На солнечной стороне

0

Поделиться

06 Сен 2018 г.

Гумбетовский район расположен в центрально-западной части Дагестана, граничит с Ботлихским, Хунзахским, Унцукульским, Казбековским районами Страны гор и с Ножай-Юртовским районом Чеченской Республики. Самоназвание гумбетовцев — «бакълъулал», переводится как «люди с солнечной стороны», и Гумбет называют Страной солнца, или же Солнечной стороной. Здесь много солнечных дней в году, и в долине Андийского Койсу растут редкие сорта абрикосов, персиков, яблок, винограда. Гумбетовцы экспортируют фрукты и другую сельхозпродукцию в другие регионы страны. Помимо террасного садоводства, здесь также развито террасное земледелие, на альпийских лугах выращивают скот, имеются успешные сельхозпредприятия.

 

Аргвани — музей под открытым небом

Аргвани — классическое горное село Дагестана, музей под открытым небом. В этом старинном поселении Нагорного Дагестана, построенном на скалистой породе, горские сакли стоят рядами, крыша одного дома является верандой другой сакли, село — как лестница, ведущая на небеса.

Аргвани напоминает старинный город инков Мачу-Пикчу, расположенный на территории современного Перу и являющийся одним из центров мирового туризма. В монографии «Старый аварский дом» Геннадий Мовчан также описывает дома аргванинцев. В этом древнем поселении витает дух предков, здесь атмосфера легендарного былого, героического прошлого соприкасается с изобретениями XXI века.

Узкие улицы, мощённые булыжником, — очевидцы исторических событий и катаклизмов, летописцы истории. Аргванинской мечети больше ста лет. Во время Кавказской войны село Аргвани было сожжено дотла. После восстановления аула была построена просторная мечеть из тёсаного камня. Дерево для потолочных балок доставили с верховий Андийского Койсу.

Построенное лучшими мастерами по камню и дереву, здание мечети сохранилось по сей день. И в советский период мечеть функционировала, принимая прихожан. От этого старинного строения веет дыханием времени, тёсаные камни — живые свидетели бурь и потрясений столетий. Здесь молились несколько поколений аргванинцев, здесь обрели знания и вышли в большой мир известные духовные и научные деятели.

Аргванинская мечеть — исторический памятник, наследие наших мужественных предков, источник духовности и кладезь науки. Мудир имама Шамиля Абакар-дибир, наиб Шамхал, учёный-востоковед Абдулатип Шамхалов… — щедрая аргванинская земля богата на имена, оставившие большой след в истории. Летом 1839 года в Аргвани произошло крупное сражение, вошедшее в историю Большой Кавказской войны XIX века. Тысячи воинов полегли в этом бою. Камни аргванинской мечети смотрят на нас как живые глаза прошлого: то с укором, то с сожалением, то с печалью…

Стремительная добровольная и принудительная урбанизация Страны гор сыграла свою роль в обнищании и опустении некоторых аулов. Однако нельзя сказать, что мигрируют все горцы. В некоторых горных районах жизнь настолько патриархальна, что никто не переселяется на чужбину, люди остаются, живут и работают здесь. Многие аулы уже превратились в маленькие города — во все дома проведена вода, имеется канализация, все остальные блага городской инфраструктуры. Аргвани — не исключение. Молодёжь предпочитает жить в новом селении, выросшем на широком плато Садуб в нескольких километрах от самого Аргвани. Новое Аргвани — современное поселение, почти посёлок.

Горы — особый мир, здесь особая аура. С гор явились в мир великие идеи. Синай, Тибет, Арафат… Без гор и горцев планета Земля не была бы планетой Земля.

Село Аргвани — важный пункт для путешественников и гостей, увлекающихся культурно-историческим, этническим, этнографическим туризмом. Здесь они смогут окунуться в прошлое Страны гор, потрогать камни и сооружения, которым исполнилось несколько столетий, увидеть места былых сражений, пополнить запас знаний о Дагестане и Кавказе.

 

Харибский перевал

Высота Харибского перевала составляет более 2 500 метров над уровнем моря. Гора находится на границе Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана. У подножия Хариба расположены высокогорные сёла Артлух и Данух. В зимнее время на перевале часты снежные бури, сходят лавины, свирепствуют метели.

На вершине Хариба прохладно даже в жаркие летние месяцы. Исторически этот перевал служил связующим звеном между горным и равнинным Дагестаном, являлся мостом между горами и низменностью. Перевал образует седловину на хребте.

В 1395 году, во время походов Тамерлана через Дагестан, часть его войск прошла по Харибскому перевалу. Для прохождения они построили специальную дорогу на склоне горы Хариб, следы которой сохранились до сих пор.

Через Харибский перевал также проходит маршрут, по которому перегоняют мелкий рогатый скот на пастбища земель отгонного животноводства и обратно в горы, на альпийские луга. У видавших виды чабанов Дагестана всегда найдутся истории о сложном переходе через «кавказские Альпы», рассказы о том, как аргванинцы, данухцы, артлухцы — все гумбетовцы, не раз спасали их от снежной стихии на перевале и уводили людей и отары в безопасные места во избежание обморожений и других несчастных случаев.

