Точная дата возникновения села неизвестна, но Кочхюр имеет богатую историю. Это одно из самых старых сел в Курахском районе. Оно расположено на высоте 2100 метров над уровнем моря. Общая земельная площадь составляет свыше 5000 гектаров, из них пашни - 400 га, сенокосы - 1200 га, пастбища- 3500 га. Здесь проживает 1800 человек, имеет 466 хозяйств.
Кочхюрский с/совет был образован декретом ВЦИК от 20.01.1921 г. В его состав входило и село Титель.Точная дата возникновения села неизвестна, но Кочхюр имеет богатую историю. Оно самое старое село в Курахском районе.
Основой села считается Кьешенгмагьле. После к нему присоединились жители аулов, которые находились по соседству. Как говорят сведущие люди, и название села произошло от переселенцев. Село Кочхюр образовалось от переселившихся четырех селений, отсюда и названия - «Кьудхуьр» или «Куьчхьайибурунхуьр», дословно означает «село из четырех сел или село переселившихся». Со временем "Кьудхуьр", или "Куьчхьайихуьр" превратилось в "Кьуьчхуьр".
Как все села Курахского района и Кочхюр в старину имел оборонительные сооружения, стены, в село можно было войти только через ворота. Другого входа не было. На камнях имеются древние надписи шрифтом Куфи. До сих пор стоит Джума-мечеть (трехэтажное здание) построенное в XI веке. Также сохранился арочный мост на высоте 20 метров. К сожалению, после переселения кочхюрцев на равнину мечеть и мост разрушаются. Кочхюр граничит с территориями селений Тител, КIимихюр, Кумух, Курах, Цилинг, Бахцуг и Филер, Гапцаг (Докузпаринский район), Хъуьлер (Ахтынский район). Село разделено на пять магалов: Кьешенгмагьле, Ишахь, Лакахъ (Сенгер), ТIула и Варазан. Имеются 7 мостов (5 арочных), 3 мечети, 5 пIир, 5 родников.
С трех сторон села протекают речки. 37 хозяйств находились на яйлахе. Здесь они занимались скотоводством, готовили молочную продукцию. Село имеет огромные площади сенокосов. Сочными травами кочхюрцы обеспечивали и соседей. Кочхюр - село ашугов, алимов, мастеров. Имена Кочхюр Саида, ГьажиКеремали-эфенди (он несколько лет учился в университетах Стамбула и Каира, ему в селе построили мавзолей), ГьажиМегьамед-эфенди, Къадир-эфенди, Мирзяли-эфенди (говорят, что он обладал нежным, приятным, прекрасным голосом), Гьажимет муллы были известны и за пределами Кюринского ханства.
Неоспоримый факт, жизнь горцев никогда не была легкой и сладкой. Чтобы заработать на кусок хлеба, им приходилось преодолевать много препятствий и невзгод. Поэтому они с давних времен занимались отходничеством, то есть ездили в промышленные центры, богатые районы на заработки. Особенно трудно приходилось горцам тех сел, куда вообще не было никаких дорог. К таким относилось и крупное село Кочхюр - родина великого поэта, ашуга, бунтаря Саида,который поднял свой голос против произвола ханов и беков.
Село расположено в крайне труднодоступном месте. Оно представляет собой как бы естественную крепость: вокруг пастбища, сенокосы, пашни, речки, родники, на огромных холмах стоит село. С восточной стороны от любопытных взглядов село закрывает гора Парзу, с восточно-западной стороны покой и мир кочхюрцев охраняет гора Китинкил. Между этими горами простирается огромная территория села и течет река Кочхюр, и несколько ручейков.
Как все села Курахского района, и Кочхюр в старину имел оборонительные сооружения, стены, сюда можно было войти только .срез ворота с северо-восточной стороны. Другого входа не было. До сих пор стоит в селе Джума-мечеть - трехэтажное здание, построенное в 11 веке. На камнях - надписи шрифтом Куфи. Также сохранился арочный мост на высоте 20 метров через речку, открывающий горцам вход на пастбища и сенокосы. К сожалению, после переселения кочхюрцев на равнину, мечеть и мост разрушаются.
Археологические данные свидетельствуют, что горцы с древнейших времен занимались земледелием и скотоводством. Выращивали в основном озимые. Господствовала паровая система полеводства в форме двух-трехполья. Удобрения применяли не везде и не систематически, редко производилась прополка полей. Хлебопашество имело потребительский характер, недостающие зернопродукты покупали из тех селений округа, где выращивали высокие урожаи зерна.
Сельское хозяйство базировалось на отсталых орудиях производства. Для возделывания почвы употреблялись соха, в которую впрягали пару быков. Буйволы слу-жили тяговой силой. Широко распространенными орудиями труда являлись косы, серпы, кирки, молотильные доски, арбы различной конструкции, вилы, лопаты из дерева.
Во второй половине XIX и начале XX вв. кочхюрцы стали применять более усовершенствованные орудия труда русского образца: железный плуг, волокуши с металлическими и деревянными зубьями, железную лопату. К концу XIX века русская коса вытеснила неудобную, малопроизводительную местную косу.
Впервые кочхюрцы ознакомились и с русским фургоном, в который впрягались лошади.
После включения Дагестана в состав Российской Империи к традиционным земледельческим культурам, которые выращивали для собственных нужд кочхюрцы, прибавился и картофель.
Любознательным, наверное, будет интересен и тот факт, что впервые в Стране гор картофель начали возделывать на Курахской земле. Русские солдаты, казаки, которые остались в Курахской крепости, в сел. Икра, для защиты владений империи, в гарнизонном огороде сажали картофель.
Местные жители проявили большой интерес к этой культуре. Нашлись и смельчаки, которые ели вареную картошку и говорили: «Очень вкусно!». А потом и начали возделывать эту культуру. Кочхюрцы вывели и собственный сорт корнеплода (длинноватый, с шершавой, красноватой кожурой, очень урожайный и вкусный), который приобрел славу в Кюринском округе.
Кочхюрцы были и большими мастерами-скотоводами. Пастбищ, сенокосов было в достаточном количестве. У животноводов была эффективная система эксплуатации пастбищ в зависимости от травостоя и времени года. Высокогорные и пригульные пастбища были распределены между магалами и родами и использовались по необходимости. Разводили овец курдючной породы, отличавшихся неприхотливостью.
Горцы занимались и пчеловодством. Для этого были почти все условия: лесные полосы, альпийские луга с большим количеством медоносных растений и трав.
Говоря о занятиях кочхюрцев, нужно отметить, что было четкое разделение трудовых обязанностей между мужчинами и женщинами. Наиболее тяжелые работы выполняли мужчины (пахота, гшстьоа скота.косьба, изготовление орудий труда). Женщины отвечали за быт и домашний очаг. Чистка шерсти и прядение - тоже их дело. Доением коров опять же занимались женщины, а вот дойка овец и изготовление из овечьего молока сыра считалось уделом мужчин. Конечно, были и другие трудовые обязанности, делившиеся на «мужские» и «женские».
Кочхюр граничил с территориями селений Тител, Кимихюр, Кумук, Курах, Цилинг, БахцугКурахюского, Филер, ГапцахДокузпаринского и ХулерАхтынского районов. Село было разделено на 5 магалов: Кьешенгмагьле, Ишахъ, Лакахъ, Тула и Варазан. Имели 7 мостов (5 арочных), 3 мечети, 5 пир, 5 родников. Прекрасные места! Особенно весной и летом!
Около 40 хозяйств с весны до зимы жили на яйлахе, специальном месте, где занимались скотоводством и готовили молочную продукцию. Оттуда переправляли её в село.
Общеизвестный факт, Кочхюр являлся и местом ашугов, алимов. Имена Саида Кочхюрского, Гаджи Керемали-эфенди (он несколько лет обучался в университетах Стамбула и Каира, ему в селе построили мавзолей), Гаджи Магомед-эфенди, Кадир-эфенди, Мирзяли-эфенди (говорят, он обладал прекрасным, нежным голо-аш). Гаджимет-муллы, просветителя и мецената Тагира, революционера Эмина Джабраилова, прокуроров ЯрметаЯрметова (работал в Тюменской области), Ахмада Латифова, заслуженного артиста Дагестана АйдунбегаКамилова, капитана судов «Дагрыбфлот», орденоносца Салмана Салманова, руководителей партийных и советских органов ЗарыЛатифовой, Шамсудина Ахмедова, талантливых уче-ныхТажидинаАшурбегова, МиязуллахаМурадова, Алимагомеда Бабаева, Камила Бабаева, Габибулаха Исаева, педагогов Эмиргамзы Джабраилова, АбдулмуталибаМуталибова, заслуженного учителя Дагестана ТехмезаЛяметова, заместителя главы муниципального образования города Каспийска УлушанаМуталибова, за-служенного энергетика Российской Федерации ВелиханаВелиханова, мастера строителя Гаджи Велибегова известны и за пределами Курахского района, Южного Дагестана.
Во времена царствования Николая кочхюрские мастера прославились и в Азербайджане, и в России. Среди них были такие талантливые зодчие, столяры, златокузнецы, строители как Хидир, Мирзамагомед, Латиф, Омар, Тагир.
Тагир прославился и как меценат: на свои деньги он из Баку привез книги для медресе селений Кочхюр, Гельхен, Штул. Помог отремонтировать мечеть и мавзолей шейха султана Ахмада в селении Гельхен. Помогал также поэтам, выпускал их книги. В это же самое время урядником семи соседних сел работал кочхюрецУлушан.
Первым просветителем села можно считать покойного Гаджимурада. Он окончил учительский семинар в г. Дербент и работал в первой русской школе, которая открылась в селе Курах в 1912 году. В последующие годы он продолжал свою педагогическую деятельность в г.Дербент, и первым из сельчан и учителей Дагестан;! удостоился ордена Ленина. Он постоянно оказывал поддержку односельчанам в сельской школе.
Впервые школу в Кочхюре открыли в 1937 году. В семилетнюю школу приходили учиться дети и из близлежащих сел: Тителя, Кимихюра, Бахцуга.
Колхоз в селе организовали в 1935 году. Через 2 года за колхозом закрепили земли на плоскости под названием Бугда-тепе. Горцы использовали их как зимние пастбища. Зимой держали там овец. Сеяли озимые, собирали хорошие урожаи зерна.
В годы Великой Отечественной войны на борьбу с врагом защищать свою Отчизну пошли около 160 кочхюрцев. Из них только 89 человек вернулись к своим семьям, остальные отдали свои жизни за Родину.
В 1957 году колхозник Эхмед первым на зимних выгонах построил себе дом. Его примеру последовали и другие. Но их, все-таки, было мало. И только после страшного землетрясения в 1966 году кочхюрцы в массовом порядке переселились на равнину. Тогда и государство вело такую политику: оно охотно поддерживало переселяющихся на равнину горцев. В итоге получилось, что древнейшее горное село Кочхюр опустело, а в местечке Бугда-тепе, рядом с населенными пунктами Ходжаказмаляр, Новоаул, Киличхан Магарамкетского района, образовалось новое большое село.
В настоящее время в нем насчитывается более 350 семей. Часть жителей Кочхюра переселились в поселок Белиджи, город Дагестанские огни, в село Моллахалил. Некоторая часть кочхюрцев живет в городах Дербент, Махачкала, Избербаш, Каспийск, Баку, Сумгаит.
Сейчас Бугда-тепе обыкновенное село, где действуют администрация, отделе-ние почты, Дом культуры, медпункт, средняя школа, детский садик, библиотека. Село газифицировано.
Можно было бы сказать, что жизнь наладилась. Но кочхюрцев постоянно мучит нехватка воды - и питьевой, и поливной.
В 50-60-е годы кочхюрцы заложили на равнинах и сады, где выращивали яблоки, персики, сливы, фундук, абрикосы, ветки ломились от обилия плодов. Но былого урожая фруктов сейчас также нет - без воды все высохло. Поскольку рядом нет никаких промышленных объектов, кочхюрцы продолжают заниматься садоводством, овощеводством.
Добавил Ариф Ахмедов
Комментарии