Из истории табасаранского тухума

0

Поделиться

12 Янв 2002 г.

В 1992 г. я издала книгу о табасаранцах. Она была посвящена исследованию истории этнографии этого древнего народа. Надо сказать, что книгу я писала с большой любовью и уважением к замечательному народу, который создал интересную самобытную материальную и духовную культуру. Каждый человек существует не сам по себе, а в семье. А семья, в свою очередь, это социальный институт общества, которая, с одной стороны, прямо или косвенно отражает изменения, «происходящие в данном обществе, а с другой — сама воздействует на развитие общества, на формирование личности человека, его ценностных установок, идеалов, его отношения к культурному наследию, к передаче трудовых навыков и т.д.».

В данном сообщении я не ставлю цель дать характеристику семье вообще. Я хочу рассказать лишь об одном удивительном табасаранском тухуме, который состоит из нескольких семей и с которым мне пришлось много общаться. Скажу честно, я была поражена мудростью, образованностью, культурой (в т.ч. культурой общения) членов этого тухума. И этим тухумом, известным не только в Табасаране, но и в Южном Дагестане, Кайтаге, является тухум «Асмадрин — Аълдин баяр».

Известно, что Табасаран — один из густонаселенных регионов Дагестана. На табасаранской земле десятки аулов, которые возникли в различные эпохи. К древним аулам относится Хурик. Сами жители Хурика и жители кайтагских аулов называют село — Хюрекк, а ближайшие соседи — Хуричча (Гъюричча).

Хурик расположен на границе с Кайтагским районом. Вблизи аула сохранились фундаменты разрушенных домов сс. Кют, Тураг, Хина, Учни и других. Выходцы из аула Хурик основали аул Гурхун. Часть жителей Хурика пересилилась в аулы Хустиль, Аркит и др.

С древнейших времен известными тухумами в сел. Хурик были «Асмадрин — Аълдин баяр», «Мистхъар», «Юелдикар», «Туряр», «Мемияр» и др.

Известно, что семья — основная социально-экономическая ячейка общества. В начале XIX в., а кое-где и до конца ХIХ в. большие патриархальные неразделенные семьи были у табасаранов обычным явлением. Но и в дальнейшем, наряду с малой семьей, продолжала сохраняться большая, хотя и в трансформированном виде.

На территории Табасарана распад больших семей шел неравномерно. По имеющимся данным, в начале XX в. были семьи, численность которых доходила до нескольких десятков.

Как пишет профессор С. Ш. Гаджиева «Алибек Гасанов (1883 г.р.) свидетельствует о бытовании неразделенных семей, отцовских и братских, в его молодые годы в ауле Хурик и в других населенных пунктах Табасаранского района». Нам же информатор из этого же селения А. Г. Гасанов сообщил, что у его деда Сефера в семье было 24 человека. Согласно данным переписи 1886 г., тухум «Асмадрин — Аълдин баяр», был одним из крупных в селении Хурик.

Большую ценность для нас имеет рукопись на арабском языке, сделанная Асланом Пирмагомедовым со слов своего дяди Гасана, знатока арабского языка. Рукопись составлена в 1323 (1904) году. В этой рукописи изложена генеалогия тухума «Асмадрин-Аълдин баяр». Это уникальный материал для изучения семьи.

Об этом тухуме сохранились воспоминания старожилов. По словам Г. Алиханова в тухуме «Асмадрин — Аълдин баяр» были знатоки арабского языка — это Асмад, Ибрагим, Гасанбек, которые были известны не только в табасаранских, но и в кайтагских аулах.

Как сообщают информаторы-старожилы, неразделенная семья Гасанова Сефера объединяла представителей четырех поколений. Семья занимала двухэтажный дом из четырех комнат, которые имели выход в общий коридор — веранду, численный состав семьи доходил до 25 человек.

Гасанов Сефер был узденем, опытным землепашцем-скотоводом, умел читать по-арабски. Старший сын Гусейн учился у табасаранских алимов, часто встречался с алимами из Урахи. Другой сын - Алибек также прекрасно владел арабским языком. Он активно участвовал во всех делах жизни джамаата Хурик и соседних аулов, воевал против деникинцев, сыграл роль в преобразовании социально-экономических условий жизни табасаранцев.

Одним из первых организаторов школы в с. Хурик был другой сын Сефера — Раджаб. Он закончил в 1930 г. двухгодичные курсы в г. Дербенте. Работал учителем, директором школы. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Президиума Верховного Совета ДАССР, многими медалями. Он воспитал 11 детей. Среди его детей и внуков доктора и кандидаты наук, аспиранты, художники, врачи, учителя, агрономы и специалисты других профессий. Один из сыновей — Исмаил Раджабович — четверть века возглавлял Дагучпедгиз, а Магомед Раджабович Гасанов прекрасный историк, доктор исторических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, пользуется авторитетом не только среди дагестанских ученых-историков. Его знают и ценят на всем Кавказе, в России, за пределами страны. Другой сын — Гасанов Абдулатиб Раджабович — ведущий специалист Министрества сельского хозяйства РД. Другие наследники тухума «Асмадрин — Аълдин баяр» также являются учеными, врачами, учителями, художниками и работают в Дагестане, России и в зарубежных странах.       

, раздел: Народы

Автор: Б. АЛИМОВА / Источник: журнал "Возрождение", № 8
0

Поделиться

12 Янв 2002 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля