Краткий очерк истории возникновения селения Тинди

0

Поделиться

17 Фев 2009 г.

Селение Тинди расположено у подножия горы Адалло — Шухгэль — мэр (Кабала беса по- тиндински), покрытой вечными ледниками на правом берегу реки Кила. О происхождении названия горы Адалло-Шухгэль-мэр имеются следующие сведения. От аварского «ГIадамал щолареб мегIер» произошло название этой горы. Территория общества Тинди граничит с землями: с юга — с землями хваршинцев, с севера — с землями хуштадинцев и Ахвахским районом, с востока — с землями Шамильского и Тляратинского районов, с запада — с землями чамалинцев.

История образования селения Тинди своими корнями уходит в глубокую древность. Сохранившиеся в народе предания и архивные источники говорят о том, что средневековое поселение на горе первоначально было недалеко от села Тисси «Щугъру гьанхъа» и «Антищебала» в трех километрах от современного Тинди. Там остатки разрушенного поселения. В 150 метрах от поселения «Антищебала» есть местность под названием «Тенлъа гьобибихъа», что означает «кладбище тенлинцев». По преданию старожилов, хунзахцы напали на поселение «Щугъру гьанхъа», разрушили до основания и захватили поселения, а жителей обложили данью. После этого жители поселения «Щугъру гьанхъа» и «Антищебала» поселились на горе, именуемой тиндинцами «Гъоблъи щебала» и образовали новое поселение. Когда именно было основано это поселение, не установлено. Однако по преданиям старожилов и археологическим раскопкам поселение было издавна обжито человеком. Об этом говорят остатки разрушенного поселения на горе «Гъоблъи щебала» и многочисленные захоронения, находимые во время строительства нового квартала села. В этих захоронениях были найдены женские украшения, бронзовые статуэтки и многочисленные изображения крестов, замысловатые узоры на камнях стен домов, что свидетельствует о том, что в древности тиндинцы исповедовали языческую религию или христианство. В Аварии обнаружено большое количество христианских памятников — могильников, датируемых VIII- X в.в. (близ селения Урада, Тидиб, Хунзах,Тинди, Кванада).

Письменных источников о ранней истории села Тинди нет. Представление о ней приходится составлять на основе легенд, преданий и по рассказам старожилов.

О происхождении названия села Тинди имеются интересные сведения старожилов. По их мнению, «ТIинди» происходит от слов «ТIил чIвай», «тIил» -палка, «чIвай» — поставить. Приезжие охотники ставили палки на место ночлежки в пещерах вокруг горы «Гъоблъи щебела» как бы занимая их и подвешивая на них свои снаряжения. Отсюда и произошло название «Тинди». Другая народная легенда гласит о том, что древние люди научились приготовлять из ячменя или из яровой пшеницы со алкогольный напиток под названием «динди» с использованием хмеля, который рос на берегу реки Кила. Отсюда и произошло «Тинди». Но есть и другое предположение, которое ближе к истине. Рассказывают, что в далекие времена по дну ущелья была дорога, соединяющая Дагестан с Грузией.

Путники, спускаясь в ущелье, говорили: «Идём на отдых на дно», — то есть по- аварски «ТIино» — ТIинди . Территория тиндинцев расположена на пересечении торговых путей , издавна связывающих Хунзахское
ханство с Грузией . Здесь проходил один из торговых путей из Грузии в Темир -Хан Шуру и Дербент . Кое-где это дорога даже сохранена и сейчас через Хонох, Хварши, Тинди, Хуштада и т.д. Еще одна интересная
деталь: селение Гоцатль, что в Хунзахском районе образовано выходцами из селения Тинди.

Есть предания, что три брата Заркъо, Маркъо, ТIаркъо были выгнаны из Тинди после убийства человека из другого тухума. О селении Гоцатль говорится в «завещании Андуника», датируемого 1485 г. Во времена правления Сураката-Хана в Хунзахе в аварское княжество вторгся отряд газиев во главе с Абу-Муслимом. Хунзахцы не хотели принять ислам и в местности «Ачиса» произошло крупное сражение между ними и арабскими войсками. В сражении пало много воинов с обеих сторон. Правивший Суракат погиб, а его сын Байар бежал в Тушетию и жил в изгнании в верховьях Андиского Койсу. Казни,) превратив Хунзах в свою базу, совершали походы на окружающие общинные земли и распространяли ислам среди горцев . Таким образом Абу — Муслим шейх , покоряя одно за другим дагестанские села, распространял ислам среди горцев. Исламизация хуштадинцев произошла после 700 г хижры … , примерно 1322г.

С принятием ислама Хуштада стало опорным пунктом ислама в Багулале. Тиндинцы 27 лет не принимали ислам. Чтобы покорить тиндинцев, завоеватели лишили их возможности пользоваться, работать на полях. Наконец тиндинцы уступили и приняли ислам примерно 1350 г. Когда была построена тиндинская джума-мечеть, неизвестно. Точной даты нет. По рассказам старожилов мечеть была построена примерно в 17 веке, также неизвестно, когда была построена верхняя мечеть. В селении Тинди имеется надпись о строительстве минарета и джума — мечети мастером из Акнады в 1247 г хижры (1831-1832 гг.)
«К XV веку ислам, в общем, приняли все дагестанские владения и общества». Походы легендарных газиев во главе Абу-Муслима шейха и позднее хунзахцев привели к вытеснению и переселению некоторых не желавших подчиняться групп населения из мест их первоначального обитания, что приводило складыванию новых этносоциальных образований: селений, обществ, тухумов. Так было образовано и селение Тинди на горе «Гъоблъи щебала». С восточной стороны здесь протекает река Тиндинка, а с южной стороны — река Кила, село было естественно защищено со всех сторон от набегов соседей.
Основателями села сторожилы называют предков тухума «Гьаччаии», что означает «коренные жители». В состав тухума «Гьачаии» входят следующие фамилии или роды: Чебесовы, Магомедалиевы, БахIриевы, Гъазелъамагомедовы, КIулитIовы, Малаевы, Щамуровы, Параевы, Зурмахъаевы, Сарапановы, Насибовы, Залиховы, Кадитовы, Чанкабаевы, Мукучуалиевы, Усегаджиевы, Храмавы, Жагьрагазиевы, ТIвагьиевы, Закарьядибировы, Чимчаловы, Асаниловы, Абдулазизовы, Нургаджиевы и многие другие. В последующем, как повествует предание старожилов, к нам прибыли много людей из села Сабуя и КIобелъи. Расположены эти села в Грузии. Их стали называть «Гьинди» или «Сусей».

Офицер Генерального штаба русской армии Мочульский в 1844г. писал: «В Дидойском обществе надобно заметить долину Орицхале, куда сходятся все дороги из Дагестана и кроме того, пути из кахетинского селения Сабуя на Кодорский перевал …»

В состав этих тухумов входят следующее фамилии или роды: МукIуевы, Денгаевы, Жубалаевы, Ганжибаевы, Бурдиновы, Шамсуевы, ГIачIаровы, Ангутаевы, Исамагомедовы, Гамзатовы, КвачIараевы, Газутлиевы и многие другие. Горцы иногда совершали набеги в Грузию. По преданию старожилов, руководителями из тиндинцев на этих набегах был Камалъа — человек огромной силы, большого телосложения и роста.
Говорят, за один присест он ел «къали», то есть 12 кг жареной муки — «тех» толокно и мог после этого не есть и неделю. Они угоняли из Грузии рогатый скот, лошадей, иногда брали в заложники детей и возвращали этих детей обратно за большое вознаграждение. В рукописном фонде ИИАЭ ДНЦРАН хранятся два письма — подлинника на арабском языке, адресованные чамалинскому и тиндинскому джамаатом Ираклия II, царя Картли — Кахетии. Оба письма, к сожалению, не датированы, поэтому следует считать, что время правления Иракли — хана -1762-1798 гг., и эти письма написаны в это время. Содержание этих писем одинаковое. Из этих писем нам известно, что тиндинцы совершали набеги на Грузию и предводителем их был Дингал-Хаджи, Грузинский царь Ираклий II предлагал тиндинскому и чамалинскому обществам заключить договор о мире и дружбе. Значит тиндинское общество тогда было достаточно влиятельным обществом в бассейне реки Андийское Коису, а Дингал-Хаджи был удачливым военным предводителем.

Из тех кто не мог забрать своих детей обратно, и образовался новый тухум «Лагъи». Лагов заставляли принимать ислам, давали им новые имена, наделяли их землей, женили, выдавали замуж. К ним относятся: Кебедовы, Хеевы, Магомеднуровы. Селение Тинди было разделено на несколько кварталов.

Из книги Магомеда Газиева «Тинди»

, раздел: История

0

Поделиться

17 Фев 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Тинди-шагьар

    К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...

    Июн 2018 г.

  • Надмогильные памятники рассказывают…

    Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...

    Июл 2012 г.

  • Тиндинский хинкал под луковым соусом

    Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....

    Май 2011 г.

  • Одежда, кухня и жилище тиндинцев

    Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...

    Янв 2011 г.

  • На туристских маршрутах

    …Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...

    Сен 2010 г.

  • Там, где ты родился, – аул Тинди

    Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...

    Фев 2010 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля