Кахиб - одно из древнейших аулов Дагестана. Старый Кахиб - Бакдаб и его боевые башни были построены в VIII-Х веках. Местности селения Бакдаб были заселены еще в каменном и бронзовом веках. Доктор исторических наук О. М. Даудов, изучив археологические находки, найденные в окрестностях селения Бакдаб, утверждает, что они относятся к VII-IV векам до нашей эры. Ученный В. Г. Котович гробницу с. Верхнего Колоба относит к У-УН векам нашей эры.

В четырехтомной «Истории Дагестана» сообщается, что «вся территория края была освоена еще во II тысячелетии до нашей эры». Автор книги «Древний и новый Кахиб» кандидат наук Г. Г. Арипов утверждает, что аул Бакдаб вошел в научные труды не только дагестанских ученых, но и многих зарубежных авторов.

Аул построен на гребне скалистого массива, недоступного для вражеских набегов. Боевых башен было пять. Большая башня имеет высоту 20 м, ширину 4,6 м, толщину стен- I метр. Рядом с башней была построена большая мечеть, она располагалась на пятом этаже большого здания.

Кахиб - это общее название трех аулов и многих хуторов.

Слово «Кахиб» образовано от грузинского слова «Кахи», что означает скудная горная местность. В I764 г был образован «Кахибский кантон». К XI веку Кахиб вошёл в число тринадцати крупных аулов, таких как Хунзах, Кумух, Ахты, Урада, которые были основными центрами торговли и хозяйственной деятельности. В Кахибе было развито производство холодного оружия, украшений, паласов, шуб, обуви, резьба по дереву, камню, выделка овчин. Развитию аула способствовало то, что он находился «На Великом пути народов» от Самура до Ведено. В августе I886 года в Кахибе было 370 хозяйств, I6I0 жителей, 778 мужчин, 832 женщин.

Кахиб называют аулом Алимов. Шуайб-афанди в своём назму воспевает и названы имена двух Кахибцев: Умайди и Салман.Турецкие архивные источники сообщают об алиме Тидури ибн Илбузар (Кахибском). I886 г. арабистами названы имена I3 Кахибцев, в том числе и Хасан Хильми и Хабибула Хаджи. Ислам жители Кахиба приняли в I460 году, когда Удурат Хаджи Мачадинский вернулся из Аравии в Гидатль. Кахиб - родина трёх шейхов: Хасана Хильми афанди, Хабибула Хаджи, Мухаммадарифа-афанди. В Кахибе открыт мемориал - зиярат трёх названных шейхов. Традиции Кахибских устазов продолжает Мухаммадамин-хаджи.

Жители Кахиба всегда принимали активное участие в крупных событиях, которые происходили в Дагестане и во время нашествия Надыр-шаха, потом - в ходе борьбы четырёх имамов против царизма. В селении Гимры вместе с имамом Газимагомедом, по словам Гайдарбека Гиничутлинского был и алим из Кахиба. Второй имам Гамзат-бек в Кахиб отправил Ахбердилова Магомеда из Хунзаха, когда возникла ссора из-за земель. В войсках Гамзат-бека служили немало кахибцев .В войсках имама Шамиля постоянно служили 45-50 жителей селения Кахиб, из них - меткий стрелок из кремневого оружия - Пахута. За меткую стрельбу он заслужил награду имама. Наибом Шамиля был и житель с. Кахиб Каса Рамазан. Немало Кахибцев в I9I8 году по призыву Нажмудина Гоцинского собрались в поход на Темир-хан Шуру. Но, Хасан афанди, и Хабибула Хаджи по совету Сайфулла-Кади, своего учителя, уговорили их вернуться домой. Хасан афанди, Хабибула Хаджи выступали против гражданской войны в Дагестане. Кахиб был награждён грамотой ВЦИК.

В I923 году 20 ноября в Кахибе открылся съезд Алимов Дагестана. Председателем был избран шейх Хабибула Хаджи. На съезде приняли участие 76 делегатов. Делегаты осудили войну, начатую Нажмудином Гоцинским.

22 ноября I928 года был образован Кахибский район. В него вошли 47 поселений с I7952 жителями. Колхоз был образован в I93I году. Поголовье скота доходило до восьми тысяч.

В годы Великой Отечественной войны защищали Родину 345 Кахибцев. Из них I64 погибли. Погибшим на фронте в Кахибе построен прекрасный памятник. Сотни кахибцев участвовали в событиях в Афганистане, в Чехословакии, в Венгрии, на Кубе.

Первая школа в Кахибе была открыта в I924 году. Его посещали 29 учеников. В I940 году была открыта семилетняя школа, потом она была преобразована в среднюю. С I948 по I995гг. школу окончили I778 учащихся. Кандидатами различных наук стали Магомедов Арип, Расулова Заграт, Зайнулабидов Газимагомед, Гасанбегов Гитиномагомед, Арипов Гаджи, Дибиров Магомед, Расулова Патимат – доктор наук. Писателями стали Арипов Гаджи и Расулов Арип. Полковниками стали Рамазанов Халил, Асадулаев Сайпудин. Звание «Заслуженный учитель Республики Дагестан» получили Омарова Хадижат, Гитихмадибиров Хайбула, Шейхмагомедова Саидат, Шарипов Абдуразак, Абдулаев Наби. Звание «Заслуженный врач Республики Дагестан» получили Магомедов Гаджи, Магомедов Арип. Звание «Заслуженный работник муниципальной службы РД» получила Магомедаминова Хадижат Н.

Заброшены древние бакдабские аулы и хутора. Все жители переселились в Новый Кахиб, Ленинкент, Махачкала, Каспийск, Буйнакск. Переселение коснулось около I700 человек. Где бы Кахибцы не жили, они всегда помнят отцовский аул.

Жители селений Верхний, Нижний Колоб, Мокода, Хорода, Хамакал и Кииних являются выходцами из селения Кахиб. Ради облегчения жизни, учитывая, что место, где расположены эти села более благоприятные для содержания скота, полеводства и т.д., люди начали переселяться и занимать территорию ,создавая хутора. Тухум Андалал в своё время были самыми большими в Кахибе, но мужчины этого тухума были очень эгоистичными и жестокими по отношению с людми других сёл и с тухумами своего села. Они присваивали себе крупный и мелкий рогатый скот, людей собирали налог с пастбищ не только в Кахибе, но и близлежащих сёл. Однажды Голотлинцы из Хунзахского ханства решили отомстить этому тухуму. Они собрались все и устроили засаду. Когда пришли собрать налог, Глотлинцы уничтожили у Андалала почти весь отряд, а остальных мужчин оставшихся в селе Кахиб были уничтожены в самом селении. Старики, женщины и дети переселили из Кахиба в другое место. От них было образованно селение Нижний Колоб. Так сложилось судьба одного их тухумов селения Кахиб.

Таким образом, образовались выше указанные села. Администрация расположено в сел. Кахиб, язык одинаковый, колхоз один, сохранились родственные узы. Когда в 30-е годы шла в стране коллективизация, в нашем селе также был создан колхоз им. РККА, который занимал I-е место в районе.

Люди трудолюбивые, хорошо трудились они и в прикутанном хозяйстве в Бабаюртовской зоне, который приносил колхозу большой прибыль.

В период Великой Отечественной войны 68 человек из села воевали на фронтах , многие из них остались на поле боя, а из вернувшихся никого не осталось в живых. Как и вся страна, Колобцы тоже встали грудью на защиту Великой Родины. Участникам войны в селе построили памятник. ХIасанхIилми- апанди и МухIамадгIариф - апанди ( къ.с) жили всел. Хорода,там же (къ.с) ХIусенил мухIамад- афанди из Уриба вручил ижазу от ХIасан ХIилми (къ.с) для проведения людей по линии тIарикъата.

В I96I году большая часть населения В/Колобцев (общее название сел. В/Колоб) было переселено на плоскость. Им выделили территорию в поселке Ленинкент. Обосновав в этом поселке, где теперь Колобцев более 500 хозяйств, живут в современных условиях жизни. В горах более I30 хозяйств. Самое большое село Хорода 60 хозяйств а раньше самым большим селом было сел. Н/Колоб более 70 хозяйствами. Из селения вышли профессор Зайнулабидов М., доцент Зайнулабидов Г., Магомедов Н., Дибиров М., полковник КГБ Асадулаев Сайпудин. Алимы АсхIабгIали, МухIумасанил МухIамад. Одна средняя с пришкольным интернатом, 2 начальные школы, врачебная амбулатория, 2 библиотеки сельские и школьные, действует медресе им. Асхабали-дибира из сел. Н/Колоб.

В 80е- годы в село провели линию электропередач и строили автомобильную дорогу. У людей возникли условия для лучшего проживания.

Вот, что пишет о своем селе одна из сельчанок Магомедова Пати:

Это родное мое село, моей матери, бабушек, дедушек по материнской линии.когда то в 1984 году я родилась там. меня всегда поражала такая необычная красота. такое сочетание древности и немного современности. я всегда своим знакомым говорила, что в кахибе из цивилизации одно электричество. ка сегодня помню, как брала я огромный чем сама кувшин и шла за водой. было очень тяжело, так как, дороги очень не ровные, с огромными и мелкими булыжниками. особенно тяжело было идти за водой зимой, а она ох какая суровая. а какая там вода очень вкусная, сначала даже больно ее пить, такое ощущение что она с содой, но потом она такая сладкая. я такую вкусную воду еще нигде не пила,когда я на автобусе ехала с село, то чем выше мы поднимались, тем тяжелее было дышать, воздух настолько чист, что вдыхаешь его только маленькими порциями.

У моей бабушки дом находился неподалеку от леса. в тишине ночной можно было  четко расслышать  как шумит лес. вот честно вам скажу таких вкусных ягод как черника, земляника и тд. ни в одном городе, даже в самых крупных магазинах не купишь. а какие там фрукты растут, до сих пор их сладкий вкус у меня  на языке. пока я там жила , ни разу не употребляла кофе и обычный черный чай, только чай из трав, которые собирали мы с бабушкой. говорить можно много: о лесе, о старых как мир селах на скалах, о религии, о людях, об обычаях.но если человек сам это в живую не увидит, то вся картина  о которой все будут рассказывать не нарисуется  в голове  человека, даже с очень богатой фантазией...

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля