Становление и развитие профессиональных форм изобразительного искусства

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

В общей характеристике изобразительного искусства Дагестана художникам лезгинского народа принадлежит одна из ярких страниц. Многовековой опыт художественного развития Дагестана с ориентацией на культурное наследие Востока подтвердил наличие в нем уникальной культуры, развивавшейся в области орнаментально-декоративг ных форм прикладного исскуства.

Вхождение Дагестана в общероссийскую культурную зону и переключение его к иной общности не изолировали его сразу от восточного влияния. Под воздействием более развитых культур Востока и Запада в Дагестане формируется новая художественная система, вырастающая на национальной почве. Памятники лезгинского народа со всей очевидностью свидетельствуют, что хотя традиция и диктовала строго регламентированную систему изображений, она часто нарушалась. Наряду с орнаментально-декоративной системой были освоены различные жанровые сферы, среди которых значительной художественной ценностью стали сюжетные изображения, отражающие общественные отношения, миропонимание, жизнь и быт лезгин. Уже в начале XX века этот изобразительный фольклор существовал как живой, активно функционирующий компонент эстетического сознания. До нас дошли росписи Фарахзарской мечети зодчего и художника Муфтали из рода Эюбов (умер в 1897 г.), который вписал в огромное орнаментальное панно людей и сказочных животных. Известны росписи масляной краской, выполненные на стенах мечетей и частных домов в Ахтынском и Рутульском районах и т.д.

Кардинальный поворот к иной эстетической системе в развитии изобразительного исскуства совершил основоположник профессиональных форм скульптуры Хас-Булат Аскар-Сарыджа. Ученик видных советских мастеров ваяния А. Т. Матвеева и В. В. Лишева, он закончил в 1926 году Академию художеств СССР и в течение года проходил стажировку в Италии в мастерской скульптора А. Николаева.

Вся жизнь Х.-Б. Аскар-Сарыджи была наполнена напряженным творческим трудом. Его произведения заложили основы дагестанского ваяния, они составили важную часть художественного достояния республики. На изучении их формировались последующие поколения дагестанских художников. Около трех десятилетий Х.-Б. Аскар-Сарыджа оставался единственным скульптором-профессионалом. В течение многих лет он своим творчеством определял идейно-образное содержание дагестанской пластики, направление дальнейших творческих поисков в решении национальной темы.

Х.-Б. Аскар-Сарыджа создал более 60 монументальных произведейий, установленных во многих городах России и натеритории бывшего СССР. Тяготение к монументальным формам, поискам обобщенных пластических решений, способных выразить высокие идеалы, проявилось в крупных монументах Амангельды Иманову для г. Алма-Аты и Махачу Дахадаеву для г. Махачкалы.

Монументальная пластика Х.-Б. Аскар-Сарыджи хотя и главная, но не единственная творческая линия его многогранного дарования. Он работал в различных видах и жанрах: портретная скульптура, станковая композиция, тематический рельеф, мемориальная пластика и пластика малых форм и даже декоративно-прикладные виды искусства.

За широту и многообразие творческих проявлений Х.-Б. Аскар-Сарыджа удостоен правительственных наград, премий м званий народного художника Дагестана и заслуженного деятеля искусств Казахстана.

Творчество Х.-Б. Аскар-Сарыджи открыло дорогу другим лезгинским скульпторам — Исмаилу Ибрагимову и Гейбату Гейбатову. Впервые два скульптора дебютировали на Декадной выставке литературы и искусства в Москве (1960).

Работа И. Ибрагимова «Каменщик» и «Каспийчанка» были отмечены прессой как проникновенные образы современников. Наряду с работой в области станковой пластики И. Ибрагимов стал автором ряда памятников. Самые крупные из них -это обелиск войнам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и памятник Герою Советского Союза Назарову, расположенные в черте города Каспийска.

Новую страницу в развитии монументальной пластики открыл народный Художник Дагестана, заслуженный художник России, скульптор Гейбат Гейбатов.

Развитие пластического искусства стало основополагающим явлением в лезгинской культуре. В отличие от других национальных школ России и Дагестана, где зарождение профессиональных форм изобразительного искусства началось с живописи и графики, а скульптура повторяла их опыт, в лезгинской культуре истоки их развития видятся в скульптуре. Первые живописные картины лезгинских мастеров стали появляться лишь в 60-е годы, когда скульптура уже прошла определенный исторический путь своего развития и обрела тот эстетический опыт, который был востребован живописью и графикой. Благодаря таланту X.-Б. Аскар-Сарыджи и его достойных продолжателей скульптура долгое время определяла тематику и жанровое разнообразие живописных и графических работ.

Алирза Эмирбеков создает свое программное произведение «Расстрел революционера Кази-Магомеда Агасиева» (1964). Построенная по принципу противопоставления положительного героя и врагов, она обнаружила острый конфликт между двумя сторонами. Постановка фигуры К.-Л. Агасиева, его гордо поднятая голова и презрительный взгляд, брошенный в сторону врагов, убеждали зрителя в мужестве и стойкости героя, вселяли уверенность в правоте выбранного им пути. Благодаря творческому содружеству двух лезгинских художников Ш. Шахмарданова и Д. Велибекова была создана роспись интерьера актового зала Даггосуниверситета «В мир науки». Она привлекает значительностью идейно-художественного содержания, зрелостью и своеобразием исполнения. Роспись органично включена в интерьер актового зала и придает ему определенную торжественность и строгость.

Активность творческой позиции проявилась и в произведениях молодых безвременно ушедших от нас художников Асада Рустамова и Джавида Садыки. Первый проявил себя в дизайнерской стезе, работая в конце 60-нач.-70-х гг. по оформлению столовых, кафе, магазинов. Выполненные им чеканки для интерьера ЦУМа долго украшали торговые залы. С интересными работами выступал он и на республиканских художественных выставках, демонстрируя безупречный вкус и владение техникой чеканки.

Джавид Садыки показал себя художником многоплановым, которому под силу решение сложных творческих проблем. Его живописное панно «Всадники революции», предназначенное для интерьера здания кинотеатра «Махачкала», вобрало в себя тревоги и диссонансы современного мира. Остается только сожалеть, что это произведение осталось нереализованным в практической жизни. Обратившись к эпохе революционных событий в Дагестане, он перекинул мостик с прошлого в настоящее и будущее время. И сегодня это произведение современно, оно опосредованно отражает трагические явления чеченской войны, страдания дагестанского народа. Семь всадников, устремленных к единой цели, представлены в момент наивысшей динамики. Легкие рвущиеся вперед кони, сдерживаемые сильными мужественными людьми, в порыве взметнулись вверх, предвещая сложность борьбы и радости победы.

Д. Садыки стремится раскрыть тему в обобщенных образах, не лишенных, однако, живых индивидуальных характеристик. Условная лапидарность цвета, гармония ритма, характерность жеста делают образы живыми и подвижными.

Ахмат Адилов, выпускник Московского художественного института им. В. И. Сурикова, обладает неповторимым дарованием проникать в самую сущность человеческой личности. Об этом свидетельствуют портреты, где проявился талант тонкого наблюдателя и психолога. Сюжеты большинства его полотен просты. Это лезгинские ковровщицы или незамысловатые сцены из обыденной жизни. Но есть в них целостность, органичность авторского мироощущения, сложнейшая система внутренних и внешних связей, заинтересованное вглядывание в этот бесконечно родной мир.

Сложные драматические образы создает Сейфаддин Сейфаддинов, закончивший Тбилисскую академию художеств. Среди его портретной галереи выделяется портрет Лезгинцева, пластическая концепция которого восходит к грузинской школе изобразительного искусства.

Керим Эмирбеков любил писать своих современников. Героями его картин были близкие ему люди. В портретах жены, дочери, старика и других он проникновенно и тонко не только достигал сходства с натурой, но и передавал индивидуальные особенности характера личности. Будучи уроженцем высокогорного селения Микрах, он с детства полюбил природу гор и при возможности рисовал и писал красками величественный Шалбуздаг в различных состояниях природы.

 

В целом поступательный характер в развитии скульптуры и живописи способствовал обогащению и расширению социально-эстетических функций в графике.

Пейзажи, выполненные Имамали Халиловым в технике линогравюры, отличаются развернутым панорамным решением, где на фоне огромных просторов предстает множество всевозможных сцен бытия. Природа и человек в линогравюрах даны в нерасторжимом единстве, которое достигается активностью фона — среды, где фигуры людей и элементы пейзажа взаимодействуют равнозначно.

Работы графика Шевкета Халилова достаточно разнообразны по теме, жанру и сути воплощенных художественных задач. Разрабатывая декоративно-орнаментальный стиль линогравюры, он вносит свои коррективы, предвосхищает появление принципов монтажной композиции. С каждой серией появляется возможность проследить ход развития его пластической манеры от принципа декоративной заполненности листа в серии «Горянки» к более строгому отбору изобразительных средств в линогравюрах, объединенных общей темой «На побывку домой» (1981). Ш. Халилов обогащает гравюру новыми элементами выразительности, сообщая композициям большую динамику, которая обостряет эмоциональность и экспрессию создаваемого образа.

В акварельной технике успешно работает Гамид Балиев. Его диптих «Сказание о храбром Хочбаре» привлекает символикой образов, элегичностью звучания, попыткой соединить плоскость с объемом.

От пристального наблюдения натуры и ее толкования — к познанию пластической и живописной ее гармонии — таков путь художника Хидурзалдана Юнусова. Наиболее ярко он воплотился в акварельной работе «Сельская улица».

Художники декоративно-прикладного искусства, получив образование в высших и средне-специальных художественных заведениях, обогатившись опытом мировой культуры, развивая и возрождая лучшие народные образцы, создают произведения на профессиональной основе. Они осваивают различные техники обработки металла, дерева ковроткачества, традиционных для лезгинской культуры, а также такие современные, неизвестные ранее техники, как макрамэ. Так Лариса Юсупова исполнила для ресторана «Теремок» (г. Махачкала) занавес для дверей, который украсил интерьер, придав ему праздничную торжественность. Она успешно продолжает поиски в гобелене, используя традиции лезгинских мастериц ковроткачества, создает современные композиции «Танец», «Сакли», «У родника», «Мечеть» для современных интерьеров общественных и частных домов.

В последние годы значительных успехов достигли мастера в области резьбы по дереву. Применяя растительный и орнаментальный рисунок резьбы, Агамирза Агамирзоев создает различные предметы украшения: это вазы, шкатулки, декоративные тарелки, ларцы, а также изысканные кухонные наборы.

Уникальные образцы, основанные на традициях лезгинского и общедагестанского орнамента, выходят из-под рук Керима Вагабова, предметный мир которого воплощает определенные идеи, настроения, — это декоративные тарелки «Весна», «Осень», «Лето».

Даже краткий обзор различных видов и жанров искусства лезгинских художников показывает разносторонность их творческих поисков, говорит о сложности и актуальности ставящихся ими задач. Их работы — прямой призыв к защите красоты и сохранению мира.

Автор: Зинаида Гейбатова-Шолохова, кандидат искусствоведения

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: