Поделиться
25 Окт 2018 г.
В дореволюционном Лезгистане, находившемся под протекторатом османской империи, обучение велось на тюркском языке. При составлении первых карт молодой Советской республики были использованы и готовые карты Кавказа, составленные турецкими специалистами, которые имели свои далеко идущие политические цели (создание Великого Турана). В результате такого безответственного отношения подавляющее большинство наименований населенных пунктов и рек (топонимика, гидронимика и т.п.) оказалось отуреченным. Поэтому одни и те же объекты приобретают разные названия, официальные и народные. Так, официальное Касумкент (кент тюркское село) в народе имеет название Кьасумхуьр /Касумхур/ (хуьр — лезгинское село). Ашага-Стал (ашага тюркск. нижнее) имеет несколько названий, отражающих его историю: Агъа СтIал (Нижний Стал или: На нижнем гребне), Агъа хуьр (Нижнее село), Агъа Кран (Нижнее Крана, т.е. Нижнее селение города Кра). Орта-Стал (орта тюркск. среднее) среди местного населения называется Кьулан СтIал (Средний Стал) или Кьулан хуьр (Среднее село). Официальное Юхари Стал (юхари тюркск. верхнее) имеет в народе названия Вини СтIал (Верхний Стал), Вини хуьр (Верхнее село), Кьилихъ галай хуьр (буквально: Село, находящееся у головы). Причем, сами стальцы в разговоре говорят Верхнее или Нижнее селение без упоминания слова Стал (ибо и так понятно, о чем речь). Лишь население вне этих сел употребляют слово Стал: Агъа СтIал и т.д. Интересна деформация названия реки Гергер. Изначально река называлась СтIалвацI (Сталвац, Стал река). Когда под натиском тюрков из гаргарейской равнины Арцаха /кстати, и там течет река Гаргар/ на склоны предгорья южнее реки Стал переселялись гаргарейцы, они дали реке Стал и другое название – река Гаргар. Название Гаргар со временем трансформировалось в Гергер — Гуьргер — Гуьрген — Гуьлгер. Но при составлении карт оно было переделано в Гюльгери-чай, что по-тюркски означает буквально цветочная вода, что не имеет ничего общего с первоначальным ее значением. В лезгинской топонимике, гидронимике и проч. наблюдаются зеркальные (параллельные) название населенных пунктов рек и др. ( например, названия Испик, Сальян, Гаргар, Стал, Кран и др. встречаются и в Азербайджане, и в Дагестане). Эти двойные названия, по нашему мнению, свидетельствуют о факте миграции народов Кавказской Албании с юга на север. Люди сохраняли дорогие им названия своей малой родины. Новые названия накладывались на старые и продолжали жить совместно. Название реки Гергер свидетельствует о том, что на предгорье южнее реки некогда происходила миграция гаргарейцев — жителей гаргарейской низменности Аррана (Малой Албании). Возможно, это были предки жителей сел Испик, Салиян, Кашанхюр (Хашанхюр — село Креста) и других. Последняя большая миграция с юга на север Албанского государства происходила в ХI веке под натиском турков-сельджуков из гаргарейской низменности Малой Албании (Аррана).
Местность между рекой Гергер и возвышенностью, на которой стоят три селения СтIалар, от Нового поселка (ЦIийи хуьр) до начала села Стал- Казмаляр имеет название Терсепул.
Известно, что некогда в 4 веке до н.э. здесь стоял город Тарс. В I966 году при рытье траншеи под фундамент насосной станции у стальских родников мы, ученики 8-го класса, с учителем истории нашли два ствола водопровода из керамических труб, по которым, видимо, шла вода в городище Терсепул. По мнению одних ученых Тарс (терс) означает непокорный.
Так назвали его после безуспешной попытки римлян в конце I века н.э. взять город Кра. По мнению других, город Тарс получил свое название от материала постройки — кирпича из глины и самана. Крепостная стена из глиняного кирпича проходила с севера от возвышенности (от Старого села Агъа Кран, ЧIуру хуьр) на юг до реки Гергер. У местности Кiеле (ныне крепостной холм разрушен и выровнен и на этом месте построена бензозаправочная станция) стояла крепость (КIеле) с крепостными воротами. От Дербента (Кьвевар — Двоеворот) в сторону Терсепула и в сторону крепости Куба (КIеле) через определенные интервалы в пределах видимости были возведены сигнальные курганы, на которых носили постоянную вахту дозорные с небольшой охраной. В случае нападения врага на курганах по цепочке сжигались костры из заблаговременно приготовленных дров, хвороста. Дым костра служил сигналом тревоги. Позже в VI веке город был разрушен хазарами.
По нашему мнению, город Тарс не что иной, как город Кра. На чем же обосновано наше предположение? Во-первых, эта область сохранила свое прежнее название Кюра (Куьре).
Во-вторых, это же название распространилось и на ближние поселения, что является дополнительным свидетельством, указывающим на их древность. Верхним из этих поселений является Кра-хюр (Курахуьр, Курхуьр), что означает «принадлежащее Кра село». Нижнее селение — Агъа Кран (Нижнее принадлежащее Крану, на это указывает притяжательный суффикс «н»). Селение Агъа-Кран (Агъа-СтIал) где-то в начале ХIII века снялось с места ЧIуру хуьр (разрушенное село) на 2-3 километра на запад. Прежнее село было разрушено монголо-татарами. Вот что говорит об этом времени поэт ХIII века Кра Мелик:
Над нами тучей вражья тень,
Очаг защищать вставай, народ!
Наш последний иль новый день
Очаг защищать вставай, народ!
Этноним слова Кран некоторые ученые склонны видеть в слове кар — камень (сравн.: армянск. кар, керт, латинск. карр), но, по нашему убеждению, как мы уже говорили выше, происхождение этого слова тесно связано с названием города Кра.
Местность от Шаракун (у нынешнего селения «Советское» поворота дороги на Сулейман-Стальский район) до города Кра (Терсепула — Терсе полис — глиняный или непокорный город по разным мнениям, как было сказано) был покрыт густым лесом. По бокам дороги и курганов полосы были очищены от леса. До настоящего времени от тех лесов остались священные рощи.
Край Кра богат родниками и прохладными родниковыми ручьями — нишравами. Особенно у подножия сел Средний и Нижний Стал. Здесь из-под земли бьют целебные воды Кпул йад (вода от радикулита) и мазулад йад (вода от мигрени). Топоним Шаракун, по нашему мнению, означает «Царский двор» (Шара — царя, царское, Кун — место сборища, дислокации).
На счет происхождения названий сел СтIалар существует разные версии. Многие связывают этимологию этого слова со словом «ст1ал» (капля). Но, нам кажется более вероятным связь со словом «син» (холм, гребень, вершина). Все три села с названием СтIал от Нижнего Стала до Верхнего Стала расположены на трех из многочисленных гребней, простирающихся параллельно гряде гор Главного кавказского хребта с востока на запад. Сами сельчане называют эти села Агъа хуьр (Нижнее село), Кьулан хуьр (Среднее село), Вини хуьр (Верхнее село). Лишь Нижнее село (Агъа СтIал) имеет двойное название Агъа Кран (Нижнее /село/ города Кра). Но Верхнего Кра почему-то нет. Видимо, верхним селом считалось Крахюр (Куркент). Возможно, из-за того, что села расположены на гребнях (син, синтI), они соответственно и получили названия Агъа синтIал (на Нижнем гребне), Кьулан синтIал (на Среднем гребне), Вини синтIал (на Верхнем гребне). А может, названия сел связаны со словом «стIал — капля» (ибо эти места богаты источниками). Так или иначе, ясно одно, что история этих сел переплетена и глубоко взаимосвязана. Эти три села действительно выглядят как три капли (стIала) из одного источника. Кстати, между Вини Стал и Крахуьр южнее располагалась крепость Квард (Кард — сокол, Квард — что-то связанное с водой, с культом воды /сравн. квар — большой кувшин для носки и хранения воды/).
Самое большое из этих сел — Нижнее село /Ага Стал /. У подножия СтIалар в терсепольской долине протекает, упомянутая нами река СтIалвацI (Сталвац) или, как ее еще называют в народе, ГергервацI. С юга напротив Сталар возвышаются величественные вершины Шахдага и Шалбуздага, вечно покрытые снегами, с юго-запада — бесснежная летом вершина Гетиндага, а с северо-запада — темный силуэт отдыхающего великана Черной Головы Чулавкил (ЧIулавкьил).
Население сел Сталар занимается в основном животноводством, зерноводством, садоводством и виноградарством. Животноводство и коневодство, развитое раньше, в настоящее время прекратилось (заметно уменьшилась доля животноводства и в личных хозяйствах). В пост перестроечное время хозяйства этих селений, как и многие отрасли производства в России, оказались в экономическом упадке. Остро ощущается дефицит грамотных и честных хозяйственных руководителей.
Если раньше Сталар называли хлебным краем (фу авай СтIалар — хлебный Сталар), то сегодня из-за личных и клановых интересов от руководителей района до руководителей хозяйств этих сел, год от года жизненный уровень населения падает. Растет безработица и пьянство, наркомания и преступность.
Прекращение выращивания конопли и мака из-за проблем наркомании вызвало исчезновение целого пласта материальной культуры лезгин. Конопля — исторически традиционная культура для этого края. Из конопляных волокон ткали легкие циновки и половики, мешки для зерна и проч., изготовляли бечевки, веревки и канаты. Семена конопли и мака использовались в богатейшей народной кухне. Пыльца конопли и мак применялись в народной медицине. К сожалению, запрет на выращивание этих культур не спасает регион от распространения наркомании.
Эффенди Капиев называл Сталар поэтической Меккой, а Расул Гамзатов — поэтической Элладой. Мудрая поэзия Стал Сулеймана, названного М.Горьким «Гомером ХХ века», страстная поэзия Саяд Стальской облетели далеко за пределами Лезгистана и Дагестана. Подготовленная нами рукопись «Стальские поэты» содержит имена более пятидесяти поэтов и сочинителей от средних веков до наших дней.
Как свидетельствуют данные эпиграфических памятников, в селения Сталар из Аравии мигрировали арабы-миссионеры, от которых исходят и ныне здравствующие тухумы пIирер /пирер — святые/ в Кулан и Вини Стале, сейидар /сеййиды / в Ага Стале.
В дореволюционное время в селении Ага Стал были знаменитые медресе Атлухана-эфенди, а затем и его сына Абдул-Гамида-эфенди. Здесь учились основатель дагестанского мюридизма и накшбендизма, учитель трех дагестанских имамов Мухаммад аль-Яраги (двоюродный брат по матери Атлухана-эфенди) и мастер любовной лирики, поэт Етим Эмин. Гордостью являются имена более сорока ученых стальцев. Среди них заслуженные учителя, агрономы; депутаты разных уровней и люди, занимающие высокие государственные посты от прокурора республики до заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Далеко за пределами Дагестана известны имена заслуженного тренера России по армреслингу Мурада Идрисова, воспитавшего более полутора десятка мастеров разного уровня и известного футболиста, бывшего капитана «Анжи» Нарвика Сирхаева.
Имя заслуженного агронома России, известного садовода Сиражудина Альдерова носит Акционерное хозяйство села Кулан Стал.
В Нижнем Стале находятся дом-музей Сулеймана Стальского, средняя школа, большая соборная мечеть. В среднем селении также находятся средняя школа, ковровая фабрика, старая и новая мечети. Оригинальная цилиндрическая мечеть в Верхнем селении — очень редкое сооружение. Кроме того, в Верхнем Стале находится знаменитый краеведческий музей, основанный заслуженным учителем Дагестана и России Н.Магомедовым. Большим успехом пользуются красивые многоцветные ковры, которых ткут стальские мастерицы.
Наряду с красивым и острым словом, стальцы любят и создают музыку. Многие из них виртуозно играют на барабане, дудуке (балабан), флейте (кфил), зурне, чунгуре, таре и других инструментах. Стальцы создали и свою мелодию «Ст1ал гьава» (стальская мелодия). А кто не слышал об удивительном мастере по изготовлению чунгуров Абдулрагиме! Без его чунгура не обходится ни одно пиршество. В Декаде дагестанского искусства, проходившей в Москве в I966 году, участвовали знаменитые стальские барабанщики братья Гаджиахмедовы (кстати, их отец, СтIал Буба, был известным борцом-силачом). Известен и любим в Дагестане стальский ансамбль «Беневша /Фиалка/».
Сегодня Стальский джамаат, как и весь лезгинский народ, как Дагестан и вся Россия в целом переживает трудные времена. Весь клубок экономических, политических и социальных проблем тяжелым бременем упал на плечи народа, который хочет выходить из этого потрясенного состояния. Еще жива надежда, что прекратится «прихватизация», хищение и разбазаривание богатых земель и ресурсов. И когда-нибудь все эти богатства будут работать на возрождение и процветание этого красивейшего края, на благо его трудолюбивого, но сегодня обездоленного народа. Гарантия тому — интеллектуальный, трудовой и экономический потенциал народа и его земли.
Поделиться
25 Окт 2018 г.
<…> На меня, и – я знаю – не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец,...
Апр 2019 г.
Заброшенные села Лезгистана – это печальная страница истории народа. Были оставлены села в 1963- 67-х гг. по указу властей по программе отселения...
Авг 2018 г.
Предгорное село Испик в Республике Дагестан с древних времен славилось гончарных дел мастерами, но с течением времени, былая слава лучших...
Авг 2018 г.
Настоящее название села: Хпек (деформированно Хпюк). Так он обозначен в топографических картах. Село находится в историческом центре Кюры —...
Апр 2018 г.
Поездка в Касумкент нарисовалась неожиданно. Меня пригласили в гости к Майине Саидовне Абдулмуталибовой – известному лезгинскому...
Июн 2016 г.
Проект #Дагестан52 – это возможность не только поближе познакомиться с красотами природы или с производственными объектами. Это еще и встречи...
Янв 2014 г.
Комментарии к статье