Дамадан-Эфенди – признанный ученый своего времени

0

Поделиться

01 Янв 1999 г.

Дамадан-Эфенди, сын Якуба из селения Мегеб (Мемуха) Гунибского района. Мегебцы — даргинцы, которые переселились из селения Муги Акушинского района. По свидетельству известных дагестанских дореволюционных ученых Гасана из Алкадари и Али Каяева, Дамадан из Мегеба был признанным ученым своего времени, имел труды по различным наукам. Но пока обнаружено только несколько работ.

Дамадан получил мусульманское образование в Дагестане, затем совершенствовал его в Азербайджане, Иране, Сирии и Ираке. Считают, что он умер в Азербайджане и там же похоронен.

В Мегебе сохранилась плита с надписью на арабском: «Выдающийся ученый, шейх Дамадан из Мегеба умер в 1726 году». По произведенным нами расчетам Дамадан родился в 1642 году.

По всеобщему признанию, Дамадан был выдающимся философом и ученым-энциклопедистом. Гасан из Алкадари называет его «истинным, универсальным ученым». Автор рукописи об ученых Дагестана Назир из Дургели считает его ученым, одинаково сильным и плодотворно работающим в астрономии, математике, медицине, юриспруденции, даже в оккультных науках. Али Каяев пишет, что, будучи еще муталимом, Дамадан написал учебник по физике. Дамадан имел в свое время необычайную популярность в Дагестане и за его пределами. До сих пор в горных районах Дагестана ходят легенды о его сверхъестественных способностях: якобы он обладал даром предвидения, мог отвести любую угрозу от личности и общества, влиять на природные явления, в частности, вызывать и останавливать дождь, общаться с животными и духами, превращать одни предметы в другие и т.д. Его современники отмечают, что он владел оккультными мистическими науками. Но ни наука, ни реальная жизнь не свидетельствуют о таких возможностях человека. Видимо, было что-то, что отличало его от других ученых. Может быть, он обладал гипнозом, сильным биополем и другими способностями влияния на людей.

Анализ того наследия, с которым мы знакомы, и высказывания ряда даргинских ученых прошлого дают основание сказать, что Дамадан создал своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками. Пока известно, что Махад из Кури (умер в 1734 г.) некоторое время был в школе Дамадана, где углублял и расширял свои математические знания. По сообщению Али Каяева, Махад из Кури написал несколько работ по арифметике, геометрии и алгебре. Махад использовал приобретенные в школе Дамадана математические знания и в архитектуре, которой он успешно занимался. По рассказам куринцев, он запланировал местную джуму-мечеть с каменными колоннами, которые сам же разгравировал.

Дамадан оставил заметный след в математических науках. Нам вместе с одним специалистом удалось ознакомиться с его трудом по математике. В нем дается решение квадратных уравнений, рассматриваются задачи с уравнениями в третьей, четвертой и пятой степеней. В тригонометрических вычислениях он применяет более упрощенные приемы, а вместо хорд — синусы.

Дамадан увлекался и алхимией по примеру арабо-мусульманских ученых того времени, знал ее теорию и практику. Алхимики ставили целью найти особое вещество — «философский камень» и с его помощью превратить простые металлы в золото и серебро. По мнению специалистов, в природе нет такого камня, поэтому изыскания носили мистический характер. Но в процессе поисков алхимиками было открыто много интересного, в том числе ряд веществ. Исследования Дамадана в этой области носили во многом практический, прикладной характер. Горцы пользовались его рецептами для очистки металлов, окраски тканей, изготовления лаков.

Дамадан был также популярным медиком своего времени. Сохранившиеся фрагменты его рукописи свидетельствуют о том, что он был хорошо знаком с медицинской наукой народов Востока, в частности с трудами ученых-медиков Ибн-Сины, Абул-Касема-Захрави, Ибн-ал-Байтара, Закарья Рази и др. Дамадан перевел с персидского на арабский язык известный медицинский трактат «Тюхфат-ал-муъми-нун» («Подарок правоверным»). Дело в том, что в Дагестане немногие знали персидский язык в отличие от арабского, который стал здесь языком науки и общения образованной части мусульманской интеллигенции и мусульманского духовенства. Ученый оставил краткий справочник с указанием названий лекарств, способов их изготовления из растений, неорганических веществ и продуктов животноводства. Этот справочник был переведен на ряд дагестанских языков. Неполные тексты его на даргинском и лакском языках сохранились до сих пор и используются отдельными лекарями в селениях.

Значительны заслуги Дамадана в области астрономии. По словам Али Каяева, он первым в Дагестане широко пропагандировал астрономические знания и в особенности работы Улугбека. Он перевел с персидского на арабский язык комментарии ал-Буржанди к «Муккадиме» Улугбека. Ученый имел простые инструменты наблюдения (астролябия и др.) и с их помощью объяснял движения планет солнечной системы, изменение времени года, затмение Луны, Солнца и т.д. Каяев отмечает, что после смерти Дамадана серьезно ослабла пропаганда идей астрономии в Дагестане.

Дамадан был главным образом философом и, как свидетельствуют его современники и сохранившиеся фрагменты его работ, обладал широким диапазоном знаний и абстрактно-логическим мышлением. Его философские взгляды развивались под влиянием идей ал-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда и других философов-энциклопедистов мусульманского Востока. Как и последние, Дамадан считал, что мир возник благодаря преобразующей энергии божества и после становления развивается по своим законам. Он придерживался мнения, что все материальное в мире состоит из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. Эту позицию для начала XVIII в. нельзя считать передовой, но важно, чтоуДамадана в объяснении материального мира, его происхождения и развития проявились черты свободомыслия и приверженность науке.

Представляется, что Дамадан был убежден в способности человечества познать тайны Вселенной. Он был склонен думать, что разум может проникнуть во все тайны мироздания, в том числе духовного мира. Об этом говорит и то, что он занимался мистическими науками и, как свидетельствует народная молва, довольно успешно. Дамадан поддерживал науку, ратовал за ее развитие, высоко ценил научную истину. Неизвестно, занимался ли он богословскими науками или нет, но был верующим и знал богословие, что говорит о том, что он разделял концепцию двойственности истины, обоснованной великим арабским мыслителем Ибн-Рушдом. Такая компромиссная позиция для того времени была вполне естественной и обоснованной.

, раздел: Личности

Автор: Магомед Абдуллаев, профессор / Источник: журнал "Возрождение", № 4
0

Поделиться

01 Янв 1999 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля