Дагестан — самый богатый по разнообразию ландшафтов регион России

0

Поделиться

13 Ноя 2018 г.

 

Во все времена в человеке жила потребность общения с природой, которая эстетически и духовно развивает человека, дарит ему часы наслаждения, отдыха.
В современных условиях в связи с научно-техническим прогрессом и активным вмешательством человека в природу появилась острая необходимость защищать и оберегать природу, поэтому формирование экологического мышления – одна из главных задач воспитания. Охрана природы, основанная лишь на запретительских мерах, как показывает отечественная практика, малоэффективна. Действенность любых природоохранных усилий зависит от поведения конкретных людей. Поэтому одним из важнейших направлений экологического воспитания является организация эколого-просветительской деятельности.

Только находясь наедине с природой учащиеся получают то, что так не хватает на «учебной скамье», – живое восприятие реального мира в сочетании с личным опытом его освоения.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Впечатления от нее, полученные с детства, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к Родине, окружающему миру.

Дагестан, пожалуй, самый богатый по разнообразию ландшафтов регион России. От побережья Каспийского моря за несколько часов можно добраться до снежных вершин Большого Кавказа и увидеть чуть ли не все природные комплексы умеренных широт: пески и полупустыни, равнинные и горные луга, степи, уникальные ландшафты, лиственные и хвойные леса, снежники и ледники.
Соответственно, велико и многообразие животных и растений, населяющих эти ландшафты. Это около 4 тыс. видов растений, несколько десятков тысяч беспозвоночных, почти 100 видов млекопитающих, более 350 видов птиц, до полусотни видов пресмыкающихся и земноводных и около 80 форм пресноводных и морских рыб. Более десятка видов наземных позвоночных животных, таких как сирийская чесночница, кошачья змея, гюрза, толстоклювый зуек, красноголовый сорокопут, тугайный соловей, подковонос Мегели и др. встречаются только в Дагестане.

На сегодняшний день в Дагестане официально существует 46 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе 6 феде¬ральных и 38 республиканских.

Федеральные ООПТ – это государственный природный заповедник «Дагестанский», подведомственные ему три за¬казника – «Аграханский», «Самурский» и «Тляратинский», Горный ботанический сад ДНЦ РАН, ботанический сад ГОУ ВПО «ДГУ», расположенный на Гунибском плато.

Республиканские ООПТ – 12 государственных природных заказников («Ногайский», «Тарумовский», «Янгиюртовский», «Хамаматюртовский», «Каякентский», «Дешлагарский», «Касумкентский», «Андрейаульский», «Мелиштинский», «Кособско-Келебский», «Бежтинский» и «Чародинский»), 1 природный парк (Верхний Гуниб), 25 памятников природы (Алмакский каньон, Ассатинская пещера, водопад Чвахило, Гвадаринский водопад, долина Рычал-Су, Казанищенский лес, Карадахская теснина, Кугский эоловый город, Кужникский природный мост, озеро Ax-Коль, озеро Казеной-ам, озеро Мочох, озеро Шайтан-казак, пещера Дюрк, платаны у Джума-мечети в Дербенте, Салтинская теснина, Салтинское ущелье, скала Кавалер-батарея, скала «Профиль Пушкина», урочище Сосновка, Талгинская долина, Ташкапурская теснина, теснина Эхо, Ханагский водопад, Хунзахские водопады, Цанакское чинаровое дерево.

Полагаю, что Министерству экологии и природных ресурсов РД необходимо обратить внимание и узаконить следующие вновь выявленные памятники природы республиканского значения и включить в список региональных памятников. На востоке от села Курки Акушинского района находится очень интересное природное образование под названием «Куркила къянхъ» («Куркинский нос»). В 10 километрах к северу от села Ассаб Шамильского района имеется гора Риали. На ее плоской вершине находится озеро, которое горцы называют Грифовым и т.д.

Заметно активизировался в респуб¬лике процесс создания новых ООПТ. На стадии завершения находится много¬летняя работа по созданию Тляратинского участка заповедника «Дагестанс¬кий». В него войдет практически вся ле¬вобережная часть реки Джурмут общей площадью более 50 тыс. га. Заселенное правобережье реки получит статус охранной зоны заповедника. Подготов¬лена вся необходимая документация по созданию природного парка «Ицари» в Дахадаевском районе. Площадь его составит 5 тыс. га. К новому году уникаль¬ные природные и исторические комп¬лексы окрестностей села Ицари обре¬тут статус особо охраняемой природной территории.

Уничтожая собственную среду обитания, люди не задумываются над простыми вопросами: что будем есть, чем будем  обогреваться и как сохранить окружающую среду? Для этого и нужна экологическая грамотность населения, поэтому воспитание экологической культуры считаем самым важным направлением сегодняшнего дня.

В то же время в учебном плане экология обозначена как факультативный предмет. Это значит, что предмет второстепенный, его можно преподавать, а можно обойтись и без него. А кто захочет  оставаться после 5-6 уроков, когда школьники не хотят посещать и основные занятия по расписанию.

В Цумадинском, Цунтинском, Тляратинском, Рутульском, Табасаранском, Дахадаевском и других районах республики – богатый растительный мир. Растущие на крутых склонах и кручах деревья, леса, кустарники берегут и саму землю, предотвращая эрозию. Где леса, там и чистые, прозрачные родники, богатый животный и растительный мир, необычная свежесть воздуха, а всему тому причиной – могучие лесные массивы. И вот этим лесам высокогорья за последние годы нанесен  невосполнимый ущерб. Падают под напором цивилизации лесные великаны в этих и других районах и в наших любимых городах, что способствует снижению травостоя, влагозадержания, это  эрозия склонов, оползневые явления. Мелеют реки, исчезают отдельные ручейки и родники.  А ведь потребовались столетия, чтобы терпеливая природа из крошечного семени возвела зеленый храм. Об этом надо напоминать молодежи, учить ее бережному отношению к зеленому другу.

Сейчас кругом только и говорят о сбережении лесов, полей и рек, а в то же самое время все это губят, и процесс уничтожения невозможно остановить. Это извечные проблемы в отношениях человека и природы. Человек по природе своей хищник, одно говорит, противоположное делает. Ведь мы должны не только брать богатство природы, ее дары, но и жить долго и счастливо, а для этого надо сохранить природу для людей во всей ее своеобразной прелести. Человек не просто связан с природой, он часть ее, часть, способная иногда разрушить целое. Самое страшное для природы – равнодушие человека. А поэтому главам администраций надо организовать охрану растительного мира.

Земля – начало всех начал. Она щедра, но легко ранима. Она сурово наказывает тех, кто ее перекормил химикатами. Верхний слой земли – почвенный покров – образует на поверхности суши совершенно особую пленку, через которую, как через своеобразную мембрану или кожу земли, идут сложнейшие процессы обмена веществ и энергии между литосферой, грунтовыми водами, атмосферой и всеми живыми существами, в том числе и человеком…

Следовательно, если почва загрязнена или отравлена гербицидами, то это представляет серьезную опасность для всего живого. Охрана и рациональное использование почвы, всемерное повышение ее плодородия имеет первостепенное значение. И об этом надо думать Минсельхозу РД, Минприроды РД, руководителям районов.

В середине 80-х годов резко возросло понимание сущности экологической проблемы, поэтому ее решение должно было повсеместно носить целенаправленный и регулярный характер оздоровления среды обитания человека. Для развития экологического сознания включали конкретные задачи охраны окружающей среды в программы партии, комсомола, профсоюзов и других массовых организаций и движений общественности. Но с распадом Союза распались и эти массовые общественные организации, что ослабило контроль за состоянием природной среды. Хотя мы стараемся возродить эти общественные организации, но результата нет. Несознательное обращение с природой в последнее время причиняет ей ущерб во имя приобретения максимальных выгод, сиюминутной прибыли. Деградация природы становится еще одной формой эксплуатации и ущемления прав большинства членов общества ради богатства и благополучия многочисленных владельцев ларьков, киосков, гаражей, магазинов в городах Дербенте, Махачкале, Хасавюрте, Кизилюрте и т. д. в ущерб зеленым насаждениям.

За грубые нарушения требований по охране природы и загрязнение окружающей среды, за халатное отношение к своим обязанностям руководители министерств, ведомств, учебных заведений, школ, предприятий и учреждений, ответственные за охрану природы подведомственных им участков территорий городов и поселков, должны нести серьезное наказание, вплоть до увольнения с работы и привлечения к уголовной ответственности.

В республике при Советском Союзе в каждом районе, городе, в каждой школе было общество охраны природы, ими проводилась определенная работа. Все это было! Почему бы Минприроды РД их теперь не возродить?!

Без развитой экологической культуры, чистой окружающей среды не может быть здоровым человек. Чтобы быть здоровым и сильным, человек в общении с природой должен быть  бережливым и мудрым. В этом отношении я уверен, что именно пресса (газеты, радио, телевидение) призвана и способна остановить опасный путь скольжения к бездне в трудных отношениях человека и природы.
Экологические проблемы не рождаются сами по себе. Они следствие нашей экологической малограмотности, бесхозяйственности и безответственности. Что бы человек ни делал, где бы он ни трудился – потребность в общении с красотой родной природы была и остается одним из ведущих мотивов его жизнедеятельности. Настало время, когда люди разных профессий, разного возраста, разного жизненного опыта в один голос говорят о том, что от слов о защите природы надо переходить к делу на каждом рабочем месте, будь ты крупный хозяйственник, учитель, инженер или егерь. Ведь речь идет не о благотворительности в адрес природы, а о будущем. Только так мы сможем сохранить для себя и наших потомков жизнеспособную природу как необходимое условие для существования цивилизации.

Формирование экологического мышления должно идти по двум направлениям: обогащение знаниями о природе, о ее значении и последствиях экологической безграмотности, утраты нравственных ценностей; овладение практическими навыками по охране окружающей среды. Об этом должны задуматься Минобразования РД, начальники упр. образования районов и городов, руководители других госучреждений.

Главная же задача экологического образования – воспитание человека, умеющего ценить красоту и богатство природы, обладающего чувством бережного отношения к окружающей среде, активной жизненной позицией и непримиримого к фактам безответственного и жестокого отношения к природе. Природа дарит человеку самое ценное – жизнь и средства для существования. Щедрость природы бесконечной быть не может и нужна встречная щедрость. Горцы издавна пользуются прекрасными дарами природы, это понимали наши предки, учили культуре общения с природой. В последние годы мы утрачиваем природоохранные традиции. Живя в горах или переселившись на равнину, нельзя забывать, что ты часть того горного края, где вырос, где прошло твое детство, что именно окружающая природа воспитала в тебе самые лучшие человеческие качества. Люби и береги природу!

Автор: И.Г. Магомедов, кандидат географических наук, журнал «Народы Дагестана»

0

Поделиться

13 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: