Гамзат из аула трех храбрецов

0

Поделиться

21 Сен 1995 г.

В ауле Тинди, что затерялся среди громад Богосского хребта, жили три брата: Заркъо, Таркъо и Маркъо. Как тогда нередко случалось, братья оказались втянутыми в кровную месть. Согласно тогдашним тиндинским обычаям, кровники должны были покинуть аул. И братьям пришлось покориться воле старейшин.

Поначалу они обосновались на месте нынешнего селения Уздал-Росо Хунзахского района, затем перебрались по другую сторону речки, где заложили основу нового аула, известного теперь как Гоцатль. Сюда же хотел бежать и родственник опальных братьев Ишталав со своей невестой Нуцалай, но кровники из Тинди настигли их в лесу возле Гоцатля, и метко пущенные стрелы сделали свое дело…

Один из братьев был кузнецом, другой занимался разведением скота, третий -садоводством. Рассказывают, что Заркъо, Таркъо и Маркъо были отчаянными храбрецами и, будучи выходцами из Тиндинского вольного общества (нынешний Цумадинский район), не подчинялись хунзахскому хану. В результате один из братьев, Маркъо, был подло убит ханским нукером, когда тот работал на своем поле.

Об этом и других событиях, связанных с рождением и становлением знаменитого дагестанского аула Гоцатль, рассказывается в книге «Аул трех храбрецов», написанный гоцатлинцем Магомедом Османовым. Именно в этом ауле, «ауле трех храбрецов», и родился второй имам Дагестана — Гамзат, 206-летие со дня рождения которого торжественно было отмечено в минувшее воскресенье на его родине.

Конечно же, на торжества, посвященные этому знаменательному событию, вместе с многочисленными гостями из разных концов республики приехала и представительная делегация с прародины имама — из селения Тинди, которая совершила зиярат на сохранившейся до наших дней могиле одного из вышеупомянутых братьев — Маркъо, в Гоцатле и на могиле самого имама Гамзата в Хунзахе.

Гоцатлинцы хорошо подготовились к годовщине рождения своего именитого земляка. В центре селения построен памятник-комплекс, посвященный имаму. Здесь и состоялось открытие религиозных мероприятий, посвященных этому событию. Гражданин Сирии Мухамед-Саид прочитал молитву, воздающую заслугам имама перед Всевышним.

Перед началом священного мавлида, исполненного в честь имама Гамзата, выступили известные в исламских кругах люди. Мусульмане с большим вниманием выслушали выступления известного арабиста, старшего научного сотрудника Института истории ДагФАН РАН РФ М. Нурмагомедова, имама Гимринской мечети Рамазана-Хаджи, муфтия Дагестана Али-Хаджи, имама Ботлихской мечети Магомед-Хабиба, депутата Народного Собрания РД Ю.Дадаева, председателя фонда имени имама Шамиля Д . Магомедова„ писателя Г. Гаджиева и других. Они говорили об исторической роли имама Гамзата, о необходимости сохранения исламских и шариатских традиций, призвали к братству и миру. Верующие совершили зиярат на могиле имама Гамзата и Абумуслим-шейха в Хунзахе.

Писатель и журналист, родом из Гоцатля Гусен Гаджиев показал нам, своим коллегам, достопримечательности села, рассказал об имаме Гамзатове, о котором он написал исторический роман, который скоро появится в книжных магазинах. Мы увидели могилу отца имама — Алисканди, являвшегося в то время визирем хунзахского хана, время от времени он выполнял и обязанности посла хана, по его поручению посетил Персию.

Такой вот парадокс эпохи: отец служил хану, а сын сделал все, чтобы избавить свой народ от ханской власти. В 1833 году в ауле Корода (Гунибский район), где его избрали вторым, после Газимухамеда, имамом, Гамзат так и заявил: «Я вам свободу несу, ханские рабы!». А затем последовали хорошо известные историкам кровавые события, когда ханша Баху-бика и два ее сына были убиты в Хунзахе.

Как известно, будущий имам учился у известных тогда арабистов Мухамада из Чоха, Сайда Араканского и Нурмагомеда-Кади из Хунзаха. Потом по совету своего родственника он поехал в Гимры к первому имаму Дагестана Газимухамеду. В дальнейшем судьба Гамзата была связана с Газимухамедом и его ратными делами. В набегах на Кизляр, Дербент, в других сражениях с царскими войсками Гамзат показал себя храбрым и верным мюридом. Он не пил, не курил, а впоследствии, когда стал имамом, приказывал сбривать усы пьяницам и курильщикам.

Всего полтора года длилось имамство Гамзата. Родственники убитой ханши не простили ему его борьбы против ханства, и 19 сентября 1834 ода во время молитвы в Хунзахской мечети его коварно убили.

Надо сказать, что ликвидация Гамзатом ханства укрепила его авторитет среди бедных горцев. Как писал начальник Северо-Кавказского военного округа М. Ланский, «куда бы он (Гамзат-А.М.) ни шел, горцы везде были готовы ему покориться». Ну а горская знать, обеспокоенная решимостью нового имама покончить с ханством, собрала войско, которое было разбито Гамзатом возле Гергебиля.

Рассказывают, имам Гамзат не придавал значения национальной принадлежности воинов, лишь бы они соблюдали шариат. Поэтому в его войске находились абхазцы и даже русские.

К сожалению, об этих и других интересных фактах биографии второго имама Дагестана приехавшие в Гоцатль гости почти ничего не услышали. Потому что торжества носили в основном религиозный характер. Это, разумеется, верно. Но все же, наверное, не следует забывать, что все имамы Дагестана были не только мусульманами, но и политическими деятелями, военачальниками, философами. Празднества по поводу 206-й годовщины рождения имама Гамзата в Гоцатле только бы выиграли и принесли собравшимся пользу в познавательном плане, если бы наряду с религиозной программой, состоялась и светская. Ученые-историки и другие представители интеллигенции могли бы рассказать много интересного о Кавказской войне, особенно в свете второй Кавказской войны, свидетелями которой стали уже мы, живущие на излете XX века.

, раздел: История

Автор: Абдурахман Магомедов / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

21 Сен 1995 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Тинди-шагьар

    К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...

    Июн 2018 г.

  • Надмогильные памятники рассказывают…

    Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...

    Июл 2012 г.

  • Тиндинский хинкал под луковым соусом

    Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....

    Май 2011 г.

  • Одежда, кухня и жилище тиндинцев

    Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...

    Янв 2011 г.

  • На туристских маршрутах

    …Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...

    Сен 2010 г.

  • Там, где ты родился, – аул Тинди

    Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...

    Фев 2010 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля