Тинди — орлиное гнездо

0

Поделиться

22 Мар 1997 г.

Недавно в редакцию зашел аксакал из селения Аргвани Гумбетовского района. Узнав, что я из селения Тинди, сказал:
— Твои предки были выходцами из нашего селения. В окрестностях Аргвани есть земли, которые сельчане до сих пор называют тиндинскими…

Признаться, я об этом не знал, также как и многие мои земляки. Зато я знал, что три брата-тиндинца — Зарко, Марко и Тарко — обосновали аул Гоцатль, что в Хунзахском районе, о чем говорится в книге гоцатлинца М. Османова «Аул трех богатырей».

— Таковы   исторические судьбы многих дагестанских аулов, — вздохнул аргванинец. — Мои предки дали жизнь самому крупному аулу Цумадинского района, а твои — известному всей стране — Гоцатлю.

Вглядитесь в эти снимки. Вы видите старую часть аула. Тиндинцы сакли свои возводили на скалах. При этом они исходили из трех соображений: безопасность в случае нападения врагов, прочность и экономия пахотных земель. Для городского жителя, конечно, страшновато зайти в такой дом, но тиндинцы спят в таком «орлином гнезде» крепко.

А это — новая часть села, построенная на пахотных землях, столь оберегавшихся предками. Когда я работал собкором в Ботлихе, мне нередко доводилось слышать от ботлихцев, что во время войны тиндинский хинкал (он бывает круглым и весит чуть ли не полкило), продававшийся на ботлихском базаре за деньги или же обменивавшийся на фрукты, многих спас от голодной смерти. Теперь в село привозят хлебокомбинатовскую муку. Ее, конечно, не сравнить с экологически чистой тиндинской пшеницей, которую все же некоторые
сельчане сегодня тоже выращивают. В новой части села живет и моя одноклассница Загра Абдусаламова, учительница местной средней школы, педагогический стаж которой равняется 27 годам. Она учитель 1-й категории, старший методист. Сейчас Загра идет за родниковой водой, а потом примется за хинкал для мужа Коратли, тоже педагога.

Религиозное возрождение коснулось и Тинди. Здесь теперь четыре действующих мечети. На снимке вы видите Верхнюю мечеть с вновь отстроенным минаретом. Нижняя Джума — мечеть еще при Советской власти была объявлена историческим памятником XVIII века, охраняемым государством. В тридцатые годы чрезмерно ретивые местные атеисты поторопились снести минарет Верхней мечети, а само помещение использовалось под магазин, а потом под спортзал. Теперь там молится и стар, и млад, А проповеди им читает имам мечети Магомед из рода Закарьядибировых.

, раздел: Статьи

Автор: Абдурахман Магомедов / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

22 Мар 1997 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Тинди-шагьар

    К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...

    Июн 2018 г.

  • Надмогильные памятники рассказывают…

    Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...

    Июл 2012 г.

  • Тиндинский хинкал под луковым соусом

    Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....

    Май 2011 г.

  • Одежда, кухня и жилище тиндинцев

    Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...

    Янв 2011 г.

  • На туристских маршрутах

    …Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...

    Сен 2010 г.

  • Там, где ты родился, – аул Тинди

    Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...

    Фев 2010 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля