Табасаранские ковры – произведения нестареющего самобытного искусства

0

Поделиться

01 Янв 2012 г.

Ковроделие, так же как и ювелирное и гончарное искусства, является традиционным национальным нашим промыслом. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане, а именно в Табасаране. Табасаранцы – это одна из наций Дагестана, (занимает четвертое место по численности). Табасаранский район находится в южной части Дагестана.

Эта маленькая местность (откуда и я сам родом), прославилась на весь мир своими знаменитыми табасаранскими коврами. Эти ковры отличаются очень высокой прочностью, плотностью и соответственно долговечностью. Средний срок эксплуатации одного ковра 300-400 лет. По сравнению средний срок эксплуатации иранских (тоже знаменитых на весь мир) ковров всего-навсего 50 лет.

У нас в районе в каждом селе, даже в самых маленьких, где всего 20-30 домов, есть своеобразные мини-заводы по производству ковров. По-другому их называют артелями. Интересно то что все эти артели сохранились и в 21 веке, все те же инструменты, вся та же технология производства, правда сейчас уже нитку для ковров покупают или заказывают. А раньше и нитку делали сами же из натуральной овчинной шерсти и по ручной технологии. В каждом таком «заводе» каждый день работают десятки и даже сотни человек. Ткут ковры группами из 2-5 человек, смотря какие размеры. Среднее время изготовления одного ковра – 2-3 месяца. Работники зачастую устраивают соревнования: кто быстрее и у кого красивее ковер. Самые красивые ковры отправляются на различные выставки. Традиционные табасаранские ковры можно встретить во многих музеях Нью-Йорка, Парижа, Монако, Милана, Токио а так же в других городах по всему миру.

Процесс изготовления табасаранского ковра требует от мастеров-ковродельщиц необычно тонкого вкуса, индивидуального мастерства, огромного терпения и неимоверной усидчивости. Таковыми качествами обладают практически все наши табасаранские женщины. Секреты ковроткачества передаются от матери к дочке, от поколения к поколению. Ведь создание ковра это целое искусство, а у каждого искусства есть свои секреты.

Ковры ткутся на основе своеобразного технического чертежа, где собрана вся необходимая информация о будущем ковре. Это его размеры, узоры, расстояния между узорами, цвета… Чертежи в свою очередь тоже создаются опытными мастерами-ковродельщицами. Многие опытные мастерицы этого дела, не имея перед собой чертежа, выполняют ковер по памяти. Это какой памятью необходимо обладать, что бы запомнить все узоры и цвета даже на небольшом ковре! Их там просто огромное количество!

Раньше ковры ручной работы являлись одними из самых ценных предметов в дагестанских домах. В те времена средний ковер спокойно могли обменять на двух лошадей либо на несколько голов мелкого рогатого скота. На вырученные деньги с продажи одного такого ковра, семья могла жить полгода, а то и год. Даже в приданном дагестанской невесты обязательно должны были быть ковры ручного производства, а у табасаранцев – хотя бы один из ковров должен быть соткан самой невестой.

Табасаранские ковры сохранили свои традиции и технологии производства такими же какие они были в далеком прошлом. Табасаранские ковры — это произведения нестареющего самобытного искусства. Эти ковры очень широко применяются и сегодня, даже в украшении современного интерьера жилья и любых других общественных помещений, очень хорошо гармонируют с мебелью, придавая помещению красивый и обжитой вид.


Автор: Джамал Рамазанов
0

Поделиться

01 Янв 2012 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля