Абдурахман Магаев – основатель аварского театра

0

Поделиться

08 Ноя 2018 г.

Не каждому человеку удается вовремя найти свое призвание. Одни находят его, но, к сожалению, бывают, ленивы и не служат делу своей жизни так, как это делают вторые, немногие. Эти немногие любят свою профессию и хранят верность ей до конца жизни. Мне хочется рассказать об одном из них — о простом и скромном человеке, который любил театр. Это Абдурахман Алиевич Магаев.

У меня сохранилась автобиография, написанная его рукой: «Я, Магаев Абдурахман, родился в 1909 году в городе Ардаган Карской области, на территории нынешней Турции. Отец мой служил там стражником. В 1916 году вся моя семья вернулась на родину, в селение Хунзах. В 1919 году отец мой умер, и мы, трое детей, остались на иждивении матери. В следующем году меня с братом отдали в детдом, который открылся в Хунзахе. А в 1921 году меня как самого старшего отправили в детдом города Буйнакска. В 1925 году в Буйнакске образовалась театральная студия, куда я поступил и учился два года…». Это были его первые шаги по бездорожью становления театрального искусства Дагестана…

Все началось с того, что однажды Абдурахман попал на спектакль «Надир-Шах» Темир-Булата Бейбулатова. И этот день определил его судьбу. Удивительный и волшебный мир театра прямо-таки очаровал его. Абдурахман находился под влиянием какой-то необыкновенной силы. Шестнадцатилетний мальчик был охвачен тревожными, непонятными ему до конца мыслями.

Около общежития интерната находилась скалистая гора Кавалер-Батарея — излюбленное местонахождение Абдурахмана. Отсюда был виден весь город, а по вечерам было особенно красиво: сверкало море мерцающих огней города. В эту ночь в окнах домов уже погасли все огни, а ему все еще не хотелось идти в общежитие. Лежа на скале, он глядел на огромное звездное небо: где-то иногда гасли, то вновь загорались звезды. И также в мыслях Абдурахмана мелькали, загорались и гасли огоньки. Эти мысли были о театре. Абдурахман мечтал. Мечты загорались, расцветали, вспыхивали и уступали место следующим. Короче говоря, в эту ночь он влюбился в театр, влюбился по-настоящему и на всю жизнь.

Тогда, в двадцатых годах прошлого века, само слово «театр» не каждому было известно. В республике еще не было ни одного национального профессионального театра. Но уже возникла студия, на открытие которой приезжали из Ленинграда Николай Тимофеевич Шатров и Борис Павлович Байков. Желающих учиться театральному искусству, как потом вспоминал Абдурахман Алиевич, было очень много. Из восьмидесяти юношей и девушек в студию было принято сорок. И среди них — Абдурахман.

Начинаются первые уроки сценического мастерства, которые сразу же развеяли у многих романтические представления о театре, об актерах, которым все дается без труда и знаний. Работа актера представлялась ребятам веселым, увлекательным путешествием в мир театра, куда впускают просто так, по желанию (кстати, к сожалению, и сегодня у многих такое же мнение). Однако театр – место жестокое! Отбор на студии в Буйнакске разочаровывает многих «романтически настроенных». Многих, но не Абдурахмана: он проходит.

Педагоги Шатров и Бейбулатов сумели тогда убедить студийцев в необходимости работать над собой. И не только убедить, но и заинтересовать так, что ученики полюбили занятия по мастерству актера, сценической речи, по движению, различным гуманитарным наукам. Абдурахману было нелегко. Но он был юношей трудолюбивым и твердо знал, для чего преодолевает все эти трудности.

Вскоре в Хунзахе узнали, что Абдурахман бросил педагогический техникум, куда вначале поступил. От него отвернулась почти вся родня и даже друзья. В горах понятие «честь мужчины» заключалось тогда в состязании, в умении чеканить по металлу или делать кинжалы, строить дома, разбивать сады, лечить больных, давать уроки или, что лучше всего, сидеть в канцелярии какой-нибудь конторы. Профессия актера считалась несерьезным занятием, почти позором. Но это не остановило нашего героя.

1927 год. Студия в полном составе переводится в Махачкалу и реорганизуется в Музыкально-театральный техникум, поставивший перед молодыми актерами более серьезные, профессиональные задачи. С учащимися занимаются преподаватели музыки Д. Далгат, А. Клейзмер: значит, они получат и музыкальное образование. В столице появляется возможность видеть не только работу лучших актеров Русского театра, но и самим в качестве статистов принимать участие в некоторых спектаклях.

Три года спустя состоялся долгожданный выпуск Музыкально-театрального техникума. И тут же на базе выпускников открывается первый профессиональный Национальный театр Дагестана. Абдурахман Магаев начинает в нем свой творческий путь. Он играет рядом с навьюченными ослами, на которых погружен театральный реквизит и декорации, чтобы побывать в самых отдаленных уголках своего горного края.

После первых же гастролей по республике наркомпрос Алибек Тахо-Годи командирует коллектив театра в Москву, Ленинград, Баку и Тбилиси для знакомства с театральным искусством братских республик и самоусовершенствования. Неизгладимое впечатление осталось у Абдурахмана от встречи с коллективом грузинского театра им. Руставели, с художественным руководителем театра Сандро Ахметели, с ведущими актерами Хорава и Васадзе. Познакомились они тогда и с популярной актрисой кино Натой Качнадзе. Встречи с Алибеком Тахо-Годи, Джалалудином Коркмасовым, Готфридом Гасановым, Эффенди Капиевым, Муэтдином Джамалом, Хасбулатом Аскар-Сарыджой, Раджабом Динмагомаевым, Рабаданом Нуровым, Муэтдином Чариновым, Багадуром Малачихановым, Гамзатом Цадасой и другими известными личностями Дагестана формировали художественный вкус и профессиональный уровень молодых актеров.

Позднее, в 1931-м году, театр был переименован в Центральный театр народов Дагестана, в котором были организованы аварская и даргинская студии. Магаев здесь играл ведущие роли в спектаклях «Севиль», «Джабарлы», «Красный сев» Давыдова, «Квадратура круга» Катаева и др. Особым явлением для нового театра стала постановка Николая Шатрова «Квадрата круга», в которой актеры впервые познакомились с советской драматургией. Они с увлечением работали над образами советской молодежи, выведенной в талантливо написанной пьесе.

По решению правительства ДАССР в конце 1932 года театр снова переводится в Буйнакск. Здесь Абдурахман задействован в спектаклях «Святой из-под палки» Мольера, «Сигнал» Прозоровского и Поливанова, «Отелло» Шекспира, «Намус» Ширванадзе, «Красные партизаны» Салаватова.

Существовавший в то время единственный профессиональный национальный Кумыкский театр, конечно же, не мог удовлетворить возросших культурных запросов народов Дагестана. Учитывая это, обком ВКП(б) и правительство Дагестана выносят в начале 1935 года решение о создании в республике Национального ансамбля песни и пляски Аварского, Лезгинского и Лакского театров. Организация и художественное руководство Аварским театром были поручены актеру Абдурахману Магаеву. Театр базировался в Хунзахе.

В поисках актеров и техперсонала Абдурахман ездит в самые отдаленные горные аулы. Приходилось буквально бороться за каждого певца и танцора, за каждого одаренного горца или горянку. Джамааты аулов на актеров смотрели, как на людей, ведущих неправильный образ жизни. Так, за юной Зайнаб Набиевой, впоследствии народной артисткой Российской Федерации, в Хунзах с кинжалом приезжал ее дядя, угрожая расправой, если она не бросит театр.

В конце концов, коллектив театра был создан. В него вошли Д. Халилбеков, С. Алибеков, Г. Гитинов, 3. Набиева, А. Сулейманов, Г. Набиева, Г. Гимбатов, А. Алибекова. Несколько позднее появились И. Омаров, Н. Гитинова, И. Максудов, А. Гитинов, А. Курбанова и О. Османов. Все они были талантливыми людьми, участниками художественной самодеятельности, лучшими представителями вокального, музыкального и хореографического искусства аварского народа.

Нужно было нести культуру в свой народ. Но как? Танцами и песнями? Они и так везде и всюду. А как быть со спектаклями? Казалось, легче в горах построить школу, больницу, избу-читальню, чем изменить вековые традиции и психологию людей. «Какой горец согласится, чтобы его жена обнимала при всех чужого мужчину? Какой мужчина возьмет на себя смелость обезьянничать при людях?» — твердили Абдурахману. Аксакалы уговаривали его оставить эту, как они говорили, дурную затею. Абдурахман тогда был похож на лектора, который на годекане объяснял людям, что театр — это тоже школа для взрослых.

Перед Абдурахманом стояла трудная задача. Она заключалась в том, что надо было доказать горцам и своему коллективу на деле серьезность начинания, важность художественного воспитания горца. «Необходимо было найти такую пьесу, где зритель увидел бы самого себя, свою и окружающую жизнь. «Мы долго искали такую пьесу, и вот, наконец, таковая нашлась, — рассказывал Магаев. — Это была «Местер» Малачиханова. И мы, словно голуби на хлеб, набросились на эту пьесу…». Абдурахман работал над постановкой довольно тщательно. Изучал жизнь религиозных лжепроповедников, расспрашивал и собирал факты их биографии. Спектакль получил название по имени человека, образ которого и был воссоздан на сцене — «Иса Андийский».

Можно легко представить себе труд маленького коллектива, где еще нет художника, композитора, осветителя, декоратора и костюмера. Все делалось силами молодых энтузиастов. Артисты приносили из дома кто коврик, кто табуретку или стол, и сцена для действия готова!

Труд молодых людей увенчался успехом. Интерес к спектаклю был так велик, что на следующий день его показывали на майдане: здание, где шел спектакль, не вмещало всех желающих. В спектакле наизнанку выворачивались проделки лжедоктора, его шарлатанство, ханжество и невежество, пьеса была пронизана ясной идейностью и целенаправленностью. Первый творческий экзамен коллектив Аварского театра выдержал блестяще.

За исключением Магаева никто из актеров тогда не получал зарплату, спектакли давались бесплатно, театр не имел своего транспорта. Артисты добирались до сел пешком, неся на себе декорации, пока в 37-м году им не купили четырех лошадей и два фургона. А чуть позже театр получил грузовую машину.

Но самым отрадным для театра становится появление своих драматургов. Так, учитель Хунзахской средней школы Кайтмазов пишет пьесу «Жизнь Магомеда», впоследствии народный поэт Дагестана Загид Гаджиев пишет «Шамиль и Хаскиль», в общем, в работу театра включается творческая интеллигенция. Большой победой для театра стало то, что известный поэт Гамзат Цадаса стал его другом и духовным наставником. Его пьесы «Дети Хирача», «Танусинцы», «Айдемир и Умайганат» ставились с большим успехом. Ныне театр с гордостью носит имя народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы.

В первые годы существования театра, конечно, было много наивного, развлекательного и примитивного. Но от спектакля к спектаклю творческий коллектив приобретает необходимые элементы профессионализма, спектакли достигают довольно высокого идейно-художественного уровня.

Театр уже оформился, творчески окреп и признан зрителями. Магаев понимает, что техникумовское образование и уровень режиссерского профессионализма не достаточно удовлетворяют творческие запросы коллектива. Ему понятно, что одного умения недостаточно для полного раскрытия духовных богатств народа, выражения мыслей в законченных сценических образах. Театр должен взять в свои руки более опытный, более профессиональный человек. И вот в 1938 году художественным руководителем театра стал воспитаннику ГИТИСа П. Шиановский. Магаев целиком отдается любимой работе — актерскому творчеству.

Первая же работа Шиановского «Любовь Яровая» Тренева в театре прошла удачно. Режиссеру-постановщику и исполнителю роли Кошкина А. Магаеву в 1939 году было присвоено почетное звание заслуженного артиста Дагестана.

«Я долго искал образ, костюм, грим своего Кошкина, — говорил мне Магаев, — вообще гриму своего героя я придаю большое значение. Чем раньше его нахожу, тем быстрее у меня получается войти в образ. Я сделал грим по портретному сходству с легендарным героем Гражданской войны Щорсом. Это мне помогло выразительно действовать на сцене и полнее раскрыть внутренний мир треневского Кошкина…».

Магаев работал в театре почти тридцать лет. Дело организации, постоянный поиск в творчестве, идейная целенаправленность — все это составляющие личности Магаева. Это был влюбленный в свое дело мастер сцены. Его разнообразный творческий опыт: общественно-организаторский, режиссерский, актерский и вообще вся его деятельность помогает нам, театральным деятелям, глубже понимать и лучше разбираться в происходящих сегодня процессах, его многолетний опыт уже многие годы входит в нашу сегодняшнюю практику. Сегодня ему было бы сто лет.

, раздел: Личности

0

Поделиться

08 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля