Кудали – село ученых арабистов

0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Мы, кудалинцы, должны быть заинтересованы в том, чтобы восстановить добрые имена ученых-арабистов вышедших из нашего села, т.е. возвратить наше историческое прошлое в русло истины. Нам нельзя забывать о тех славных ученых-алимах, наших предках, которые несмотря на трудности и лишения посвятили себе науке. К сожалению, мне не удалось собрать материал даже о некоторых из них, многие данные об этих ученых подверглись забвению.

Кудали — древнейший центр человеческой цивилизации, имеющий тысячелетнюю историю. Кудали – крупный центр исламского образования в Дагестане, село крупных алимов и шейхов. Кудали был центром подготовки арабистов для Дагестана. Имена ученых-арабистов вышедших из с.Кудали известны всему Дагестану. Все они получили первоначальное образование в духовных школах, мактабах, где в основном учились читать и писать по-арабски и на аджаме (аварском языке с арабской графикой). Некоторые из них для продолжения учебы выезжали за пределы Дагестана. У сельчанина Халималова Магомеда имеется список из 150 ученых-арабистов, вышедших из Кудали. Они всегда были востребованы и работали в различных селах Дагестана имамами мечетей.

В книге А. Р. Шихсаидова «Изучение истории и культуры Дагестана» я нашел такую запись, что сочинение Хасана Чалаби (аль-фанари) толкование на муттавал ат тафтазаны переписал Нахбар, сын Йасбалы в медресе нашего патрона имама Мухаммада сына паломника обоих священных храмов Салмана-аль-Кудали. В Зирихгеране, включавшем в себя пять сел – Кубачи, Сулевкент, Ашти, Аймузги и Шири, имелись свои медресе в разное время кроме Салмана и Мухаммад сын Султана из Кудали и Хусейн ал-Кудали. Омаржан в Тарках имел свое медресе. Гасан (старший), Сайидмухаммадхаджи имели медресе в Кудали. Вплоть до 40-х годов 20-го века в Кудали функционировало медресе, где помимо шариатских наук на довольно высоком уровне преподавались и другие науки. В 1877 году Сайфула-Кади, получивший медицинское образование в Кудалинском медресе работал в Саратове в немецком центре медицины. Однажды туда привели больного со сломанной ногой. Сайфула-Кади присутствовал при перевязке. Видя, что боли у больного не прекратились, вспомнив навыки, полученные в с. Кудали, он попросил разрешения сделать перевязку заново. Немецкие врачи посмотрели на него с недоверием, однако старший из них позволил ему перевязать рану. Сайфула-Кади применил знания, полученные у кудалинских костоправов, и после его перевязки боли прекратились. Многие кудалинцы работали имамами-кадиями в мечетях других сел. После возвращения из Ирана по просьбе зирихгеранцев муфтием становится Гасан Кудалинский. Мухаммад сын Салмана работал кадием с. Карата, Гасан в Хунзахском нуцалстве. Абдурахимдибир был имамом в мечетях с.Корода и с.Гергебиль, Ражаб в с. Чох . Когда Ражаб скончался чохцы привезли его похоронить в Кудали и привели огромного быка с собой.

Муртаза Кудалинский как видный ученый работал имамом в мечетях Нижнего Дженгутая, Нижнего Казанища, Параула, Темирхан-Шуры. В последние годы своей жизни работал преподавателем математикии, астрономии в селении Чох. В Тлярате имамом в мечети работал кудалинец Мухаммад сын Хаджимухаммада. На протяжении долгого времени имамом мечети в с. Кафир-Кумух работал Иразихан Амиров. В 60-х годах 20-го века мудуном-переводчиком в Буйнакской мечети был Рамазанов Магомед, известный как Магомед Кудалинский и. т. д. В начале 20-го века в Казанском медресе преподавал Хадис.

Развитие торгово-экономических отношений с мусульманскими странами способствовало распространению книг. В XIV-XIX в. очень редко поступали книги из мусульманских стран Востока. Поэтому основную роль в распространении книг сыграли переписчики.

Считают, что в Кудали был сосредоточен один из центров по созданию копий наиболее популярных трактатов и учебников. Здесь были ученые с красивым каллиграфическим почерком. Например, рукопись «Шарх-аль-Минхадж», привезенную из Дамаска в 1885г. переписал Мухаммад сын Йунусилаваиз из Кудали.

После проведенной описи книг стало ясно, что в с. Кудали была одна из крупных коллекций по мусульманскому праву, грамматике, арабскому языку, лексикографии, логике, также включавшая собрание хадисов, тасфиров и др. По рассказам старожилов, в 30-е годы XX века все эти книги, которые были собраны в пятничной и других авал-мечетях (квартальных мечетях) села на трех арбах увезли в неизвестном для сельчан направлении. Пропали ценные рукописные научные труды не только кудалинских, но и многих других ученых, которые были сосредоточены в мечетях и частных коллекциях сельчан. Все, что было написано на арабском языке сжигалось, уничтожалось. Это был период, когда атеизм был возведен в ранг государственной политики, все авал-мечети были превращены в руины, а джума-мечеть в колхозный продовольственный склад. Однако часть книг была сохранена в частных библиотеках. Например, в библиотеке народного учителя Халималова Магомеда хранится множество печатных и рукописных книг, в том числе таблицы «Зиджи Улугбека», переписанные в 1908г. Муртазой аль-Кудали. В частных библиотеках Абдурахимова Магомеда и других сельчан тоже имеются множество научных книг. В Буйнакске, в библиотеке Рамазанова Рамазана хранится более 100 арабо-научных книг. Но это лишь доли процентов от того научного наследия, что было. В XVII-XX в. арабский язык стал литературным. Все записи велись на нем почти до 1930 года. В Кудали был очень высок процент грамотности. Среди мужского населения мало кто не владел арабской грамматикой. Кудалинское общество давало приют всем кто хотел получить знания.

Из известных людей, которые совершенствовали свои знания у кудалинских алимов можно назвать Магомеда Ярагского, имама Шамиля, Нурмухаммада Аварского, Саида Араканского, Махти Мухаммада и Шайтан Абдудулы из Согратля, Муртазали Тарковского, Мухаммад Али Тиндинского, Замир-Али (Али Каяев), Кумухского, Абусупьяна Казанищинского, Алигаджи Акушинского, Гаруна из Нальчика, Хайдарбека из Генечутля, Юсуфа из Кумуха, Абдулазиза из Тляратинского района, Курамагомедхаджи из Зихида, Юсуфа из Нижнего Дженгутая, Хаджиали-первый и Хаджиали-второй из Акуша,Узунхаджи Салтинский, Магомеда с. Асаб, Сайфула-кади из Ницовкра, Гасан-апанди из Кахиба, Исмаила из Шулани, Абдулжалила из Караная и т.д.

, раздел: Религия

Автор: Ахмед Магомедов, преподаватель Республиканского педагогического колледжа имени Расула Гамзатова
0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Хасан из Кудали (1718–1795) — основатель медресе

    Пока джамаат будет содержать изучающих исламские науки, баракат не сойдет со всего села, и покинет всех, как только те повернутся спиной к...

    Окт 2018 г.

  • Кудалинская баллада

    Глава первая ПИСЬМО МАМЛЮКА Осенним сентябрьским вечером в 1250 года ко двору кудалинского хана примчался гонец с письмом из божественного...

    Окт 2018 г.

  • Кудали средневековый (ХI — XVII вв.)

    История образования селения Кудали уходит своими корнями в глубокую древность. Есть предположение, что селение образовалось от слияния...

    Окт 2018 г.

  • Кудалинское медресе

    История развития, распространения знаний об исламе в Дагестане неразрывно связано с Кудалинской арабо-мусульманской школой. Кудали – один...

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля