Поделиться
01 Янв 2004 г.
Почтенные аксакалы рассказывают, что в давние времена в поисках пропавших животных, а также во время охоты на диких зверей, цовкринцам приходилось одолевать головокружительные подъемы и крутые спуски по скалам при помощи конопляных канатов (арканов). В условиях сильно пересеченной местности им приходилось перебираться через горные реки, пропасти и гибкие ущелья по бревнам, используя для этого шест как опору и балансир. Впоследствии они так наловчились в хождении по бревнам, а затем и по канату, что постепенно хождение по канату стало обязательным атрибутом народных торжеств и развлечений в селе, а позже — ремеслом. Именно благодаря уникальному ремеслу канатоходцев селение получило широкую известность в России и за ее пределами. Только до сих пор остается загадкой – что же все таки положило начало канатоходству: необходимость преодолевать горные вершины и пропасти или же состязания цовкринских мужчин в ловкости и сноровке в лазанье над бездонными горными провалами? История любит ставить множество вопросов. Бесспорно лишь одно: уникальное искусство канатоходцев потрясает человеческое воображение.
Что касается самого названия Цовкра, то и тут существует много версий расшифровки названия села, но наиболее верная, близкая к истине, наверное, та из них, по которой название села переводится как «познавшие огонь» (по-лакски «ЦIувкIул»)
Данная версия совпадает с предположениями аксакалов и ученых-историков и о происхождении канатоходства. Преданий много. Согласно одному из них, строя новый дом, цовкринцы первый огонь в его очаге разжигали от священного костра, который полыхал меж огромных каменных глыб. Такой огонь считался оберегом от злых сил природы, духов, спасал очаг от болезней, несчастий, голода и холода.
К священному костру был проложен мост: гладкое бревно на высоких опорах. По «огненному ритуалу», огонь в свой очаг должны были перенести девушки, пройдя по гладко отполированному тысячами ног бревну. Если девушка сможет зажечь факел, то это принесет счастье и благополучие хозяину нового дома. Это ритуальное хождение по бревну требовало от цовкринок большой ловкости и смелости, падение же с него, кроме физической опасности, несло еще позор и подозрение в утрате невинности.
Профессор Даггосуниверситета Магомедбаг Гусейханов приводит множество фактов, подтверждающих, что в стародавние времена цовкринские предки были заядлыми огнепоклонниками: «На древность села указывают свидетельства распространения здесь до принятия мусульманства христианства. В окрестностях села имеется «чапур хIатталу» — кладбище неверных, которое является более древним, чем нынешнее кладбище.
Цовкринцы, видимо, потребляли в пищу кабанов, так как рядом с селением имеется урочище кабанов — «бурчIанниялу». В обрядах, традициях цовкринцев сохранились все признаки зороастризма — религиозного учения, распространенного в I тысячелетии до н.э. на Восточном Кавказе, где существовал культ огня. Да и в наши дни обрядам, обычаям и ритуалам селения Цовкра характерно присутствие в них огня: зажигание костров, свеч, огненные колеса, вынесение лампад и др.».
Поделиться
01 Янв 2004 г.
Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан – из межнациональной семьи: его отцом был лакец Султан родом из Кулинского района Дагестана, а...
Окт 2019 г.
Спустившись с высот на землю и сняв цветастый костюм, дагестанские пехлеваны-канатоходцы, подобно Супермену, вынуждены вести самую обычную...
Июн 2015 г.
Дагестанские канатоходцы известны по всему миру, они участвуют в разных шоу, в цирках, и просто на различных представлениях. Говорят, что в...
Сен 2014 г.
Знаменитый советский военный ас и лётчик-испытатель был героем Советского Союза в полном смысле этого слова. Увлечение В мире не бывает...
Мар 2014 г.
На склонах еще зеленела последняя трава осени, а вершины окрестных гор уже покрыл слепящий снег. Пастух гнал по тропе коров и телят, издали...
Ноя 2013 г.
Единственная на Кавказе школа канатоходцев находится в дагестанском горном селении Цовкра. Местные жители уверяют, что их предки освоили это...
Янв 2006 г.
Комментарии к статье