Башни Старого Кахиба
Остатки или развалины башен имеются во многих аварских аулах. Боевые башни располагались на подступах к селению. Они отличаются от сторожевых своими размерами, расположением. Если сторожевые (сигнальные) башни располагаются вдали от селений и невысокие (4- 5 этажей), то боевые структурно входят в топографию селения, они примыкают к постройкам и вход в них имеется только из соседнего помещения.
Башни расположены в основном по краям аула (Кахиб, Гоор, Гамсутль, Муслах, Дусрах) и защищают входы в него. В некоторых случаях (Хотода, Тидиб) встречаются башни, расположенные внутри селения, среди построек. Однако и в данном случае они первоначально были сооружены у подступов к селению и окружали его. Со временем населенный пункт разросся, и башни оказались внутри аула.
Сохранившиеся башни представляют собою квадратные сооружения из тесаного камня на скрепляющем растворе. Иногда применялся раствор из ржаной муки (Кахиб, Хиндах), как цементирующее средство или смесь на известковом растворе. Кое-где в стены башен вкладывались огромные каменные блоки, предназначенные для придания им прочности (Тидиб, Гочоб).
Размеры основания башен колеблются от 3,5 х 3,5 до 5 х 5 м (но чаще встречаются 4×4 м.), кверху они постепенно суживаются, вследствие чего принимают форму усеченной пирамиды. На каждом этаже — по 4 или по 8 бойниц, по одной или по две в каждую сторону. Вход в башню — только из помещения, иногда построенного специально. Над входом в башню имеются машикулы, а с внутренней стороны — отверстие для поражения сверху проникшего в нижнее помещение. Окон в башнях не было, их заменяли бойницы. Толщина стен у основания превышает 1 метр. Сейчас они вверху разрушены, разобраны и установить точное количество этажей невозможно. По преданиям, некоторые из них достигали 11-12 этажей. В ряде мест (Кахиб, Келеб) доныне сохранилось по 6-7 этажей башен. Сообщение между этажами осуществлялось с помощью приставной лестницы, которую можно было убрать в любой момент.
Ахмед Исламмагомедов,
«Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII — начала XX веков», Махачкала, 2002 г.
Фото Гамзата Изудинова
20 января в 16:54