Аул на Богосском хребте

0

Поделиться

17 Янв 1998 г.

На одном из обращенных на север лесистых склонов Богосского хребта раскинулся аул Ратлуб Шамильского района. Сосновый лес, охватывающий аул полукругом и местами вклинивающийся между его кварталами, обеспечивает здесь столь здоровый воздух, что почти все 737 жителей в 206 дворах имеют на щеках ярко выраженный румянец, А внизу, в местности Ахилаги вдоль речки Ратлубка, плодоносят сады, в которых хорошо растут даже довольно теплолюбивые абрикосовые и ореховые деревья. И тем не менее, большая часть ратлубцев проживает вдали от родного аула. Кто-то – в Каспийске, кто – в Махачкале, и еще некоторая часть – в селе Стальское Кизилюртовского района.

Землей ратлубцы богаты, только в горах джамаату принадлежит около двенадцати тысяч гектаров земли, в том числе более девяти тысяч гектаров лесных угодий. Есть террасные поля, сады, сенокосы, пастбища, и все, сколько ни есть ратлубцев, могли бы прилично кормиться с этой земли. Но многие предпочли жить на плоскости. И причиной тому стало не только вынужденное отселение аула в Чечню в 1944 году. В этой связи ратлубцы горько шутят, что в списке на переселение числились имеющие мало земли жители аула Батлух, но какой-то чиновник из-за схожести перепутал название селений, и мучения выпали на долю ратлубцев… Угодья ратлубцев были столь обширны, что их затем разделили между 24 хозяйствами района.

Есть интересные предания, свидетельствующие о зажиточности ратлубцев. Рассказывают, что в древности загорелась аульская мечеть. Так вот, оттуда вытекла целая речка горящего масла, которое сельчане хранили в подвалах мечети. А поле приобретали за такое количество овец, которое помещалось… на нем! Да и теперь здесь летом полным-полно скота на богатых летних пастбищах.

Ратлубцы любят свой аул, его людей, свой язык, каждый, даже далеко живущий далеко от аула, делает все, что может, чтобы он стал красивым и благоустроенным.

Местным летописцев Магомедом Абдулгапуровым записана очень интересная легенда о Туши-Патимат. Подобно героине лакского эпоса Парту-Патиме, она взяла в руки меч и добилась успехов в боях с гидатлинцами, убившими ее брата. Другая легенда гласит о войне с соседними аулами. У ратлубцев оставалось всего шесть мужчин, но, не зная о том, враги попросили мира и отдали аулу спорные земли! Ратлубцам приходилось с оружием в руках отстаивать свои земли. Много аулов их было сожжено. Самую большую мечеть нашли в развалинах древнего аула Чандиб. А сам Ратлуб когда-то имел крепостную стену и боевые башни, здесь их называют «себа», частью они сохранились до сих пор.

Ратлубцы воевали на стороне имама Шамиля. Карачаевского Бека имам назначил наибом в Ратлуб. Покойный аксакал Осман Абдурахманов оставил рассказ о том, как Бек собрал охотников из числа ратлубцев, поехал на родину и расправился со своими обидчиками. В период гражданской войны аульчане разделились на две части. Например, Инкоса пошел к красным партизанам Ахваха, Зугра Курганова была санитаркой в отряде Омарова-Чохского, а силач Магомед Давудил защищал имама Нажмудина, а когда его спрашивали, сколько загубил большевиков, то гладил свою густую шевелюру и говорил: «Хотите знать, сколько, посчитайте сами». На Великую Отечественную войну ушли 68 человек, вернулись всего тридцать.

В этническом плане жители Ратлуба — ахвахцы, У них богатый фольклор, но запись и сохранение его затруднено из-за заметных звуковых различий с аварским языком. Местные учителя мечтают о том времени, когда будет букварь на родном языке. Остатки крепостных стен Ратлуба, башни, а также сооружения в окрестных опустевших давным-давно аулах хорошо бы сохранить для потомков.

, раздел: Статьи

Автор: Джамапудин Джамбулаев / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

17 Янв 1998 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля