Кудали средневековый (ХI — XVII вв.)

0

Поделиться

25 Окт 2018 г.

История образования селения Кудали уходит своими корнями в глубокую древность. Есть предположение, что селение образовалось от слияния более мелких близлежащих поселений. Примерная дата основания собственно аула Кудали точно не установлена. Из рассказов старожил Кудали известно, что аул не раз подвергался разрушению. Его отстраивали семь раз. Возможно, это было связано с тем, что местное население не желало отказываться от своих прежних языческих и христианских верований. За подобную строптивость, как показывает историческая практика, аулы обычно разрушали и переселяли на другое место. И здесь, первым делом строили мечеть.

Сохранившихся исторических памятников в селении Кудали очень мало. Одним из самых примечательных является древняя мечеть, на стенах которой сохранились строительные надписи XIX в. на арабском языке. По их данным мечеть основательно реставрировали три раза: в 1813, 1865 и 1889 годах.

В одном из списков средневековой рукописи  «Тарих Дагестан» Мухаммадрафи (XIV-XVI вв.), содержится информация о том, что союз сельских обществ Андалал получил свое название в результате добровольного принятия ислама. Прежде же союз назывался Вицху и объединял селения Кудали, Чох, Согратль, Обох, Мегеб, Гамсутль, Ругуджа,  Кегер, Салта, Корода, Гуниб, Хоточ, Гонода, Хиндах.1  Практически в каждом из этих селений известны яркие памятники христианской культуры.2 По мнению известного историка и археолога Д.М. Атаева, христианство сохраняло  свои позиции в этом районе вплоть до XIV-XV вв. 3

В раннесредневековых  владениях Нагорного Дагестана,  царствах Гумик (лакские земли) и Сарир (аварские земли),  исповедывали христианство. Ныне об этом свидетельствуют многочисленные археологические памятники, об этом писал еще в 956 году и арабский историограф Масуди. На землях  Андалала, одного из мощных аварских союзов сельских общин Нагорного Дагестана, расположенном между христианскими владениями Гумик и Сарир, в этот период так же исповедывали христианство.

В  1971 г. в окрестностях с. Кудали, в местности Агада, школьными краеведами было обнаружено древнее погребение и, как выяснили позже ученые-исследователи — христианское. На этом месте, в средневековый период здесь бытовала небольшая крепость (ХI-ХIII вв.).

При осмотре террасы перед небольшой возвышенностью внимание исследователей привлекли развалины камня и остатки стен помещений, находящихся рядом с могильником. Ближайшее знакомство с ними не оставляло сомнения в том, что здесь в древности бытовала небольшая, но хорошо укрепленная крепость. Она располагалась на участке, надежно защищенном с трех сторон обрывистыми склонами глубокого оврага и берегом реки. По всей окружности крепости прослеживались остатки оборонительных стен. Наиболее возвышенную и хорошо укрепленную часть крепости занимала цитадель неправильных очертаний.

Обломки красноглиняных горшков с заштрихованной поверхностью, собранные на территории крепости, а также особенности самых крепостных сооружений, характерных для периода становления феодальных отношений Дагестана, дали возможность установить время бытования крепости ХI- ХIII вв.  Исследование могильника подтвердило это предположение.

Могила представляла собой гробницу длиной в два метра, сложенную из камней. Сверху гробницу перекрывали  довольно массивные плиты, уложенные поперек его стенок. На дне гробницы был расчищен костяк молодой женщины. Она лежала на спине, с уклоном на правый бок, головой на северо-запад. Руки ее были вытянуты вдоль туловища, колени сходились в суставах, ступни  были вместе.

У головы, справа поставлен небольшой красноглиняный кувшин, а с левой стороны находилась маленькая миска, покрытая зеленой поливой. Около правой руки стоял миниатюрный красноглиняный туалетный сосудик. На обе руки погребенной были надеты бронзовые браслеты, а на палец правой руки — бронзовое кольцо. Около головы мы нашли 2 бронзовые инкрустированные подвески тонкой ювелирной работы. Шею и грудь погребенной украшало ожерелье из 53 разноцветных бус, изготовленных из пасты, сердолика, фаянса, бронзы. Там же были 33 так называемые раковины кауры, 1 перламутровая подвеска, 6 бронзовых ажурных подвесок, 2 маленькие морские ракушки, еще 2 бронзовые проволочные подвески, прикреплявшиеся к одежде. На груди был обнаружен бронзовый нательный крест (на нем сильно схематизированное изображение распятия Христа, концы креста имеют форму трилистника). В ногах лежало железное шило и еще какая-то железная поделка.4 Обряд погребения был определен исследователями  как смешанный, языческо-христианский. По рассказам стариков, до утверждения ислама, у кудалинцев действительно существовали языческие погребальные обычаи, в частности — хоронить вместе с умершим мужчиной и его лошадь. Последний рассказ неожиданно подтвердился, когда в 1976 году   в местности хутора Загира Чумагомедова  открылась старинная могила.

Женщина, погребенная в агадинской гробнице, судя по сопровождавшему ее инвентарю, принадлежала к довольно зажиточной семье. Особенно интересной находкой Кудалинского могильника был нательный крест. Когда кудалинцы узнали, что их древние предки были «неверными» и исповедовали христианство, они очень смутились. Хотя всем давно было известно, что в окрестностях аула, в местности «БагIаралъул бакъдаб» на самой вершине холма «Гъал», «Аналъул гухI» (буквально «Воскресный холм»), сохранился фундамент христианского храма.

Инвентарь могильника позволил установить дату ее погребения. Сравнение материала из Кудалинского могильника показало, что он сходен с материалами Галлинского, Ирибского, Цурибского и Ортоколинского могильников, датируемых ХI-ХIII вв.5  Возможно именно к этому периоду и относится образование аула Кудали. К XIII-XIV векам в истории Аварии принято относить возникновение крупных сел в результате слияния нескольких мелких поселений. Об этом свидетельствуют многочисленный подъемный археологический материал, наличие и поныне вблизи большинства современных сел развалин заброшенных поселений, собственно легенды и предания об их объединении в одно целое.6

До нас дошли только предания, cогласно которым  кудалинцы жили в небольших поселениях Сидохъ, ЦIад-гьарихъ, Ухичурилъ, КIибичIараб-ганчихъ, Къавохъ, Рохьдол-къавохъ, Гьунабазул-болола, Кудала-маарда и др. Руины некоторых из них — Сидохъ, Къавохъ, ЦIад-гьарихъ, Ухичур, Кудала-маарда, КIибичIараб ганчIихъ, Агьадиб, Гьунабазул болола можно увидеть и поныне.

В результате их слияния образовалось одно крупное селение Кудали — от слова «КIудаб», т.е. с аварского яз.  «большой», «великий». Одной из причин объединения старожилы аула объясняли тем, что поселения объединились с целью самообороны против частых и внезапных набегов со стороны неспокойных соседей обществ Акуша-Дарго.

О том, что жители новообразованного аула действительно были вынуждены защищаться, говорит и его месторасположение — на вершине обрывистой горы, и несколько старинных боевых  башен.

В Кудали было известно  4 башни. Одна  из них находилась между домами Чакарил Магома и Алиева Абдусамада.  Она называлась Арахской башней. Две другие башни были расположены в квартале «Хьундаб»: одна к востоку от дома Шарапилова Магомеда, другая — между домами Гусейналова Дибирали и Махмутилова. В 90-х годах прошлого века была разрушена последняя и самая высокая башня, расположенная во дворе  Алиева Сааду.  По другим рассказам, эта башня была расположена прямо во дворе Сибугева Хажимухамада, между Джума-мечетью и большим годеканом.

Башни четырехугольной формы, слегка суженные кверху,  были сложены из местного бутового камня и  имели 4-5 этажей. Из нижнего помещения в верхние этажи поднимались по приставной крутой деревянной лестнице. В стенах башен местами были выложены каменные плиты с орнаментом и арабской письменностью. В Арахской башне были известны  изображения лошадей, крестов и сцена охоты на оленя из лука.

Джума мечеть, выстроенная в самом центре исторического аула Кудали, построена, по рассказам старожилов, во время исламизации аула легендарным Абулмуслимом-шейхом.7 Примечательно, что преобразование аула и здесь традиционно связывают с арабским полководцем, миссионером Абу-Муслимом, которому средневековые дагестанские хроники  и устные предания приписывают распространение ислама в Дагестане. По мнению исследователей, сравнительный анализ хроник, посвященных деяниям Абу-Муслима, памятных записей и устных преданий позволяет предположить, что он представляет собой обобщенный образ героя исламизатора, возникший благодаря слиянию воедино образов нескольких исламских миссионеров арабского, тюркского, иранского и местного происхождения, действовавших в Дагестане в VIII-XVI вв.8

Возможно, ислам в кудалинских землях утвердился несколько раннее, чем в окрестных аулах Хунзаха. По преданию, когда арабы бились с батлаичцами, в арабский лагерь явился некий «нусил-бетер» — сотник народного войска «бо» из сел. Кудали. Он предложил Абулмуслиму свои услуги с целью помочь завоевать Батлаич, но попросил за это право обложить батлаичцев данью: по мерке зерна с каждого двора. Абулмуслим согласился, и Батлаич был   захвачен. Дань же эта, по преданию, взималась очень долго. 9

Проникновение ислама в Андалал традиционно связывают с возрастающим влиянием Кумуха. Возникшее на рубеже XI-XII вв. в процессе распространения ислама в Дагестане, сильное мусульманское государство — Казикумухское шамхальство, начинает активно поглощать под флагом газийской исламизации земли в бассейне Аварского и Кара-Койсу. Известно, что распространяемый из Кумуха ислам в 1435 г. утвердился в Карахе, а в 1475 г. в Гидатле. Андалал, географически расположен примерно между двумя этими обществами — и, т. о. время провозглашения здесь ислама господствующей религией возможно оказывается между двумя этими датами,  т. е. 80-е годы XIV в. — середина XV века.

Многочисленные местные предания свидетельствуют о сопротивлении населения Андалала новой религии (сс. Согратль, Чох, Ругуджа и др.) Видимо, кудалинцы в их числе не составляли исключения.

По преданиям, у кудалинцев издавна был свой правитель — хан.   Резиденция  последнего кудалинского хана находилась в центре старой части аула Кудали. До сих пор в окрестностях аула сохранились названия местностей, связанных с пребыванием здесь хана: «Хан рештIинеб гухI»   — «Холм, где отдыхал и останавливал хан»,  «Ханасул рохь»  — «Ханский лес». А здание у большого годекана, там, где сейчас стоит дом Азиловых., известно под названием  «Ханасул рукъ»  — «Ханский дом».

О  мудрости и силе кудалинского  хана  Ибрагима шли легенды. Об этих качествах и величии Кудалинского хана повествуется в поэме,  сложенной М.Османовым на основе устного фольклора:
…ТIаде кумек гьаризе гьазда ракIалде ккола,
Куделдерил ханасде сардилъ чапар витIула,
Радал куделдерил хан хехго тIаде вахъуна,
Нусго нукарги  вачун чуятIа кьалал лъола,
Гьанже куделдерил хан кагъат хъвазе лъугьуна,
Хундерил хан ахIизе ас рекIарав витIула,
ТIагьадиве чи витIун ГIалисканди  ахIула,
Ал киналго ракIарун кIудияб руккел лъола.
Гьаб кьуру ккун тIадехун тIолабго ракь дир буго,
Дир маслихIаталда гьал разилъун чIезе руго,
Кьуру бегун гъоркьехун ракь дуда кодоб буго,
Куделдерил ихтияр эб ракьалдаги лъала.
Дол ун ратизе руго Ибрагьимил ракьалде-
Дир хъат базе кIолареб куделдерил бакIалде.
Хундерил Нуцалица ццин нахъе бакIарула,
Куделдерил ханасде хехав чапар витIула.
ТIекъал жал гьарулезе, зулмуял гъачагъазе,
Кумек гьабугейилан гьарараб кагъат хъвала.
Гьадаз витIарав чапар Кудалив щун рештIуна,
Асдаго цадахъ цояв Заркъолазулги  щола,
КIиявго витIун чияс кагътал досухъе кьола,
Кьалда жанир жал рукIин кIияцаго бицуна.
Ибрагьим гьаб харбица цо минуталъ хагала,
Хадув вазирги ахIун эсда ургъел бикьула,
Кьалда эв тогейилан, гурхIел гьабун лъикIилан,
ЛъикIал руккел чагIазгин вазирас гIакъло.

