На Кавказе, в Поволжье, Крыму, Средней и Передней Азии зафиксировано более 200 населенных пунктов под таким названием (Оьтемиш, Утамыш, Отемис). Есть свой Утамыш и у нас в республике — в Каякентском районе.
Поистине Дагестан — край удивительный и прекрасный. Взгляни на карту страны, сразу его и не отыщешь. Маленький, самобытный, гордый, гостеприимный, с морским прибоем и предгорными лесами, с водопадами и высокогорными озерами, с шапками снежных вершин и даже со своей маленькой пустыней Сарыкум – это все наш общий дом Дагестан. Он словно восточный ковер с замысловатым орнаментом, где за каждым узором, переплетением нитей — судьбы больших и малых народов, населяющих эту землю. Он как древний гончарный сосуд, чудом сохранившийся, потрепанный временем, со ссохшейся солнцем глиной, простой и замысловатый, неподражаемый. Содержимое его мы все же пролили. Благо, не все, осталось на донышке. Мы еще помним былое и надеемся на будущее, и это спасает, правда, только тех, кто об этом знает и просит дождя…
Историю не изменить. Мы можем исправить лишь настоящее. Осмыслить прошлое, не осуждая, а извлекая из него урок, то, что нам сегодня нужно. Категория «если бы» — лишь умствование, и она противна реальности. Мы заслужили то, что имеем. В этом правда жизни. Может, нам стоит лишь достойно оценить это? И воздать хвалу! Обратное же – смута и поиск смерти. Давайте же не искушать судьбу. Строить, созидать, а не рушить. Верить и любить, а не убивать. В общей картине важны каждый эпизод, каждый фрагмент: и тень, и свет, и цвет, и оттенки. Без сочетания многообразия нет единого, целого, нерушимого. Нет гармонии, нет красоты, нет истинной жизни, которая меняет все и наполняет каждую форму ценностью содержания.
Поездка в селение Утамыш, что в Каякентском районе, для неискушенных в деталях истории, коим являюсь, — кладезь находок и открытий. Эта древняя земля гораздо богаче историческими памятниками, чем я предполагал. Здесь и следы больших погребальных полей, и знаменитые утамышские курганы. Вот что, к примеру, пишет археолог В. Г. Котович, изучивший одно из захоронений вблизи этого села. «Погребение правителя в кургане – это массивный деревянный гроб из толстого дерева, установленный на большую повозку. В руках правителя — знак власти, булава с драгоценными камнями». Захоронения датируются эпохой бронзового века, II тысячелетием до нашей эры.
В раннем Средневековье Утамыш с группой крепостей Гавур-кала – узел обороны войны с арабами. В 738-739 гг. сюда из города Таргу переселена столица царства Хамрин или Уллу Хамрин. С Х-ХII веков владение известно как Оьтемышское (Утамышское) султанство. Пережив нашествие войск Чингизхана в ХV веке, Утамыш – уже город с населением в 15 тысяч человек. С тех пор он много раз разрушался и восстанавливался, ныне же здесь обычное муниципальное образование в административном делении Дагестана.
Дорога от столицы коротка. От Избербаша, не доезжая до знаменитого профиля Пушкина, образующегося склоном горы, надо завернуть вправо. Предгорье. А за чередой возвышающихся над Прикаспийской равниной вершин в ложбине, укрытой от ветров, – старое село. Тишина, цветущие сады да каменные дома. Еду в село с сирийцем Айхамом Дамишли Мустафой. Его род из этих мест. Поездка, встреча с земляками замыкает цепь, некогда разорванную обстоятельствами времени и трагических событий.
В ХIХ веке, погрузив на телеги утварь, детей и все нажитое, сотни семей из села в четыре этапа иммигрировали в Османскую империю. Ныне только в Сирии в городке Хомс дагестанцев более 20 тысяч. В основном это кумыки из Утамыша и Башлы, есть аварцы, даргинцы, лакцы. Как рассказывает Айхам, его предки, о которых дагестанские сирийцы вспоминают всегда с трепетом и уважением, вступая на землю Сирии, разувались. Так они отдавали дань уважения к краю, откуда в Дагестан пришла исламская религия.
Что интересно, ислам утамышцы приняли не сразу. Арабские миссионеры, наткнулись в этих предгорьях на ожесточенное сопротивление. Хазарский каганат, в составе которого были и тюркские племена, стал на пути арабов, и огромное войско, известное своей храбростью, готово было пасть на поле сражения, но отстоять свою землю. Как рассказывают исторические свидетельства, сражение не состоялось. Каким-то чудом вместо кровопролития здесь воцарился мир. Видя непримиримость и готовность дать отпор местных народов, арабы пригласили для «разъяснений» сути ислама Шейха Мухаммада, потомка пророка Мухаммеда (с.т.а.в.) по линии Али(а.с.) и Фатимы(р.а) , Хусейна(а.с) в шестом поколении. Чистота веры и высокие нравственные качества его миссионеров поразили хазаров. Они поняли — притязаний на их землю у арабов нет. Многие из них приняли ислам. В их числе жители Утамыша.
Примечательно, что утверждение отдельных историков о том, что ислам пришел в Дагестан исключительно оружием не совсем справедливо. Силой ислама были и остаются убеждение, слова откровений божественных аятов Корана и личный пример возвышенных духовных качеств его подвижников. Известен и тот факт, что прежде чем ислам стал главенствующей религией дагестанцев, в Хазарском каганате, в ту эпоху распространявшем свое влияние по всему равнинному и отчасти предгорному Дагестану, мирно сосуществовали все монотеистические религии. Судопроизводство в Хазарском каганате у каждой общины было свое, то есть у мусульман был кадий, у христианина поп, а у иудеев раввин. Не пример ли это толерантности и веротерпимости, из-за отсутствия которых мы ныне так страдаем.
Примечательно и то, что согласно легенде потомок пророка сказал, что они, утамышцы, столь упорные в отстаивании своей земли, приняв ислам, будут столь же крепки в вере в Аллаха. Так и случилось. Потомка пророка, прожившего остаток дней в Утамыше, похоронили здесь же. Говорят, что у могилы этой не раз бывал имам Шамиль. Сегодня у самого села большой зиярат, здесь покоятся 17 святых, жизнь и деятельность которых внесла в историю нашего края судьбоносное влияние.
Впрочем, Утамыш не раз оказывался в центре событий, исход которых повлиял на ход развития истории Дагестана. Возьмем события похода Петра I на Кавказ 1722 года.
Петр Первый был восхищен доблестью и стойкостью войск Султана Махмуда Оьтемишского, давшего ему отпор, отмечая невиданную доселе тактику и бесстрашие его воинов. Уже позже об этом он сам напишет в своем «Походном журнале». Правда, мир воцарился в Утамыше,- рассказывает историк Абдулнасыр Кадыров, — ненадолго. В 1735-1747 гг. Султан Махмуд возглавил оборону уже от вторжения Надыр-шаха. Умер же он в 1749 году, оставив потомкам славное имя и еще более окрепшее султанство.
За разговором мы и не заметили, как подъехали к древнему селу. Оставив равнину и виноградники, мы оказались у самых гор. О засухе, постигшей эти земли в эту весну, свидетельствовала невысокая и иссохшая трава. Забота у селян в этот день была одна — дождь. — Обычно в это время мы уже завершали первый сенокос, а ныне сами видите, -тепло поприветствовав нас, рассказывает о наболевшем гостеприимный утамышец Юсупбек. — Что делать, не знаем? Удивление ожидало нас позже.
В тесных улочках села нашей машине пришлось остановиться, так как происходящее здесь заслуживало особого внимания. Группа женщин, встав в круг, кто просто, кто с ведром воды, кто с палкой для раскатывания теста исполняли какой-то древний ритуал. Прислушавшись к своеобразному говору, одному из диалектов кумыкского языка, мы поняли – женщины просят дождя. Действие напоминало чем-то известный зикр чеченцев. Наговаривая тексты, по всей видимости, доставшиеся им от предков, женщины возносили руки к небу и периодически окропляли себя и округу водой. Влага досталась и нам, впрочем, пожеланий и напутствий было больше.
Признаюсь, подобной теплоты и сердечности, исходящей от слов и облика престарелых утамышских женщин, сегодня отыскать нелегко. Получили мы и садака — чурек, пекшийся здесь же. Айхама же, дагестанского сирийца, они просто расцеловали. Растерянный и смущенный, он поначалу подумал, что все это специально организовано по случаю его приезда. В Утамыше его, конечно же, ждали. Уже однажды посетив родное село, он обрел здесь множество новых друзей, правда, невольно обидел стариков, джамаат, помолившись тогда в джума-мечети села и не пообщавшись с джамаатом. Сегодня же эту ошибку он решил исправить.
Машина двинулась прямиком в мечеть, где старики села собрались на пятничную молитву. По ее завершении все внимание сельчан обратилось к Айхаму. Представил его Адулнасыр Кадыров — назвал род Айхама, имена родителей, деда, прадеда. Рассказал и том, что он ныне работает в Дагестане дизайнером и совершенно бесплатно расписал каллиграфией внутренние своды центральной джума-мечети Махачкалы.
Оказалось, что в числе старожилов села есть еще люди, помнящие эту фамилию. К гостю было множество вопросов. И Айхам на них ответил: — Не беспокойтесь за них, — говоря о дагестанцах, живущих ныне в Сирии, – успокаивал Айхам земляков. В большинстве своем дагестанцы устроили свою жизнь на чужбине благополучно. Утамышцы практически все – офицеры сирийской армии. Их ценят и уважают. Много дагестанцев есть и в бизнесе, культуру свою, традиции, язык они не забыли.
Убедились утамышцы в том, что язык предков не забыт, пообщавшись и с дедом Айхама посредством сотовой связи. Сельчане засняли свои приветствия и пожелания дагестанским сирийцам на видео и просили передать Айхама своим землякам (он в скором времени посетит Сирию) то, что их ждут на родной земле.
Вот, пожалуй, и все о поездке Айхама в родное село. У него же, как видите, предыстория более чем 150 лет. Истории же поселения – тысячелетия. Единственное, что хочется добавить, — дождь в этот день пошел. Не накрапывал, а пролился ливнем. Не являясь суеверным, я все же подумал, что это добрый знак.
Возвращались в столицу все с чувством удовлетворенности и с уверенностью, что семена надежды, окропленные в этот день обильным дождем, непременно взойдут.
Джангиши Гадисов
Комментарии