Поделиться
01 Янв 2011 г.
Тиндинцы имели два типа поселения: селение и хутор. Основная масса населения проживала в селении. На хуторе жили во время сезонных работ. Таких хуторов было несколько: Гвинайчи, Мухарх, БехвалъучIи, Санух, Ханаси, Тисси-ахитли, Халих, Гадайчи, Тенла, Гьундучи.
В центре селения расположены годеканы и мечети. Значение годекана для сельчан заключалось в том, что он развивал у них общность интересов, теснее сплачивал их, наглядно демонстрировал подрастающему поколению силу и единство членов джамаата. Посещать годекан имели право только совершеннолетние мужчины селения. Также их обязанностью было посещение мечети в пятницу (на рузман), т.е. на пятничный намаз.
Одежда тиндинцев была во многом похожа на одежду горцев других аулов Дагестана. Обычно нательной одеждой мужчин была рубашка туникообразного покроя – горде и прямого покроя штаны. Поверх рубахи носили бешмет. Шили бешмет, в основном, из сукна домашнего производства – нисар, нисарлъа. Поверх бешмета в праздничные дни надевали и черкеску. Важной частью верхней одежды являлась овчинная шуба – хъабарча. Шубы имели несколько разновидностей.
Кроме того, мужчины носили и андийские бурки. Обувью служили войлочные сапоги на толстой войлочной подошве, а также вязаные шерстяные чулки толстой и плотной вязки на подошве, с загнутыми вверх носками – щета. Головным убором считалась мохнатая овчинная папаха. Обычно имелась только одна смена одежды, которую носили до полного изнашивания. Все совершеннолетнее мужское население имело при себе кинжал.
Одежда женщин отличалась большим разнообразием и богатством украшений. Имела возрастные различия. Женщины старшего возраста предпочитали однотонные костюмы темных цветов, опоясанные красным материалом – ракьучар. Большинство женщин носили одежду из ситца и крашеной бязи.
Женская одежда состояла из рубахи, штанов, верхнего платья, платка, шубы, а также различных видов обуви. На голове тиндинки носили чухто. Чухто украшалось серебряными обручами или кольцами на висках, в центре которых располагались украшения из монет, бус, мелких блях и т.д. Украшения – серьги, кольца, браслеты, в основном из серебра.
В бедных семьях имелась всего одна смена одежды. Женщины на свадьбу и празднества надевали платья, обувь и платки своих родственников или посторонних.
Современная одежда похожа на одежду горожан. При этом сохраняются традиционная одежда и местные виды одежды.
Главные продукты питания тиндинцы, как и все горцы, производили в своем хозяйстве. Пшеница, кукуруза, ячмень, просо перерабатывались на муку. Хлеб готовился в виде плоских чуреков. При этом применяли минеральную воду. Самым распространенным блюдом был хинкал с мясом и чесноком. Из различных видов мяса самым ценным считалась баранина, затем – говядина. Ели мясо домашней птицы и дичи. Примерно в ноябре–декабре делали запасы мяса на весь год. Его сушили, повесив на чердаках. Упитанным считался тот скот, что давал 2–3 «къали» жира. Летом делали запасы сыра и брынзы. Из коровьего, овечьего и козьего молока делали сыр и брынзу, хранили мелкими кусками в рассоле. В богатом ассортименте блюд одно из первых мест занимали супы, особенно из чечевицы.
«Гъога» – из молодой крапивы, черемши, конского щавеля. Мелко нарезали, варили, добавляли молоко и немного толокна (тIех).
«Мед» (диндй) – слабоалкогольный напиток. Брали муку из проросшего зерна пшеницы или ячменя, варили. Добавляли хмель, после оставляли на неделю до брожения. Потом процеживали. Мужской напиток.
«Гьаккилъа инса» – сушеный сыр. Его делали из цельного молока, солили, оставляли на день-два, потом сушили в тени, на специальной корзине.
«КIвагьа» – бурда, безалкогольный напиток без длительного брожения. Брали кипяток, добавляли жареную муку (тIех) – толокно и муку из проросшего зерна. Оставляли на день–два. Женский напиток.
«Инлъа аа» – из муки проросшего зерна пшеницы или ячменя. Делалась жирная смесь и варилась. Перед употреблением добавляли внутренний жир. Обычно давали роженице.
«Бушуна» – хинкал диаметром 8–10 см, заправленный сыром, крапивой, мясом, черемшой.
«Умма» – четырехугольный по форме тонкий хинкал, заправленный по вкусу толченым чесноком, размельченным сыром, хорошо прожаренным внутренним жиром, молоком, бульоном.
«Алълъа инсахуб» – каша из сыра. Брали сыр, сделанный из цельного молока, оставляли на день–два, потом в размельченном виде с добавлением кукурузной или пшеничной муки варили до образования кашицы.
«Хъехъа» – жидкая каша из толокна и молока.
«Эча» – пища быстрого приготовления. В толокно добавляли холодную воду и терли руками хорошенько. Делали шарики круглой формы. Ели с молоком или с компотом из кураги. Можно приготовить в любых условиях и в любом месте.
Кухонная утварь тиндинцев состояла из разнообразных предметов: медные котлы разных размеров, различные сосуды для молока и воды, кувшины. Ложки, вилки, корыта для теста, чашки, миски делались исключительно из дерева.
Ели из общей посуды, сидя на полу, покрытом паласом, поджав под себя ноги. Перед едой произносили слова: «Бисмиллагьи ррахIмани paxIим». После трапезы произносили слова: «АлхIамдулилагь».
Теперь у тиндинцев появились привозные продукты питания, современная кухонная утварь, газовые, электрические чайники, котлы, самовары, но они продолжают пользоваться и национальной посудой.
Традиционным жилищем тиндинцев является двух- или трёхэтажный каменный дом с плоской земляной крышей. В XIX в. жилищно-хозяйственный комплекс тиндинцев включал четыре или пять помещений: для двухэтажных домов – первый этаж хлев для скота – «бокь», второй этаж жилая комната – «рукъ», кладовая – «цагъур» могла находиться или в жилом помещении, или где-нибудь в стороне, сарай или сеновал для сена и соломы – «гьор» – размещался отдельно в стороне; для трёхэтажных – первый этаж – хлев для скота, второй – для мелкого рогатого скота осенне-весеннего периода полуоткрытого типа – «регъар», «цагъур» делался из обтёсанных досок, которые в углах соединялись в рубках пазами. Улицы в селении чрезвычайно узки, извилисты.
Свидетельством искусства мастеров-каменщиков и долговечности творений их рук являются жилые дома, построенные в XVIII–XIX вв., украшающие облик многих аулов. Все эти дома и ныне используются под жильё потомками первых их хозяев или другими жителями селения. Одним из творений рук мастеров-каменщиков в каждом ауле является мечеть, представляющая собой памятник материальной культуры тиндинцев, лучший образец народного зодчества.
В структуре многокамерного дома повсеместно имелась семейная комната, которая была больше по площади, чем другие. Здесь семья проводила время обеда, общения друг с другом и ночевала. В ней же на очаге – выступающий из стены дымоход «тавхан» – готовили пищу. Старожилы помнят, что в семейной комнате очаг не имел дымохода. Очаг был в центре комнаты, над ним на цепи висел котёл, в котором готовили пищу. Отверстие, сделанное в потолке, служило дымоходом. Во время дождя или снега его закрывали каменной плитой.
При приготовлении пищи на дымоход «тавхан» ставился железный треножник «миххи». Топливом служили дрова, хворост, кизяки. Свет проникал через открытую дверь или узкие щели на стенах. Дом заполнялся дымом. В XVIII–XIX вв. у некоторых жителей села появились печки-керосинки и керосиновые лампы.
Обстановка была скудной и ограничивалась табуретками «ату» для сидения и простым деревянным диваном «маги». Под потолком, у противоположной от входа стены была укреплена длинная жердь, на которой висела одежда. Там, где был очаг, на стене были сделаны несколько навесов для посуды. Необходимой принадлежностью в каждой семье были медные кувшины и таз для омовения. Для хранения и доставки воды использовались медные или глиняные кувшины. Один угол комнаты занимала постель. Укрывались специальным одеялом, изготовленным из шерсти или овчины «алла». Спальное место называлось «бехван», т.е. гнездо. Спали все вместе. Дома обычно имели небольшое окно (30–40 см).
Для хранения различных продуктов – мяса, курдюка, сыра, муки, зерна, сушеных фруктов – использовали амбар «цагъур», картофель, морковь хранились в яме, специально вырытой на первом этаже дома. Для хранения особенно ценных вещей в жилом доме имелся ларь.
Кунацкая комната, где принимали гостей, отличалась своим убранством. На полу расстилались лучшие нарядные паласы, стены украшались коврами, на которых вывешивали дорогое оружие, нарядную сбрую и др.
В 20–30-е годы ХХ в. у тиндинцев в доме стали появляться керосиновые лампы, стол, стул, кровать, печь и многие другие хозяйственные принадлежности.
Важнейшим элементом интерьера каждого дома был центральный столб «гьума». Могли иметь в комнате украшенный богатой резьбой центральный столб состоятельные люди. На этот столб вешали оружие, одежду и многое другое.
С древнейших времен при строительстве дома тиндинцы пользовались теми материалами, которые предоставляла им природа, – камнем, лесом и глиной. Материалы для строительства дома к месту раньше доставляли на ослах.
Дверные и оконные коробки, перемычки над оконными и дверными проёмами изготавливали из камня, причем раньше предпочтение отдавали камню, который намного крепче дерева. Во многих домах ворота, двери и окна имели арочную форму. Крыши домов были плоскими и гладкими, укутанные землей. Для трамбовки земли на крыше использовали каменную каталку. Интересная деталь: в горах зимний сарай «бокь» для мелкого рогатого скота строили из чистого камня без применения глины и дерева арочной формы, каждая секция имела свое вытяжное отверстие на потолке.
Интерьер современного тиндинского дома мало чем отличается от городского. Люди строят новые благоустроенные дома, кроют крыши железом и шифером. В каждом доме телевизоры, музыкальные центры, холодильники, пылесосы, мебель всех видов. В быту используют современную посуду, электро- и газовые печи.
Поделиться
01 Янв 2011 г.
К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...
Июн 2018 г.
Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...
Июл 2012 г.
Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....
Май 2011 г.
…Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...
Сен 2010 г.
Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...
Фев 2010 г.
Все дальше, в пласты веков, уходит от нас первая Кавказская война. Но времена наибов и воинов имама Шамиля не тускнеют в умах последующих...
Окт 2009 г.
Комментарии к статье