По преданиям и рассказам старожилов аула во владении кудалинского хана Ибрагима находилась огромная территория,  которая простиралась от ТIоркъи-меэра до Арак-меэра. На этих   землях располагались следующие села:
1. Кудалиб                   I3.  Дарада
2. Ухичуриб                 I4.   Мурада
3. ЦIадгьар                  I5.  Ипола
4. Къавохъ                  I6.  Тунзиб
5. Гьунабазул белэр    I7.  Куллиб
6. КIибичIараб гамачI  I8.   Багъаноб
7. Сидохъ                    I9.   Хъуллиб
8. Кудаламаарда         20.   Хъварада
9. Агьадиб                   2I.   Хъвартихьуниб
10.  Силя                    22.   МагIлиб
11.  Укикь                  23.   ГIахъущалиб
12.  Горбониб

По рассказам старожилов аула Маали, записанным местным краеведом и школьным учителем Али Магомедбеговым: «…после ухода грузинов (?) с их территории, земли маалинские заняли кудалинцы. В те годы кудалинцы приезжали туда ради охоты на туров, а мясо на конях увозили домой. Даже основание самого села относится к выходцам из Кудали. Ежегодно из Кудали на постоянное жительство приезжали по 5-6 семей. Был и такой обычай — покойника из с. Маали переносили на коне в Кудали на хоронение».  На самом деле, по настоящее время определенная часть старинного Кудалинского кладбища называется «МагIладерил хIобал», т.е. «маалинские могилы».  Как известно, «грузинами» в нагорном Дагестане традиционно называли население, исповедовавшее христианство (так как церковным языком веры был грузинский). Окончательное падение позиций христианства в Андалале исследователи относят к концу XVI — началу XVII веков. Возможно, описываемые маалинскими старожилами события  восходят именно к этому  периоду.
Краевед и школьный учитель с. Хвартикуни Магомед Абдусамедов записал другой интересный рассказ местных старожилов: «…Некогда  с.Кудали было большим селением. Насущной потребностью его жителей стало расширение земель. Один  кудалинец, огромного роста и большой физической силы, за что  получил прозвище «Хъарт» (т.е. «ведьма»), обустроился на тех землях, где ныне расположен аул Хвартикуни. За ним последовали другие. Место, куда они переселялись, между собой они называли  «Хъартил кули», т.е.  «хутор Хъарта». Когда на этом месте прочно обустроилось до 15-20 семей, они решили обособиться от своего родного аула.  В чем именно заключалось или выражалось стремление к обособлению неизвестно, но говорят, что на этой почве между  аулами, старым и новым, возникли серьезные трения. В частности, «материнский» аул требовал, чтобы  новоаульцы-хвартикунинцы продолжали  хоронить своих людей на кудалинском кладбище. Однако для последних это требование было  несколько обременительным — весь долгий и тяжелый путь из Хъартил-кули и МагIли-кули в аул Кудали покойника несли  на плечах. В конце-концов новоаульцы все же отстояли свое право на самостоятельное существование.  Эти события восходят приблизительно к XVI — XVII векам».

Подобного рода предания существуют и в с. Тунзиб Гергебильского района. На старинном аульском кладбище датированным могилам выходцев из Кудали  переселенцы-основатели Тунзиба  появились здесь лет 300 тому назад.10 Сохранилось еще одно предание территориального порядка, по которому несколько столетий тому назад несколько бездомных семей искали себе место под небом. На совете союза андалалских сел было принято решение раскидать семьи по разным селам, и только кудалинский хан предложил им всем земли на берегу реки Кара-Койсу (ныне так называемой «Салтинской почты»), но на правах райатов кудалинцев. Предложение было принято.

По рассказам старожилов, аул Рихьуни был основан  переселенцами из различных аулов, в том числе и из Кудали. 11 А на месте нынешнего аула Мурада в далеком прошлом находился кудалинский хутор. Это было хорошее место, окруженное горами —  со множеством источников, широкими дорогами, с густыми лесами, хорошими лугами, высокими урожаями полей. Называли этот хутор Мур. На нем проживали Нурич, Кудияв, Амирали, Алидада, Халима, Гитинахма. Все, кто приезжал сюда с какой либо нуждой, уезжал отсюда довольный — всего здесь было вдоволь. Когда хутор разросся, кудалинцы назвали хутор «Мурада» — за исполняемые здесь их цели и надежды.12 По преданиям аул ХIабши был основан переселнцами из аулов Телетль, Кутиша, Чугли, Аракани, Кудали. 13

Кудалинские ханы были известны своими захватническими устремлениями. В первую очередь они были направлены на соседние земли салтинцев. На этой почве между аулами происходили частые вооруженные столкновения.  Обладавшие численным перевесом и значительной силой, кудалинцы приезжали в Салта на праздники, вели себя надменно, срывали с мужчин папахи, силой заставляли танцевать девушек и т.п. И вот однажды, не выдержав, салтинцы в драке убили 18 человек кудалинцев. Воинственные кудалинцы тут же окружили Салта. Только одной женщине удалось вырваться из аула и сообщить об этом Цудахарцам и Куппинцам. Те поспешили на помощь. В результате схватки было убито около 100 кудалинцев.14
В историческом фольклоре часто встречаются сведения о совместном выступлении салтинцев и цудахарцев против кудалинского хана. Одно из таких сражений  закончилось гибелью хана.15

Салтинцы не мало терпели в прошлом от кудалинских правителей. В письме  некоего Юсупа из Салты кудалинскому  хану, датированное 1774 г., говорится: «Ты заставляешь издеваться своих людей над нашими людьми. Ваше село большое, у вас много народу. То, что ты заставляешь издеваться над нами, противоречит Корану. Оставьте нас в покое. В противном случае Вас накажет Бог».

Салтинцы были вынуждены искать поддержку соседей и прежде всего — куппинцев и цудахарцев. Об этом  говорит обращение в XVIII в. салтинцев к цудахарцам за помощью в защите от  нападений на них кудалинцев. Старшины салтинцев, явились в цудахарскую мечеть и настойчиво просили цудахарцев принять их под свою защиту. Цудахарцы  решили подать руку помощи салтинцам и быть их защитою. Это ухудшило взаимоотношения цудахарцев с андалалцами.16 И только 12 лет спустя, благодаря посреднической деятельности андалалских аулов были установлены отношения между кудалинцами и цудахарцами.

Годеканский рассказ. За рекой Кара-Койсу находился маленький, но воинственный аул Кулиб. На том месте, где сейчас поселок Гергебильская ГЭС, проходила торговая дорога, на которой кулибцы обычно устраивали засаду и грабили людей. От  них чаще всего страдали гергебильцы и кудалинцы.
Жители двух этих аулов решили наказать разбойников. Они пришли к мысли, что перейти реку и атаковать Кулиб невозможно —  их тут же сбросили бы в Койсу. Решили  завладеть аулом хитростью.  Жители Гергебиля и Кудали сообщили кулибцам, что в знак примирения хотят устроить большое угощение, причем место проведения пусть выбирают сами кулибцы. Те стали думать: пускать в хутор своих не раз ими ограбленных   соседей опасно, ехать к ним еще опаснее, а угощения попробовать хочется. Тогда предложили: «Давайте пировать на дороге, что напротив нашего аула?». И еще потребовали, что бы угощающие прибыли без оружия. Так и было: у прибывших на пир — одни ремни на поясах. Но оказалось, что гергебильцы и кудалинцы спрятали оружие в больших сосудах, наполненных вином до краев. Когда кулибцы, ничего не подозревая, беззаботно пировали, вдруг прозвучала команда: «Урожай поспел, надо убирать!».  В одно мгновение все кулибцы были до единого перебиты.

Научный редактор к.и.н. П.И.Тахнаева
Магомед Магомедович Халималов,  опытнейший учитель-краевед,  награжден  нагрудным значком «Отличник народного просвещения» (1965 г.),  медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.), орденом Трудового Красного Знамени ( 1971 г.), ему присвоено звание  «Заслуженный учитель школ ДАССР» (1979 г.). В 2000 году, за большие заслуги в области образования и многолетний добросовестный труд Указом Государственного Совета РД ему было присвоено почетное звание «Народный учитель Республики Дагестан». 

1 Мухаммадрафи. «Тарих Дагестан». Введение, перевод, комментарии А. Р. Шихсаидова //Дагестанские исторические сочинения. М., 1993, С. 96.
2 Тахнаева П.И. Христианская культура средневековой Аварии в контексте реконструкции политической истории (VII-XVI вв.), Махачкала, 2004.
3 Атаев Д. М. Галлинский могильник — памятник средневековой Аварии (Сарира)//УЗ ИИЯЛ, Т. IV, Махачкала, 1958, С. 177-200.
4 Магомедов М., Маммаев М. Кудалинская крепость  //Советский Дагестан, № 6, 1971, С. 74-75
5 Магомедов Д. М. К вопросу о проникновении христианства в горный Дагестан//Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане, тез. докладов, Махачкала, 1978, С. 74-75.
6 История Дагестана, Махачкала, 1996, С. 267.
7 Мечеть была несколько раз отреставрирована: в 1889 г. капитально отремонтирована братьями из с. Цудахара, о чем свидетельствует вставленный в стену /на северной стороне/ камень; в 1992-93 гг. на средства благотворительной Арабской помощи под техническим руководством Абдулазизова С-М; внутреннее водяное отопление произведено благодаря помощи согратлинца Чилилова Ахмеда.
8 Бобровников В.О. Абу Муслим у мусульман Восточного Кавказа (к истории и этнографии культа святых)// Подвижники ислама, М., 2003, С.154
9 Магомедов Р.М. По аулам  Дагестана,    Махачкала, 1977, С.85
10 Хакикат (ав.)  №87 1994, 19 июль
11 Красное знамя, 1990, 4 январь
12 Тагиров Т. ХIикматав кIудада, Махачкала, 1981, С.50
13 Хакикат, 1995, 5 август
14 Хуршилов Х.М. История села Салта, 1974,  дипломная работа.
15 Магомедов Р.М., История Дагестана, Махачкала, 1991,  С. 101.
16 Алиев Б.Г. Акуша-Дарго в XVII- XVIII вв., Махачкала,1966 , С. 257.
, раздел: История

Автор: Магомед Халималов, учитель-краевед
0

Поделиться

25 Окт 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Хасан из Кудали (1718–1795) — основатель медресе

    Пока джамаат будет содержать изучающих исламские науки, баракат не сойдет со всего села, и покинет всех, как только те повернутся спиной к...

    Окт 2018 г.

  • Кудалинская баллада

    Глава первая ПИСЬМО МАМЛЮКА Осенним сентябрьским вечером в 1250 года ко двору кудалинского хана примчался гонец с письмом из божественного...

    Окт 2018 г.

  • Кудали – село ученых арабистов

    Мы, кудалинцы, должны быть заинтересованы в том, чтобы восстановить добрые имена ученых-арабистов вышедших из нашего села, т.е. возвратить...

    Янв 1970 г.

  • Кудалинское медресе

    История развития, распространения знаний об исламе в Дагестане неразрывно связано с Кудалинской арабо-мусульманской школой. Кудали – один...

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля