Логика критиков звучала математически просто: в Кизляре уже действовали на тот момент два аналогичных учреждения — краеведческий музей им. П. И. Багратиона, который охватывал огромный пласт истории Кизлярщины от древних времён до дней сегодняшних, и специализированный музей образования. Зачем, мол, ещё и вот такой исторически специализированный музей? Получается три музея, не слишком ли для города с населением в 50 тысяч человек?
Но аргументы «за» оказались весомее. Да, благодаря музею им. П. И. Багратиона, мемориалу «Память», ежегодным дням города, научно-практическим конференциям в филиалах вузов, другим мероприятиям сегодня мало кто в Кизляре не знает дату рождения и основателя города, о бывавших здесь легендарных и известных личностях, о месте и роли города в судьбе России в разные эпохи, о кизлярцах, погибших на фронтах Великой Отечественной и о уроженцах Кизлярщины, получивших звание Героя Советского Союза.
Однако из почти трёхсотлетней истории Кизляра вторая половина XX века оказалась, как ни странно, в забвении. А между тем, 50-80-е годы прошлого века — это время мощного индустриального рывка Кизляра, превратившего его из захолустного городка в город с высокоразвитой промышленностью, многоэтажными микрорайонами, с современной инфраструктурой. Именно в этот период в Кизляре были введены в эксплуатацию такие предприятия, как электроаппаратный и электромеханический заводы. В 80-е годы КЭАЗ ежегодно выпускал миллионы микропереключателей, часть которых экспортировалась в два десятка стран мира, в том числе в Японию. А КЭМЗ не только стал флагманом кизлярской и дагестанской индустрии, но вошёл в элитный авиапром и ВПК СССР.
Энергично развивался и винно-коньячный завод, в ту пору родились здесь такие марки, как «Лезгинка» и «Россия», которые и по сей день завоёвывают золотые медали на международных ярмарках. Именно в тот период был создан мощный промышленно-технический потенциал, благодаря которому Кизляр сегодня демонстрирует высокие экономические темпы развития и является налоговым донором для нашей республики.
Увы, нынешняя кизлярская молодёжь мало что знает о той «золотой индустриальной эпохе» в истории города, да и люди среднего и старшего поколения постепенно забывают о ней. Восполнить такой пробел в истории Кизляра и был призван музей современной, главным образом, индустриальной эпохи. Ведь история страны, региона, города подобна дереву, и образованный человек должен знать не только «корень, ствол и вековые ветви» истории, но и более «молодые ветки». Поэтому в первую очередь новый музей обращен к подрастающему поколению, которому со страниц учебников истории, зачастую и с экранов телевизоров твердят о так называемом застое при правлении Брежнева.
Музей было решено разместить в одном из старинных зданий, построенном в конце XIX века и служившим усадьбой богатого кизлярского винопромышленника. После установления в Кизляре советской власти здание было превращено во Дворец Труда, а затем здесь много десятилетий находился горисполком. В 90-е годы, после переселения горадминистрации в новый корпус, здание несколько раз меняло хозяев, некоторое время даже служило госпиталем для раненых в так называемой «чеченской войне» и пришло в запустение. Так что этот дом сам является элементом истории самого города, и размещение в нём музея стало также способом его сохранения. Реконструкция и реставрация проводились, в основном, методом долевого участия предприятий и организаций. Наибольший вклад в строительную работу внесли подразделения ЖКХ и ПСП «Бетон», а генеральным спонсором выступил ГУП «Кизлярский коньячный завод». Все предприятия, организации и учреждения города приняли участие и в «начинке» музея — предложили свои экспонаты, в том числе и исторические реликвии, выпускаемую продукцию, а главное — фотографии от 50-х гг. до наших дней, на которых запечатлены кизлярцы, создававшие индустрию Кизляра и творящие современную историю города.
Открылся музей в сентябре 2005 года — в дни празднования 270-летия Кизляра. Прошло совсем немного времени, а его уже посетило около десяти тысяч человек — гости из разных мест Дагестана и страны, делегации городов-побратимов, кизлярцы. Все гости отмечают удачным как саму идею создания такого музея, так и её воплощение, поскольку аналогов нет не только в нашей республике, но, пожалуй, и во всём ЮФО.
Сегодня здесь трудится сплочённый коллектив энтузиастов и профессионально подготовленных специалистов — это научный сотрудник Виолетта Железнякова, смотрители Лариса Толстикова, Тамара Золотовская, Валентина Иноземцева, Наталья Бобровская. Музей сотрудничает с городским управлением образования, руководством филиалов вузов и среднеспециальных учебных заведений. Именно подрастающее поколение называет директор музея Римма Паламарчук своими главными посетителями, и воспитание в кизлярских школьниках и студентах чувство патриотизма — основной задачей деятельности учреждения.
Для лучшей наглядности и прикосновения к истории родного города здесь проводятся экскурсии по истории Кизляра, становлению и развитию промышленности, транспорта, почты и связи, стройиндустрии, пищевых предприятий. Организуются тематические экспозиции, как например, посвящённые почётным гражданам города, 100-летию местной типографии и 90-летию газеты «Кизлярская правда» и др. Успешно внедряются инновационные методы — это круглые столы, один из которых был посвящён правоохранительным органам, разного рода выставки, в частности, «Прекрасное — своими руками» о детском творчестве школы искусств № 1, конкурсы, такие, как «музейный эрудит», с участием студентов вузов. Старые фотографии с узнаваемыми, а для некоторых посетителей и родными лицами кизлярцев, дают возможность юным кизлярцам не только лучше узнать и понять вторую половину XX века, но и почувствовать себя творцами новой истории. Сегодня музей уже располагает фондом более чем в пять тысяч единиц, а недавно приобрёл полную коллекцию геральдики России от Петра I до нашего времени, которая, несомненно, вызовет большой интерес у посетителей. А в скором будущем музей будет иметь и собственный зимний сад, что сделает его ещё более привлекательным для кизлярцев и гостей города.
Комментарии к статье