Точной даты образования села нет и невозможно определить. Однако, можно сказать, что с. Цовкра-1 более тысяча лет.

Селение существовало еще в христианскую эпоху. Об этом говорит тот факт, что и сегодня сохранились остатки кладбища «Чапур х1атталлу» и название «Бурч1аннил рат1», т.е. свиное ущелье.

Мусульманское кладбище возникло после принятия ислама, т.е. после 8-10 веков. Если взять за основу даже эти даты, то с. Цовкра-1 более тысячи лет. Жители села были огнепоклонниками. Некоторые обычаи сохранились и до наших дней «Интнил хьхьу» и т.д.

Название села Цовкра – Ц1ук1ул имеет двойное объяснение: во-первых «Ц1у» — «К1ул» — знающие огонь, во-вторых «Ц1у» — «Ккул» — новое поселение. Вокруг нынешнего расположения села сохранились контуры различных поселений. Это Эябак1у, Цункра, Ттухъавалу, Къаркъала, Оькруц1 и другие. Возможно эти поселения переселились в одно место и возникло новое селение под названием Цовкра.

В книге «История лакцев» Р.Маршаева и Б.Буттаева написано, что когда-то в древнее время в центре села горел большой костер, образовавшийся после удара молнии и после этого их стали называть «Ц1у-к1улмий» знающие огонь. Цовкра имеет и другие названия:
1.Хъун Ц1увк1ул – большая Цовкра
2.Пагьламан Ц1увк1ул – аул канатаходцев
3.Къуллул Ц1увк1ул – типчаковая Цовкра.
После 1860 года, когда Казикумухский округ был разделен на три наибства, в Аштикулинском наибстве оказалось два селения под названием Цовкра-первая, малому Цовкра-вторая, что и сохранилось до сегодняшнего дня.

Экономическое и политическое развитие

Действительно до начала 1-й Мировой войны Цовкра-1 стало соответствовать названию Большая Цовкра.

Здесь по переписи 1913 года бало 343 дворов и 1341 жителя. После установления Советской власти в 1-Цовкринский сельский совет входило и население шести аулов, расположенных вокруг Цовкра-1. Это: Бярнихх, Къичурлухх, Тукъат, Оьллауртти, Чакъали, Ххяллух-мащи.

Вместе с ними в 1-Цовкринском сельском совете было 563 хозяйства и 1794 жителя. Однако никакого прямого подчинения не было и каждое селение развивалось самостоятельно.
Жители этих сел дружили друг с другом, вели торговлю, помогали в трудное время друг другу и т.д.

Основным занятием жителей было животноводство, земледелие и отходничество. Земли, т.е. пашни не хватало и жители вынуждены были заниматься отходничеством.
Сеяли в основном ячмень, голый ячмень, горох, картофель, рожь.

Однако урожая с собственных полей хватало на 1-2 месяца. Поэтому, чтобы обеспечить хлебом на оставшийся период, ездили в Табасаран, Кайтаг, Маджалис за зерном. Зарабатывали как могли.

Цовкринцы были и лудильщиками и каменщиками, и мастерами золотых и серебряных дел, занимались торговлей, выполняли сезонные работы, чтобы обеспечить семьи хлебом. Очень многие умерли там же от малярии, лихорадки и других болезней.

Для продажи женщины из Цовкра-1 ткали специальное домашнее сукно – чухъри, буйрду. На них был спрос и в Дербенте и в Нухе.

Одним из источников дохода стало канатоходство – опасное и рискованное занятие цовкринцев. Канатоходцы устраивали зрелище в различных аулах и городах не только Дагестана, но и в Азербайджане, Грузии, Армении, Средней Азии, доходили до границ Афганистана и Китая.

Канатоходство

Слава о цовкринских канатоходцах быстро распространилась по Дагестану и Азербайджану. Их стали приглашать на свадьбы, различные торжества и праздники.

Знаменитыми канатоходцами были Оьмалах1а, Гупаев Рамазан, Курбитаев Алхас, Маллаев Шапи, а также женщины Кучиева Айшат и Хизриева Бат1и.

Настоящего расцвета искусство канатоходцев достигло при Советской власти. В госцирке начала работать в 1935 году группа «4 из Цовкра».

Под руководством народных артистов РСФСР Яраги Гаджикурбанова и Рабадана Абакарова, Цовкринские канатоходцы гостролировали по многим странам Европы и Азии. Двум артистам присвоено звание Народных артистов РСФСР, девять артистов стали Народными артистами Дагестана, шесть артистов – Заслуженнями артистами Дагестана.

Это сейчас хождение по канату обыватель воспринимает как цирковое искусство. Каких-то 100 лет назад канатоходство в Цовкра было чуть ли не единственным способом передвижения. О том как возникло канатоходство возникло очень много легенд. Одна из самых известных – молодые люди проверяли друг друга на смелость и ходили по канату через обрыв. Сами жители аула признаются, что канатоходство – это обычное зарабатывание денег.

В цовкринской школе канатоходцев занимается приблизительно 10 учеников. Сюда может придти любой желающий. Искусство пользуется популярностью как среди детей, так и среди подростков.

Говорят, научиться ходить по канату можно научиться за несколько дней, а искусству учатся почти до самой старости. В среднем каждый опытный канатоходец владее почти 30-ю номерами, как сложными, так и простыми.

С давних времен в ауле Цовкра существовали своеобразные семейные школы канатоходцев. Детей обучали приблизительно с 7-10 лет. К сожалению, теряется преемственность, в селе из 400 хозяйств сегодня осталось не более 80. В апреле 2012 года президент Дагестана вручил свою премию в области культуры цовкринским канатоходцам и у жителей затеплилась надежда, что искусство канатоходства будет процветать еще долгие годы.

Трагическое начало

В 1917 году произошла Великая Октябрьская социалистическая революция и началось становление власти. Для жителей с. Цовкра-1 она началась трагически. В 1918 году в г. Бухара Узбекистана были казнены 20 кустарей из с. Цовкра-1, которые сражались за установление Советской власти в Узбекистане в отряде Файзуллы Ходжаева.

«Эмир обрушился на дагестанцев, выступавших с оружием в руках за свободу братского узбекского народа. В этот день было казнено 20 кустарей из с. Цовкра-1». Так написано в статье доктора исторических наук Адельгерея Гаджиева «Вековая дружба народов Дагестана и Средней Азии» 8.12.1974 г. Выходцы из Цовкра сражались также за установление Советской власти в Дагестане.

В 1919 году в отряде Г. Саидова сражались более 20 цовкринцев, четверо из них погибли – Гамзаев Сансадин, Алиев Рамазан, Бутаев Курбан и Гасанов Магама. Про подвиги Гасанова М. написано в книге Ибрагимхалила Курбаналиева «Партизаны гор».

Закончилась гражданская война в период восстановления народного хозяйства и везде начался процесс коллективизации.
В 1931 году был образован колхоз и в с. Цовкра-1, но он просуществовал лишь один год и распался.

Повторно колхоз был образован в 1935 году объединили земли, скот, лошадей и начали жить по новому. Были периоды, когда в колхозе насчитывалось 10000 голов овец, 1000 голов скота, 200 лошадей и другие.

Председателями колхоза в разное время работали:
1.Исрапилов Курбан
2.Рамазанов Разак
3.Г-Курбанов Шагабудин
4.Абидов Магомед
5.Гандаев Гаджимахмуд
6.Рамазанов Ильяс
7.Магомедов Дауд
8.Гасанов Камил
9.Ханов К-Магомед
10.Курбанов Алил
11.Мавраев Пазил
12.Меджидов Хайрутин
13.Бакриев Ибрагим
14.Загиданов Гамид
15.Сантуев Магомед
16.Омариве Гасан
17.Сантуев Гасан
18.Закарьяев Магомед
19.Гаджиев Ризван.

Участие в Великой Отечественной войне

198 человек приняли участие в ВОВ. 94 воина погибли на фронтах ВОВ, 11 матерей потеряли по два сына, 28 человек вернулись инвалидами и калеками, 16 человек вернулись с боевыми орденами, 11 человек имели офицерское звание и занимали командирские должности.

Более 30 мужчин и женщин работали на оборонительных сооружениях. 3 женщины умерли там же. Жители села помогали фронту чем могли: теплыми вещами, продуктами питания, сырьем, драгоценными вещами и другим. Известен случай, когда за один день было собрано 21 кг серебра.

Чтобы обеспечить себя собственным хлебом, было распахано более 30 га целинных земель. Особой трагедией для цовкринцев стало смерть 72 детей в 1942-43 году в результате эпидемии кора. Многие отцы, вернувшись с войны, не застали дома своих детей.

Сын выходцев из селения Цовкра – I Ахмет – Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

Его имя стоит рядом с именами знаменитых воздушных асов. За годы войны совершил 603 боевых вылетов. 30 фашистских самолетов уничтожены лично, 19 в группе. Награжден 13 орденами и многими медалями из них 3 ордена Ленина, 3 ордена боевого красного знамени.

Заслуженный летчик – испытатель СССР, Лауреат Государственной премии СССР. Трагически погиб 2 февраля 1970 года при испытании нового летательного аппарата.

Его именем назван проспект в г. Махачкале, где установлен и бюст героя. В родном селе Цовкра – I поставлен памятник, СПК с. Цовкра – I носит имя героя, в школе №8 г. Каспийска ему открыт музей.

После установления Советской власти и до сегодняшнего дня всю полноту власти на местах осуществлялись через Советы, как бы их не называли местными, сельскими, а сегодня администрацией.

В разное время председателями Совета и главами работали:
1.Ахмедов Рашид
2.Гусейнов Ханбутта
3.Гандаев Гаджимахмуд
4.Абидов Гаджиомар
5.Абдуллаев Магомед
6.Омариев Магомед
7.Меджидов Магомедрамазан
8.Багоме Магомед
9.Омариев Нурислам
10.Щамхалов Мямма
11.Минкаилова Гурун
12.Шамилов Самад
13.Османов Аслан
14.Магомедов Гаджи
15.Исаев Нух
16.Бакриева Софья
17.Сантуев Гасан
18.Османов Паша
19.Кусиев Шахбан
20.Меджидов Ильяс

Кузнецы кадров
Начальная школа в селении Цовкра – I была открыта 1920 году. 1935 году ее преобразовали в неполную среднюю школу, 1958 году в восьмилетнюю школу. С 1966 года школа стала средней.

Первыми учителями и организаторами школы в 1920 году были Гасанов Магома и Меджидов Магомед. В 1940 году школа располагалась по частным или приспособленным помещениям. В 1940 году завершилось строительство нового типового корпуса. В разное время руководителями школы были:
1.Саидов Сайпу – Кая
2.Османов Осман – Кукни
3.Атаев Магомеда – Ханар
4.Гьидатли из Лакского района
5.Исаев Гаджимурад – Цовкра – I
6.Меджидов Магомед – Цовкра – I
7.Каранов Абдул – Бярних
8.Гусейнов Муълин – Чукна
9.Джалилов Гасан – Кули
10.Минкаилов Расул – Цовкра – I
11.Щамхалов Рамазан – Кая
12.Бакриев Н – Магомед – Цовкра – I
13.Закарьяев Газали – Цовкра – I
14.Сейфуллаев Магомед – Цовкра – I
15.К – алиев Г – Гусейн – Цовкра – I
16.Саймаева Патимат – Цовкра – I
17.Бакриев Бакри – Цовкра – I
18.Меджидов Ильяс – Цовкра – I
19.Саламова Хадижат – Цовкра – I

Из окончивших школу более 200 учащихся получили высшее образование. Многие из них стали учеными, кандидатами наук, академиками получили Заслуженные звания, награждены орденами и медалями.
Вот некоторые из них:
1.Бакрие Бакри М. Заслуженный учитель РСФСР и ДАССР.
2.Рамазанов Тажиб Р. Заслуженный учитель ДАССР.
3.Магомедов Халид Г. Заслуженный врач ДАССР.
4.Мавраев Пазил Д. Заслуженный агроном ДАССР.
5.Сантуев Магомед М. Заслуженный ветврач ДАССР
6.Сантуев Гасан Заслуженный ветврач ДАССР
7.Меджидов Ильяс Р. Заслуженный учитель РД.
8.Мугутинов Нажмутин М. Заслуженный учитель РД.

Ученные:
1.Меджидов Юсуп Варисович – первый кандидат наук из с. Цовкра – I
2.Халилов Абдурахман И. – академик, доктор наук.
3.Рамазанов Магомед Щ. – академик, доктор наук.
4.Юнусов Курбан М. – доктор наук.
5.Сейфуллаев Бадрутин М. – кандидат наук.
6.Никаев М – Рамазан А. – кадидат наук.
7.Садыков Нурулла – кадидат наук.
8.Г – Ханов М – Баг – доктор наук.
9.Юнусова Марьям – кадидат наук.
10.Омаровы Ахмедхан и Омаргаджи – кандидаты наук.
11.Рамазанов Магомед – кадидат наук.
12.МуртаеваЕлена З. – кадидат наук.

Семья и семейный быт

Семьи бывают большие и маленькие. Большие где живут несколько поколений, дети, внуки, правнуки, живущие в месте.

Главами такой семьи является отец и мать. Отдельные пары имеют свои комнаты. Клячи от кладовых находятся у свекрови, которая старается экономить, как можно больше в больших семьях иногда имеются 20-30 человек.

Брак и Свадьба

Браки в основном совершались между Цовкринцами. Брак между родственниками был предпочтителен, но необязателен. Редко происходил брак с другими селами, есть поговорка:

Жалин вилва тухумрая бува, душ архссанан була.

Встречаются левиратные и сароратные формы брака. Левират предполагает женитьбу на вдове брата. Сарорат — это когда вдовец женится на сестре свой умеющей жены. Еще был лиличное обручение — это если две родственные семьи договаривались поженить своих детей. Рассказывают, что в давние времена на гадекане ставили канат, а под ним разводили большой костер. Девушки поднимались на канат, та которая переходила через канат выходит замуж, а та которая упадет сгорала.

Сегодняшняя Цовкра

От когда-то большого селения (400 дворов) осталось около 80 хозяйств. В 50-ти хозяйствах проживают по 1 человеку, более 10 хозяйств кочуют в г. Махачкалу и обратно.

Всего население 460 человек, в школе учатся 80 детей, более 200 человек пенсионеры и продолжается процесс старения жителей. После 1991 года положение жителей села еще ухудшилось. Не хватает работы. Молодежь уходит в города и не возвращаются в селение.

Колхоз стал экономически слабым, сократилась количество овец, коров мало стали сеять, урожайность с 1 га очень низкая.

С другой стороны укрепились личные подсобные хозяйства. В них увеличилось количество КРС и МРС, однако не всем под силу вести такое хозяйство. Население обеспечено питьевой водой.

Дороги стали лучше, чем раньше но требуют постоянного ремонта.

Работает телевидение но некачественно. Нет мобильной связи имеется переговорная, работает 2 – 3 ларька. В пятницу собирается базар. Нет бани, очень много развалившихся домов. Новостроек нет.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля