Селение Ругельда образовалось путем слияния мелких населенных пунктов: Гьенди, Гъагъзалъ, Колохорих, ТIахIладаколо, Гьадах слияние произошло мирным путем для согласованной борьбы против внешних врагов. Селение находилось в теперешнем стороне квартала селения, обращенного к обрыву и с одной стороны естественно защищенного им . По преданию с трех незащищённых сторон селение было окружено крепкими стенами. В селение могли проникнуть с двух сторон, охраняемых круглосуточно часовыми.

Селение Сомода возникло по преданию на месте разрушенного во время распространения ислама села «ЧIутIбузух», находящийся от теперешнего села на расстоянии примерно 800 метров. И сейчас при разборке остатков стен в этом месте находятся куски керамики, угля. катков крыш. По преданию одна старуха Тедурилай из тухума ИтIимахIалазул, не пожелавшая принять ислам осталась там же и на нее спустили крышу дома. Селение было расположено на скале, обращенной к речке. В селении сохранились остатки, 4 башен, служившие для охраны.

Селение Хиндах образовалось от слияния двух сел: Хиндах и Согьодух. На месте бывшего селения Согьодух сохранился фундамент от бывшей башни. Само селение Хиндах с одной стороны, укреплено высоким скалистым обрывом. С другой стороны его защищали 2 башни, основания которых сохранились до наших дней. Около селения в местечке «РацIнакь нохъо» также сохранилось основание башни, охранявшей подступы к селу и оповещавшей о приближении врагов.

Селение Мусрух образовалось от селения двух сел «Мусрух» и «Кьолиб». После эпидемии холеры остатки жителей «Кьолиб» перешли в Мусрух. Говорят что Мусрух основали охотники. В селении находится сохранившаяся башня, имеющая толстые стены и 7 перекрытий во все стороны узкие бойницы. Легенда гласит, что она построена на растворе в изготовлении которого использовалась от сыворотка 40 коров богатой вдовушки. В селении, вход был только с двух сторон , которые круглосуточно охранялись часовыми.

Селение Хонох образовалась от слияния 7 селений: Магъаа, ГIураа, ЧIалтIа, СогIокь, Хонох, ГIадарох, Къеда коло. Слияние произошло после эпидемии холеры. Селение расположено на склоне, наиболее ровном месте. В селении сохранились основания 5-ти башен.

Селение Рукдах расположено около селения Хиндах. Оно было также укреплено. В селе были две башни. Одна полностью разрушена, а у другой сохранилось лишь основание. После насильственного переселения селение опустело, где проживало лишь одно хозяйство, которого после депортации вернулся в соло. Несмотря на отсутствие электричества, и других благ долгое время здесь жила женщина Хайдат в одиночестве, которая скончалась в 2004г. зимой. Теперь село окончательно запустело.

Селение Урчух с одной стороны, естественно укреплено крутым обрывом, а с другой по преданию защищалось стенами и двумя башнями, основания которых сохраняются и в наши дни.

Все селения, входящие в состав Келебского союза сел, жили в тесном взаимодействии . Для решения вопросов, касающихся целого общества, собирались представители каждого общества в одно определенное место в местечке «Рухьади»,что значит место встречи. На сходе выбирали предводителя целого союза сел. Он организовывал ополчение, предводительствовал в походе. Но власть ей была ограничена деятельностью джамаатских организаций.

Основным занятием жителей явилось земледелие и скотоводство. По переписи I886 г в Келебском союзе сел всего было 300 дворов.

Земли -3860 сахI посева, на 1 дым приходится I2-I3 сахI посева.

МРС- 59I3 голов на один дым I9-20 голов.

КРС- I389 голов на один дым 4-5 голов.

Лошадей-75 голов.

Ишаков - I83 голов.

Сеяли пшеницу, ячмень, кукурузу, рожь. Пахотные поля удобряются навозом, которая также представляла большую ценность.

В известных адатах Келебских селений относящиеся к концу ХVII - нач. ХVIII.вв.

Одна из статей гласит: «Если кто продает навоз для удобрения в другое селение, то с него взыскивается штраф в размере, одной овцы».

Все сельхоз работы строго регламентировались: «Если кто пойдет засеять свой пахотный участок раньше, чем другие односельчане, то с того взыскивается штраф в размере одной овцы» - гласит другая статья из адатов.

При выполнении сельхоз. работ жители сел помогали друг другу. Например: В каждом селении заранее объявлялся день ввоза убранного хлеба «нетIегьи бичай» причем в разные дни. Рано утром под звуки зурны и барабана кипела работа с участием прибывших на помощь гостей соседних сел, превращая в настоящий праздник.

День окончания молотьби также отмечали как семейное торжество «лал лъугIараб сордо» пригласив всех родственников и кто помогал в этом деле.

По производству коровьего сыра, келебцы славятся и по сей день. «Букъа - хIан» и ее производство характерна только для келебцев, производили такие «торолъа - хIан». «Только общество Келеб, Багу-чамалал делали сушеный сыр из молока, который по своим вкусовым качествам превосходил брынзу и мало чем уступал овечьему сыру»- пишет Асиятилов С.Х. в книге «Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев». Забой скота - «хухари» проводили также осенью как праздник всего села. Мясо сушили, делали колбасу, но и несравненный «хIунтIер», изготавливаемый по особому рецепту, известному только для келебцев и который можно сохранит несколько лет.

Из видов ремесла келебцы добились определенного успеха в обработке камня, резьба по дереву камню, столбы, колонны арки, обработка металла не нашла широкого применения. Но наиболее распространенным кустарным промыслом в Келебском союзе сел была обработка шерсти. Из шерсти вырабатывались сукна /сугъур/. «Почти во всех селениях Келебского общества вырабатывались сукна естественного цвета шерсти, в том числе и белые, которые шли на изготовление верхней одежды, особенно черкесок»- пишет Хашаев Х.М. в книге общественный строй. Или же в книге Сборник сведений о кавказских горцах Тифлис I868г. пишется: «Кто из нас имеет жену ткачиху тому жить не трудно»- так говорят о себе кельцы. Эти кельские ткачихи ткут лучшие в Дагестане шали (лезгинское сукно) .... Шали эти продаются в Кахетии, даже в Тифлисе.

Школа в с. Ругельда построена в I928г. Первоначально было начальное обучение. В I942г. осуществлен переходив семилетнее обучение, в I963г.-восьмилетнее и в I968г. Десятилетнее. Руководили школой: Багавудин из Кахиба, Ахмед из Телетли, Хайбулаев Магомед, Махачев Магомед из Хотода, Махатов Мала из Андыха, Исалмагомед из Голотли, Абдурахманов Кади из Телетли, Омаров Расул из Кахиба , Ахкубегов Магомед из Ругельда, Исмаилов Али из Хиндах I988-I989гг., Тайгибов Магомед из Сомода.

Колхозы были созданы в I936г.

  • Ругельда, Мусрух-колхозы им. Коминтерна.
  • Сомода-им. М.Горького.
  • Хонох - им. К.Маркса.
  • Урчух, Рукдах, Хиндах - им. Чапаева.

В I944г. население Урчух, Рукдах, Хиндах были депортированы в Чечню. Их земли переданы: Урчухская -Сомодинцам, Хиндахская, Рукдахская - Ругельдинцам.

В I95Iг. произашло разделение на два колхоза:

  • Ругельда, Мусрух, Хиндах - колхоз им. Сталина.
  • Сомода, Хонох, Урчух - колхоз им. М. Горького.

Наряду с колхозным строительством шел процесс раскулачивания, причем не оправданное. Среди них Ахкубек, Харачил Магомед, ГIачураласул Али, Айзал Магомед, Шарипил Расул.

Наиболее видные представители прошлого и сегодняшнего.

  • Али Келебский - был выдающимся ученым и мыслителем. В частности, Шуайб Афанди из Багину в своей книге «ТIабакъат» пишет, что Али Келебский был мужественным ученым эпохи нашествия Надыр-шаха. Жил он в это время на земле лезгинской, и план разработанной Али Келебским сыграл немаловажную роль в его разгроме. Большим талантом в знании МантIикъ-логики,ТавхIид -теологии обладал другой ученый Теручи Сомодия, Келебского общества. Умер от эпидемии чумы в I757г. Похоронен в селении Сомода. В числе других можно перечислить: Аттил Магомед из Хиндах, ХважахIмадил ГIали, Зайнабиласул Магомед, Муртазалил Магомед.
  • М.М.Гитинов родился в I925г. в селе Мусрух Кахибского района. Трудовую деятельность начал I942г. райорганизатором союза печати при Кахибском райконторе связи, затем работал председателем Комитета по физической культуре и спорту Кахибского райисполкома. С I943-I949г. на хозяйственных работах: заведующий овцетоварной фермой, заместитель председателя колхоза «Коминтерн» Кахибского района. Затем перешел на партийную работу -был секретарем партийной организации Тамазатюбинской МЖС Бабаюртовского района, заместителем начальника политотдела Бабаюртовского управления отгонного животноводства, инструктором, затем заведующим организационным отделом Кахибского райкома КПСС, учился в Московской высшей партийной школе. С I96I-I970гг.был заместителем председателя, председателем Советского райисполкома. В I970г. был избран первым секретарем Советского (сельского ) райкома КПСС. С I978г. до последних дней жизни работал в отделе по подготовке зон водохранилищ ГЭС при Совете Министров ДАССР.
  • Ахгубеков М.Г. родился в I926г. с.Ругельда Кахибского (Урадинского ) района. С I935 -I952гг. обучаясь в различных школах окончил I0 классов. Трудовую деятельность начал в январе I942г.
  • Гасанов М.Г. родился в I92Iг. с. Сомода Кахибского района. В тридцатые годы в сел Сомода, а затем в Ругельда окончил 7 классов. Окончил зооветеринарный техникум, затем учился в областном партийном школе. После этого 3 года учился в милицейской школе. (Начальствующий состав милиции). Трудовую деятельность начал в I94Iг., работая бригадиром колхоза. По комсомольской путевке работал районо -пожарным инспектором НКВД занимал и другие должности. В I956 -I957 гг. работал начальником милиции в Гергебиле. С I958 по I97I гг. работал председателем колхоза имени М.Горького, и вывел в ряди передовых в республике, за что был включен в республиканскую Доску почета. I97Iг. был избран депутатом Верх. Совета РСФСР, за безупречный труд Магомеда Гасанова отмечена различными наградами: Орденом Трудового Красного знамени и.т.д., в настоящее время его именем назван СПК, где он долгие годы работал председателем.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля