Род Далгатов

0

Поделиться

01 Янв 1999 г.

В живописных горах внутреннего Дагестана расположилось селение Урахи имеющее богатое историческое прошлое. Как и другие дагестанские села, оно испытало на себе разорительные походы тюрок, арабов, иранцев. Мужественные и трудолюбивые горцы стойко переносили испытания. Формировался характер урахинцев — сдержанный, аскетичный, упорный в достижении поставленной цели.

Жители одних даргинских селений славятся как искусные оружейники, других — как прекрасные садоводы и т.д. Урахи известно в Дагестане как селение ученых и поэтов, как кузница даргинской интеллигенции. Одним из известных урахинских родов, давших Дагестану и России видных ученых, общественных деятелей, является род Далгатов. Бережно хранится в роду генеалогическое древо, уходящее корнями в глубь веков. Меняются поколения, но сохраняется память о наиболее выдающихся представителях рода. Среди них были старшины, наибы, ученые-просветители, общественные деятели. После присоединения Дагестана к России представители рода Далгатов одними из первых в Дагестане оценили преимущество этого события, которое позволило дагестанцам приобщиться к русской, а через нее и к европейской культуре.

Первым в роду получил европейское образование Далгат — младший из пяти сыновей ученого арабиста Молла Магомеда. Нелегко было старому алиму, посвятившему себя служению Аллаху, дать согласие на учебу сына в России. Но желание мальчика учиться в светской школе было настолько сильным, что отцу пришлось согласиться. В 1869 г. Далгат закончил Ставропольскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. В университете, бывшем рассадником вольнодумства, были революционные кружки, и молодой, демократически настроенный горец принимал участие в работе одного из них. Вскоре полиция раскрыла организацию, начались аресты. Далгат принял отчаянное решение: сменить фамилию и бежать за границу, в Германию. В письме к родным он сообщил, что теперь он не Халилов Далгат Магомедович, а Магомед Магомедович Далгат, т.е. свое имя он сделал фамилией. Родственникам, чтобы выручить его, пришлось поменять фамилию. Такова несколько романтическая история возникновения фамилии Далгат.

Магомед Далгат осваивал в Германии профессию врача, а в его семье, в Урахи, жизнь шла своим чередом. Начальником одного из участков Даргинского округа работал его старший брат, известный своей храбростью Муртузали-наиб. Много лет старшиной Каба-Дарго был сильный, властный и в то же время гостеприимный и щедрый брат Абдусалам-кады, воспетый в стихах его другом Батыраем. Видное место в обществе занимал брат Абдулкерим, красивый, представительный горец, который в 1881 году был приглашен в Санкт-Петербург от Дагестана на торжества по случаю коронации Александра III.

После окончания учебы за границей в 1877 году Магомед Далгат выдержал экзамен на лекаря и доктора медицины в Петербургской медико-хирургической академии и приехал во Владикавказ, который был крупнейшим городом Северного Кавказа. Молодой врач с головой окунулся в любимую работу и довольно скоро приобрел известность как хороший специалист, добрый и бескорыстный человек. Вскоре он женился на Ниса-ханум — дочери персидского консула в Ростове-на-Дону, у них родились сыновья Джамалутдин и Серажутдин а также дочь Дженнет. В большом уютном доме Далгатов были специальные комнаты для приезжих. Здесь находили помощь и поддержку многие неимущие горцы из разных мест Кавказа и особенно из Дагестана. Доктор Далгат не только не брал с них деньги за лечение, но и покупал беднякам одежду и давал деньги на обратный путь. Подолгу гостили у него земляки-урахинцы, среди которых он пользовался славой непревзойденного врача. Но доктор не только лечил людей. Круг его интересов был гораздо шире. Он стал издавать газеты либерально-демократического направления «Весь Кавказ» и «Голос Кавказа». В них поднимались актуальные для горских народов вопросы, подвергалась критике колонизаторская политика царских властей на Кавказе. В газетах с болью говорилось о дискриминации в области национальной культуры, просвещения. За вредное, с точки зрения властей, направление обе газеты были закрыты.

Большой авторитет снискал Магомед Далгат в качестве почетного мирового судьи Владикавказского округа и депутата городской Думы Владикавказа. В 1912 году его избрали депутатом Госудерственной думы Российской Империи от Дагестанской области и Закатальского округа. В Думе он вошел в блок прогрессистов, предлагавших снять противоречия в российском обществе путем проведения реформ, дабы избежать революционных потрясений. Далгат часто выступал с думской трибуны с защитой интересов горцев Кавказа. Активное участие он принял в обсуждении законопроекта о поземельном устройстве населения Северного Кавказа. Велика роль Магомеда Далгата в становлении молодого поколения Далгатов. Он воспитал своего племянника Башира, оставшегося сиротой после убийства отца кровниками, помогал ему во время учебы в Ставропольской гимназии, а затем на юридическом факультете Петербургского университета. Другой его племянник Абдулазиз решил пойти по стопам дяди и стать врачом. Далгат помогал ему все годы учебы в Харьковском университете. Он внушал своим племянникам, что Дагестану нужны образованные люди, только они профессионально, со знанием дела смогут отстаивать интересы своего народа, защищать простых людей.

Традиции, заложенные старшим поколением Далгатов, были продолжены молодыми. Так, Башир Далгат, в свою очередь дал образование своему двоюродному племяннику Алибеку Тахо-Годи, который под его влиянием стал юристом, закончив Московский университет.

Непростая судьба выпала на долю Абдулазиза Далгата. Став военным врачом, в годы первой мировой войны он в чине генерал-майора медицинской службы принимал участие в военных действиях на германском фронте. По воспоминаниям родственников, это был храбрый, мужественный человек. Имея возможность остаться в тылу, он попросил направить его в действующую армию. Брату Алибеку, который приехал попрощаться с ним, он сказал, что едет на фронт, так как считает, что дагестанцы всегда должны быть впереди, показывать другим пример доблести и героизма, а не прятаться за чужими спинами. После германского фронта, в составе русского экспедиционного корпуса, посланного на помощь союзникам, Абдулазиз Далгат оказался во Франции. Там его застала весть о революции в России, о расстрелах царских офицеров. Абдулазиз принял нелегкое решение остаться во Франции. Его жизнь трагически оборвалась в 1933 году в Алжире, куда он добровольно поехал бороться с эпидемией чумы.

Иначе сложилась судьба Башира Далгата, большого патриота Дагестана, мечтавшего о его культурном и экономическом процветании. Его деятельность была многогранной. Он был блестящим адвокатом, защищавшим интересы простых горцев в поземельных спорах с беками и царской казной. Так, например, он защитил право берикеевских крестьян на недра общественных земель, которое оспаривалось казной после открытия там залежей нефти. Башир Далгат выиграл и другое нашумевшее дело, заставив казну выплатить крестьянам компенсацию за земли, отобранные у них под строительство Дагестанской ветки Владикавказской железной дороги. Эти, а также множество других выигранных Баширом Далгатом дел создали ему репутацию блестящего профессионала.

Большое значение Б.Далгат придавал общественной деятельности. Вместе с дядей Магомедом Далгатом, депутатом IV Государственной Думы, Башир готовил материалы для обсуждавшихся в Думе законопроектов о землеустройстве и об отмене зависимых отношений в Дагестане. Проанализировав правительственный законопроект, он раскритиковал его за то, что в нем отрицалось право частной собственности на землю у горцев Дагестана, не учитывалась местная специфика землевладения и землепользования. Общественная деятельность Башира Далгата выражалась в публикации различных газетных статей, с изложением своих взглядов на историческое прошлое и современное состояние народов Северного Кавказа. Большое значение он придавал изучению правового строя горцев Кавказа. Начало XX в. было временем надежд на осуществление правительством реформ, призванных, по его мнению, установить вместо полицейско-бюрократического режима широкое местное самоуправление. Б.Далгат надеялся на возрождение Дагестана на основе синтеза местного и европейского права и как никто другой понимал необходимость интеграции Дагестана с европейским миром, но не за счет утраты своей культуры и самобытности.

Особого внимания заслуживает научная деятельность Б.Далгата. Он был крупным ученым-кавказоведом, занимался вопросами обычного права, фольклора, этнографии, антропологии народов Северного Кавказа, оставил труды, которыми до сих пор пользуются исследователи. Башир Далгат сотрудничал с известными учеными М.М.Ковалевским, В.Ф.Миллером. Дружеские отношения сложились у него со многими просветителями Северного Кавказа, Азербайджана, Грузии.

Непростой и по своему уникальной была судьба другой представительницы семьи Далгат этого поколения — дочери доктора Далгата Дженнет Магомедовны Далгат. С детства девочка увлекалась музыкой, а когда выросла, поехала, как когда-то отец, в Германию, где стала обучаться в Лейпцигской консерватории. Ее педагогом был выдающийся музыкант, ученик Ф.Листа, профессор А.Рейзенауэр. Дженнет закончила консерваторию с золотой медалью в 1909 году. Она первой из дагестанок получила высшее образование. Выросшая в семье, где главным считалось служение Родине, Дженнет мечтала обучить музыке как можно больше детей из народа. В годы Советской власти она много сделала для организации первого в Дагестане музыкального училища, занималась педагогической работой. Дженнет Далгат являлась также композитором, создавшим целый ряд произведений, в которых использовались дагестанские народные темы. Творческий путь ее был ярким, но, к сожалению, недолгим. Она умерла в 1938 году в возрасте 53 лет.

Сын Дженнет — Джемал Далгат продолжил музыкальные традиции семьи. Блестяще закончив композиторское отделение Московской и дирижерское отделение Ленинградской консерваторий, он долгие годы работал дирижером, а одно время и главным дирижером в Кировском оперном театре Ленинграда. Джемала Далгата знали и ценили во многих странах, где он гастролировал или ставил спектакли, — в США, Германии, Индии, Японии. Неоценимую помощь он оказал при проведении в Москве национальных декад литературы и искусства Дагестана. Джемал Далгат был постановщиком и дирижером первого дагестанского балета «Горянка» на музыку Мурада Кажлаева. Последние годы своей жизни он возглавил вновь созданный «Санкт-Петербург оркестр», быстро завоевавший отличную репутацию. Жизнь Джемала Далгата трагически оборвалась в декабре 1991 года, когда он пытался вынести архив своего деда — доктора Далгата из квартиры, где бушевал пожар. У него осталась дочь Дженнет — художница и двое внуков, которые, продолжая семейную традицию, занимаются музыкой.

Но вернемся в Урахи начала XX в. «Шло время, на смену старшему поколению семьи Далгатов подрастало молодое. В соответствии с новыми требованиями жизни и по примеру старших молодые Далгаты стремились получить хорошее образование. Окончив Темир-Хан-Шуринское реальное училище, при материальной поддержке Азиза Далгата уехали учиться в Россию сыновья его братьев Алибека, бывшего членом Дагестанского народного суда, и Абдул-меджида, который был депутатом окружного суда Даргинского округа. Закончив юридический факультет Одесского университета, работал мировым посредником в Дагестане Абдусалам. Избрал профессию военного Абдулманап. Окончив Астраханское военное училище в 1914 году, молодой подпоручик 3 года провел на фронтах первой мировой войны, был награжден орденами Станислава и Владимира I и II степени. В Московском коммерческом институте учил^ся его брат Магомед. Их двоюродный брат Гамид решил стать горным инженером и поступил в Екатеринославский горный институт.

Студенческие годы молодых Далгатов пришлись на сложный, переломный этап в истории страны, когда Российская Империя переживала последние годы своего существования. Правящий класс показал нежелание и неспособность решить накопившиеся в стране острые противоречия путем проведения реформ. Недовольство сложившимся в государстве положением охватило различные слои общества. Бурлила студенческая молодежь, на собраниях, в революционных кружках обсуждались пути дальнейшего развития России. Одни видели страну парламентской монархией, другие — демократической республикой, сторонники марксизма хотели построить в России социализм без частной собственности и эксплуатации человека человеком.

В гуще этих споров оказались братья Далгаты. Магомедов в Москве, а Гамид в Екатеринославле были активными участниками студенческих кружков. После Февральской революции 1917 года Гамид был избран даже комиссаром милицейского участка в порту Екатеринославля.

События развивались стремительно, и уже в марте 1917 года Гамид по призыву их товарища, опытного революционера Уллубия Буйнакского, возвратились в Дагестан. Вместе с другими революционно-настроенными дагестанцами они создали Дагестанское кое агитационно-просветительское бюро, ставившее своей задачей пропаганду среди горцев социалистических идей. В водоворот политических событий оказались вовлеченными массы людей, по-разному представлявшие себе будущее Дагестана. Духовенство видело Дагестан шариатским государством буржуазно-помещичьи круги хотели развития в Дагестане буржуазных отношений, а революционная молодежь, увлеченная марксизмом, мечтала построить в Дагестане социализм, который, по их мнению, сделает горцев свободными, устранит социальное неравенство. Шла упорная борьба за привлечение народных масс на свою сторону. В этих условиях была неизбежна гражданская война. И она началась и сотрясала общество более 3 лет.

Самое активное участие в этих событиях принимали молодые Магомед и Гамид Далгаты. Они стали членами Порт-Петровского и Областного революционных комитетов. В 1919 г. оба вошли в состав первого Дагестанского подпольного обкома партии, причем Магомед стал его секретарем. Когда Советская власть в Дагестане временно пала, Магомед и Гамид проводили большую работу по подготовке антиденикинских восстаний, участвовали в этих восстаниях. Много раз приходилось им рисковать своей жизнью. Выручали личное мужество, сила воли, выдержка.

О беззаветном мужестве Гамида Далгата, его бесстрашии рассказывали бойцы партизанского отряда, которым он руководил. Наиболее ярко эти его качества проявились во время Манасского и многих других сражений.

Незаурядное мужество понадобилось Магомеду Далгату, когда в 1920 году он с Омаровым-Чохским возглавил оборону Гунибской крепости, где 185 человек отражали атаки многочисленных отрядов Гоцинского.

Вместе со старшими братьями активное участие в событиях гражданской войны принимал Абдурагим Далгат. Весть о революции застала его учащимся Темир-Хан-Шуринского реального училища. В те годы взрослели рано, и Абдурагим быстро возмужал, выполнял ответственные задания подпольного обкома партии в период падения Советской власти. Дерзость и бесстрашие помогали ему находить выход из казалось безвыходных ситуаций.

За мужество и героизм, проявленные в годы гражданской войны, Магомед и Гамид Далгаты были награждены орденами боевого Красного Знамени.

Закончилась гражданская война, и Далгаты стали активными участниками строительства новой жизни в Дагестане. Большой вклад в развитие экономики республики внес Магомед Далгат, занимавший ответственные посты. 4 года он был секретарем обкома партии, много лет — председателем Дагестанского центрального исполнительного комитета. Много сделал для строительства дорог в труднодоступных горах Дагестана Абдурагим Далгат. Их племянник Абдусамад был одним из организаторов дагестанского комсомола, возглавлял республиканский обком комсомола. Инженером на Гергебильской ГЭС работал Гатам Далгат.

В годы гражданской войны Гамид Далгат проявил незаурядные способности военного организатора, и его направили учиться в Академию Генерального штаба. В 1924 г., по ее окончании, он боролся в Средней Азии с басмачами. В 1926 г. он командовал 71 кавалерийским полком на Украине. Сохранилась фотография этого периода, на которой Гамид сидит в первом ряду с будущими маршалами С.Тимошенко и Г.Жуковым. В начале 30-х годов Гамид Далгат в Подмосковье командовал отдельной танковой бригадой, т.е. был комбригом, что ныне равняется чину генерал-майора. Впоследствии он преподавал в Военной академии, где среди его учеников был К.Ворошилов.

Тем временем в стране постепенно формировался диктаторский режим Сталина, беззаконие становилось нормой жизни. Бесследно исчезали видные деятели революции. После убийства С.Кирова репрессии приобрели массовый характер.

Жестокий удар нанесли сталинские репрессии по семье Далгатов. По ложному обвинению были арестованы и погибли в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа Абдусалам, Магомед, Гамид и Абдулманап Далгаты. По 15-19 лет провели в лагерях и на поселении Абдурагим, Гатам и Абдусалам Далгаты, причем два последних были посажены за то, что сказали, что их родственников посадили несправедливо. Они вернулись домой после реабилитации в 1956 году.

Нелегко пришлось женам репрессированных, оставшихся с маленькими детьми, когда многие обернулись от них. Мужественные горянки Патимат, Сакинат, Нана-ханум сумели, несмотря на трудности, воспитать детей, дать им образование.

Новое поколение Далгатов продолжило семейную традицию служения своему народу. Это известные в республике и за ее пределами люди: ведущий сотрудник Института мировой культуры им.М.Горького в Москве, доктор филологических наук Уздият Башировна Далгат; профессор, хирург, много лет возглавлявший кафедру Дагестанского медицинского института Далгат Манапович Далгат; профессора, академики, завкафедрами Дагестанской медицинской академии Гаджимирзоевы Гаджимирза и Гаджимурад Абдусаламовичи. В различных отраслях науки стали кандидатами наук Магомед Далгат, Сайда Гасанова, Умалат и Мурад Далгаты, Эльмира Далгат. Более 50 лет посвятил делу народного образования засл.учитель Дагестана Муртазали Алибекович Далгат, ученики которого работают по всему Дагестану. Много лет работали в органах здравоохранения засл.врач РСФСР Солтанат Магомедовна Далгат, засл.врач Дагестана Магомед Гаджимирзоев. Подрастают дети, на которых старшие члены семьи возлагают большие надежды.

Таким образом, род Далгатов остается верным традициям, заложенным старшими поколениями, главной из которых является служение своему народу.

, раздел: Личности

Автор: Эльмира Далгат / Источник: журнал "Возрождение", № 4
0

Поделиться

01 Янв 1999 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля