Гимры называют сердцем горного Дагестана, а разве возможно побывав в Дагестане, не услышать биение его «сердца»? Задача была не из легких… Иногда здесь гремят выстрелы…

Гимринский хребет – природная граница предгорной и горной зон республики. Его общая длина — 42 км, а высшая точка — гора Аттау (2134 м). Хребет очаровывает свежестью сосновых и березовых лесов, шумом горных ручьёв, целебной водой родников и неописуемым видом горных панорам. Здесь находится Сулакский каньон — один из крупнейших в мире. По глубине (1,6 км) он превышает Колорадский в США, уступая ему по протяженности (18 км). Грандиозность Каньона поражала всех, увидевших его. С кромки хребта в разные годы панорамой загадочных гор Дагестана любовались: писатель-декабрист А.Бестужев-Марлинский, художники Г.Гагарин и И.Айвазовский, писатель-романист Александр Дюма. Поднимался на хребет в 1871 г. и российский император Александр II.

Гимринский хребет пересекает, помимо горных «козьих» троп, лишь одна автодорога. Ввод в 1993 г. тоннеля, пробитого в толще хребта, крупнейшего на Кавказе (длина 4250 м) и прокладка шоссе Буйнакск — Гимры намного сократили путь в горы. Через тоннель из Махачкалы в Гимры можно попасть за час, в объезд за восемь. При выезде из тоннеля встречают таблички с сурами из Корана. Словно дорожные указатели, они напоминают, что здесь мир, живущий по законам Шариата.

Скалы такие отвесные, что даже мох не удерживается на их склонах. Крошечные участки не возделывают, а строят, превращая подножие гор в ступенчатые пирамиды с абрикосами и хурмой. Еще в 1848 г. Н. Данилевский писал, «…в Аварском ханстве горцы приносили землю на голые скалы и, цепляясь по оным как серны», «сеяли по несколько пригорошень проса». Климат очень благоприятен для сельского хозяйства — здесь практически не бывает зимы. И земля плодородная: везде — сады, в которых помимо персиков, груш, хурмы и абрикосов, выращивают еще и цитрусовые.

А кругом красота: горы, пенная река, сады… и бездонное насыщенно голубое небо, как проталина среди седых гор. Это Гимринская котловина — райский сад Дагестана. Сады снискали славу аулу Гимры еще в глубокой древности. За фруктовыми деревьями здесь ухаживают, как за своими детьми. Фрукты — основной источник дохода. В долине Аварского Койсу у подножья хребта лежит селение Гимры — родина двух великих имамов — Гази-Магомеда и Шамиля. По свидетельству некоторых историков на территории сегодняшнего Гимры жили люди примерно 400 лет назад.

От тоннеля до аула подъем по горному серпантину. Гимринцы обращают наше внимание на небольшую каменную башню, в которой укрывались Гази-Магомед и Шамиль, после взятия селения русскими войсками в 1832 г.

При въезде в аул стоит монумент, посвященный Кавказской войне – обелиски с названиями главных ее сражений и три большие колонны, увенчанные звездой. «Народ, который не сохранил своих памятников истории, не имеет права на дальнейшее существование» — говорят горцы. В центре аула “дом Шамиля”, с мемориальной табличкой. Здесь живут его дальние потомки. Неподалеку дом Гази-Магомеда.

Окруженное заоблачными вершинами гор, Гимры расположилось на нескольких склонах. Население 3,5 тыс. чел. Места мало и дома жмутся друг к другу. По узким и кривым улочкам изредка проносятся автомобили. Но главный вид транспорта – как и столетия назад — ослики. Одетые в длинное платье с шароварами и хиджаб, по улице проходят женщины, с большими кувшинами, наполненными родниковой водой.

Живут в районе аварцы – самая крупная по численности народность Дагестана. На старинных домах спутниковые антенны-тарелки. Затерянное в горах и погруженное в тишину, которую пять раз в день нарушают призывы к намазу, село живет, как и пару веков назад.

До постройки тоннеля Гимры жили по местным традициям, одной семьей: преступлений не было, каждую драку всем селом обсуждали. С трепетом ходила я по аулу, по его узеньким улицам, где может проехать только одна арба, наступала на камни мостовой и думала, что наступаю на страницы истории, написанной незнакомыми и непонятными символами. Этот мир — с вековым выверенным строем жизни — был древним, как горы, он был мудрым и спокойным, как эти уверенные в своих силах горцы.

…Но не всегда здесь царил мир…
В начале 20-х годов ХIХ в. началось освободительное движение горцев под лозунгами суфийского течения — мюридизм. Руководителем его стал аварец — мулла Гази-Магомед. С небольшим отрядом своих приверженцев он вводил шариат в аварских аулах, часто силой оружия. Гази-Магомед прожил недолго, но его короткая жизнь была яркой и стремительной, как метеор, заставившая врагов «содрогнуться и поникнуть». Нападение на столицу аварских ханов Хунзах, осада крепостей «Бурная» и «Внезапная», блокада Дербента, взятие Кизляра, сражение под Владикавказом, осада Назрани! Много было внезапных налетов и чувствительных ударов царским войскам! Имам был неуловим…

Русское командование предпринимало все возможные меры: Гази Магомеда приглашали на переговоры, пытались подкупить, захватить в плен или убить. Распространялись написанные по-арабски и сочиненные в его стиле послания, создающие противоречивые настроения среди горцев. А в мае 1830 г. к Гимры двинулась колонна в 6 тыс. штыков с 23 пушками и 6 мортирами под командованием генерала Розена. Но Розен посчитал силы недостаточными, от штурма аула отказался и ограничился захватом скота у местных жителей, рассчитывая этой мерой вынудить жителей сдаться и выдать имама. Но его надежды не оправдались. Гази Магомед воспользовался передышкой для увеличения числа своих сторонников и в сентябре 1832 г. укрепился в районе аула Гимры.

10 октября 1832 г. отряд в 10 тыс. чел. под командованием Розена вступил в Гимринское ущелье. Гимры находятся на крутой, почти неприступной, скале. Продвижение, связано с огромными трудностями: после перехода через покрытый вечными снегами хребет, попадаешь на узкую, вырубленную в скале тропинку, которая тянется вдоль крутых горных стен и глубоких ущелий, потом соединяется с дорогой и переходит в теснину, ведущую в Гимры. 6 дней длился этот трудный поход. После ожесточенного боя русские завладели тесниной и скалами, установили тяжелую пушку и открыли ожесточенный огонь по Гимры.

Многие из тех, кто был с имамом, отступая, изменили ему, и перешли на сторону русских. Лишь его верный соратник Шамиль и самые храбрые воины остались на стороне Гази-Магомеда, осмелившись противостоять русскому войску. После штурма нападающие ворвались в Гимры. Бой длился с раннего утра до вечера, силы были неравны, царские войска теснили мюридов. Тогда Гази-Магомед, Шамиль и мюриды укрылись в сторожевой башне. Побег был невозможен, враги заняли все проходы и возвышения вокруг. Остался выбор: либо сдаться врагу, либо умереть в бою. Горстка героев выбрала последнее.

Распевая молитвы, они защищались с беспримерным упорством, многие погибли под развалинами крепости после нескольких часов артобстрела… Осталось 16 человек. Их окружили солдаты и стали пробивать отверстия в крыше. Часть солдат стояла по обе стороны от двери, выставив штыки, требуя сдачи и обещая пощаду. Горцы отказались, и с криками «Во имя Аллаха!» с обнаженными саблями в руках стали выпрыгивать через солдат. Русские офицеры с восхищением вспоминали о хладнокровии и храбрости, проявленными Гази-Магомедом в пылу сражения. А когда он, смертельно раненый, упал, «мало оставалось верных ему мюридов, они не смогли вынести с поля боя тело имама. Бросились они к нему через пули и штыки врагов и погибли все». Шамиль упал рядом, пронзенный двумя пулями; его оставили как убитого.

Русские нашли пробитый многими пулями труп Гази-Магомеда в таком положении, что самые жестокие воины испытали благоговение и страх. Левой рукой он держался за свою длинную бороду, а правой рукой указывал в небо, куда он стремился при жизни, где жили его свободные предки. На его лице застыло выражение спокойствия и умиротворения. Густой пороховой дым медленно рассеивался, поднимаясь белыми облаками к небу, они парили в воздухе, будто души убитых. Гази-Магомед погиб и с его смертью закончился первый период религиозных войн в Дагестане.

Аул лежал в развалинах. Храбрый штурм и героическая оборона — русские и горцы оказались достойными противниками. Александр Бестужев писал: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его – достойные враги… Как искусно они умеют сражаться, как геройски решаются умирать». Казалось, война на Кавказе закончилась, но в 1834 г. Шамиль был провозглашен новым имамом Кавказа. …до конца войны оставалось еще 25 лет.

В 1843 г. над могилой Гази-Магомеда был воздвигнут небольшой мавзолей. Почитание имама-шахида широко распространилось по Дагестану. Обе его могилы, в Тарки (где он был вначале похоронен), в Гимрах и сторожевая башня, почитаются «святыми местами» (зийарат). Здесь часто проводятся коллективные молитвы и общественные мероприятия.

В каком ритме бьется в наши дни «Сердце гор», расположенное в райском саду?

Гимры с 15 декабря 2007 г. и по 1 августа 2008 г. в блокаде — здесь проводится контртеррористическая операция (КТО). СМИ регулярно сообщают о ликвидации или задержании очередного боевика в окрестностях села, обнаружении схрона или базы. В операции было задействовано до 2 тыс. сотрудников силовых структур. С 22.00 до 5.00 – комендантский час, обходы и обыски, закрыт доступ к садам, а въезд и выезд за пределы села строго по пропускам, которые заранее согласовываются с военными.

Жители, однако, объясняют блокаду причинами далекими от официальных сообщений…

Там, где заканчивается Гимринская котловина и смыкаются горные хребты, начинается Унцукульское ущелье. Здесь на реке Аварское Койсу, вводится в действие Ирганайская ГЭС, строительство которой велось около 30 лет. Пяти селам Унцукульского района угрожает затопление — большая часть садов уже под водой. Добралась вода и до домов. Жители уверены, что спецрежим был введен, чтобы подавить их недовольство против уничтожения поселений вместе с домами и садами, в которые вложен труд многих поколений. Жители района пополняют бюджет своих семей, в основном, за счет продажи фруктов и поэтому КТО называют антихурма, антиабрикос и антиперсик. «Нас хотят оставить без средств к существованию», — говорят они. Когда я задала вопрос о затоплении аулов главному инженеру Ирганайской ГЭС Исмаилу Магомедову, он ответил: «Селение Унцукуль под затопление не попадает. Затоплены хутора, в т.н. местности Хинтлимита и Кушмата, а также старый Ирганай, Зирани, часть селения Майданского и хутора села Аракани»

…Но хутора — это и есть сады жителей близлежащих горных сел.

В 2008 г, строительство ГЭС практически завершено. Вода в водохранилище прибывает и скоро примет проектные размеры, оставив под водой более 1800 га плодородной земли. Избежать акций протеста не удается. Район находится в 80 км от Махачкалы и люди, устав от «зачисток», объявили, что будут проводить митинги на центральной площади столицы, у дома правительства.

Гимры — одно из самых труднодоступных сел в Дагестане и живет до сих пор общиной (джамаатом). В декабре 2007 г. на общем сходе сельчане решили: те, кто с оружием в руках воевал с властями, должны покинуть село. Хотя горец по-прежнему, не колеблясь, укроет беглеца, поможет другу и отомстит за родственника. Так было и так есть.

Но жители гор очень хотят жить мирно и выращивать хурму, слаще которой нет в мире. К ней у горцев особое, трепетное отношение: рядом с каждым домом, на крохотном клочочке земли, растет хурма. Ее здесь так много, что издалека село кажется оранжевым…словно райский сад.

Наталья Абдуллаева

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля