Поделиться
09 Фев 2010 г.
Кустарные промыслы удовлетворяли потребности населения в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, сельскохозяйственном инвентаре.
К народным промыслам жителей аула Тидиб в XIX веке относились художественная обработка камня, дерева, обработка шерсти и изготовление изделий из них, разведение тутового шелкопряда и производство женских головных уборов из чистого шёлка (чаба), получение из местного сырья 8-9 видов натуральных красок, изготовление овчинных тулупов, кожаной обуви, серебряных украшений, развитие кузнечного дела и т.д. За редким исключением использовалось и привозное сырьё.
При строительстве домов и мечетей мастера-каменщики делали арки, высекали на камнях узоры, спирали, лабиринты, изображения солнца, звёзд, человеческих рук, фигуры людей и животных. Такие петроглифы были и на могильных плитах. Кстати, лабиринты на камнях изображались, чтобы запутать в них нечистую силу. Подлинным шедевром стали два каменных кольца, вдетых друг в друга.
Развита была в ауле Тидиб и художественная обработка дерева. Основными предметами, изготавливаемыми из дерева, были посуда, сельскохозяйственные орудия (молотильные доски, вилы и лопаты для веяния зерна, плуги, бороны и др.), мебель, мерки для сыпучих продуктов шести видов, сёдла, сундуки, ларцы, люльки, станки для ткачества и другие необходимые в быту вещи. Мастера-резчики по дереву богато украшали орнаментом мебель, подпорные столбы, рамы и решётки. Резьба была как графическая и рельефная, так и сквозная. «Жители аула Тидиб умеют делать огромные деревянные стенки с резьбой и орнаментом (цагур) со множеством отделений. Таков дом Нухулова Абдулы», — писал В.Марковин.
Основным материалом для изготовления одежды служили продукты животноводства (овчина, кожа, шерсть). Из шерсти производили сукно, войлок для обуви, зимние носки. Из овчин — шубы, папахи, жилеты. Кожа служила материалом для обуви. По количеству шуб определялась состоятельность семьи. Для их сохранения в летнее время в них вкладывали пахучие растения.
Обувь делали из крепкой коровьей шкуры (накай), которую тщательно обрабатывали. Шили нитками из козлиной шкуры, которые были очень прочными. Обувь забивали соломой для защиты от сырости, ее меняли время от времени. Чтобы вода не просочилась вовнутрь, в самых уязвимых местах войлочную обувь покрывали воском. Папахи (бухари) делали из шкуры специальных пород ягнят.
Жители селения умели производить из местного сырья натуральные краски, в этом добились больших успехов. Ими окрашивали шерстяные нитки и ткани. Эти красители не линяли, и ковровщицы из Южного Дагестана специально приезжали в аул перенимать их опыт.
Подобно древним китайцам, тидибцы путём разведения тутового шелкопряда получали чистый, натуральный шёлк. На деревянном станке, изобретённом аульскими мастерами, делали ткани. Этот шёлковый материал использовался для производства больших женских платков с бахромой (хIотIол чаба). Они были очень дорогими, и только состоятельные люди могли позволить себе купить их.
Из чистого серебра, выплавляемого из монет периода Николая I , ювелиры делали височные бляхи (кольца) разных размеров, которые подходили к женским головным уборам любого цвета. Производились также браслеты, кольца, серьги, цепочки, фибулы и др.
«Украшения из серебра очень идут к смуглым и усталым лицам пожилых горянок и подчёркивают красоту молодых девушек. Они переходят от матери к дочери, из поколения в поколение», — писал В.Марковин, посетив Тидиб. Мастера-ювелиры делали и кожаные ремни с узорами из свинцовых гвоздей.
Достижениями домашних промыслов жителей селения Тидиб восхищались известные учёные, исследователи, исторические деятели, посетившие эти места в разные периоды. Здесь побывали знаменитый лингвист П.Услар, художник Лансере, запечатлевший аул в картине «Тидиб вечером», имам Шамиль, патриарх дагестанской истории Р.Магомедов и многие, многие другие.
Изделия народных промыслов жителей аула Тидиб хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств, в музее Тидибской средней школы, в частных домах. Эти бесценные свидетельства упорного и тяжёлого труда наших предков нужно сохранять, оберегать и передавать последующим поколениям для того, чтобы все помнили, какими удивительно трудолюбивыми и талантливыми были эти люди, какими прекрасными памятниками культуры были их творения.
Поделиться
09 Фев 2010 г.
В современном мире очень трудно представить себе жизнь без электроэнергии, но при её временном отсутствии (что часто происходит в горных...
Янв 2011 г.
Мир изобилует великими людьми. Разве каждая деревня, каждый город, каждый край не имеет своего великого человека? Несомненно. Были, есть и...
Мар 2009 г.
Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе. Б.Ауэрбах Любовь к танцам прививается в Дагестане буквально...
Фев 2009 г.
Комментарии к статье