляли принимать ислам, давали им новые имена, наделяли их землей, женили, выдавали замуж. К ним относятся: Кебедовы, Хеевы, Магомеднуровы. Селение Тинди было разделено на несколько кварталов.
Из книги Магомеда Газиева «Тинди»
Поделиться
17 Фев 2009 г.
К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...
Июн 2018 г.
Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...
Июл 2012 г.
Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....
Май 2011 г.
Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...
Янв 2011 г.
…Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...
Сен 2010 г.
Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...
Фев 2010 г.
Комментарии к статье