Как и всякая высокая гора, Хариб требует к себе особого отношения и берёт в снежный плен путников, пренебрегших инструкциями синоптиков и местных жителей, которые предупреждают людей об ухудшении погоды на перевале. В советский период дагестанское радио зимой регулярно сообщало о ситуации на Харибе, и при непогоде звучал голос диктора: «Харибский перевал закрыт». Дорога жизни для горцев через Хариб была открыта в 50-е годы XX века и связывала горы и равнину Дагестана единой транспортной артерией.

Здесь имеется домик для спасения терпящих бедствие и для согревания продрогших путников. В советский период здесь была расквартирована база военных. Как напоминание о службе военных на этой вершине остались руины кирпичных зданий.

Отсюда открывается прекрасный вид на несколько районов Дагестана. С перевала перед путниками расстилается панорама гор и равнин республики, видны земли Унцукульского, Гумбетовского, Казбековского, Хунзахского, Ботлихского, Ахвахского, Цумадинского, Гунибского и других горных районов республики, а также равнины Хасавюртовского, Кизилюртовского, Буйнакского и других районов и городов. Гора Хариб расположена недалеко от административной границы с Чеченской Республикой, с вершины перевала можно обозреть и соседнюю республику.

Вершина Хариб — уникальная природная смотровая площадка, открытая всем ветрам. Как писал Расул Гамзатов: «Быстрее поднимайтесь в горы, чтоб с высоты увидеть мир».

Человечество всегда тянуло в горы. Вершины завораживают, вызывают пиетет, восторг, непередаваемое ощущение свободы и величия. Среди гор и перевалов Кавказа у Хариба — своя собственная история, своя особенность и свои легенды. Поход на Хариб — занятие для людей рисковых, мобильных, влюблённых в горы, стремящихся подняться поближе к небесам и сверху, с высоты орлиного полета, полюбоваться нашим прекрасным Кавказом.

Конечно, туристический кластер на Харибе не создан. Здесь почти нетронутая природа и нет горнолыжных баз. Несмотря на это, находятся смельчаки и авантюристы, которые ездят на внедорожниках по склонам перевала. На Хариб устремляются искатели приключений, любители острых ощущений и экстремального туризма. Сюда поднимаются те, кого влечёт дух гор, величие исполинов Кавказа, колорит и неповторимость местной природы.

Если будут инвестиции, на Харибе можно создать прекрасный зимний курорт. А пока… сюда приезжают энтузиасты, любители зимних походов и экстремальных вылазок на снежные вершины, романтики, очарованные горами.

Во всём мире люди трепетно относятся к вершинам. Названия гор дают всемирным спортивным соревнованиям, летательным аппаратам, машинам, творческим коллективам… Такая же аура царит и вокруг Хариба.

 

Верхнее Инхо — духовная столица Страны солнца

Верхнее Инхо — важное звено в туристических маршрутах Гумбетовского района. Верхнее Инхо — село-полис, кладовая солнца, территория света и фруктового изобилия, обладающая благоприятными для жизни климатическими и природными условиями. Это родина классика литературы, основоположника и родоначальника аварской литературы, учёного, философа, великого и легендарного Али-гаджи из Инхо.

В Верхнем Инхо имеется зиярат (место паломничества мусульман) тарикатского шейха, духовного наставника Абдулхамида-афанди (къ.с.). Верхнее Инхо – родина муфтия Республики Дагестан, устаза Ахмада-афанди Абдулаева (къ.с.). На протяжении двух десятков лет, будучи главой мусульман республики, Ахмад-афанди Абдулаев (къ.с.) просвещает народ, совершая даават, призывает людей к добру, свету, миру, гармонии с собою и миром.

В селе функционирует средняя школа, носящая имя Али-гаджи из Инхо. На стене висит мемориальная плита, извещающая о том, что данное образовательное учреждение названо именем классика. В школе открыт музей Али-гаджи. Педагоги часто проводят открытые уроки, конференции, посвящённые жизни и творчеству Али-гаджи из Инхо. Здесь имеется родовое гнездо поэта. На стене фамильного дома мыслителя красуется мраморная плита с надписью «Здесь родился и жил Али-гаджи из Инхо».

Поездка в Верхнее Инхо — это больше чем поездка, это путешествие в мир духовности, мудрости, красоты, величия и добра. Туристический маршрут до Верхнего Инхо — это путь для мыслящего туриста, интересующегося историей Кавказа, историей ислама и духовными ценностями.

Народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса сравнил родину лирика Махмуда из Кахабросо со столицей, так как этот аул подарил миру неповторимого поэта. Верхнее Инхо по праву можно назвать духовной столицей Страны солнца — Гумбетовского района, потому что оно явило миру имена мудрецов и наставников.

 

Старик и горы: вторая природа

Среди достопримечательностей Гумбетовского района внимание туристов притягивают каменные арочные строения на скалистом обрыве вершины Беквета, расположенной на территории поселения Мехельта. И хотя к северу от них в небо упираются башни железного века — трансляционная телевышка и вышки сотовых операторов и других служб, — для любителей старины, ценителей культуры народов Дагестана, которых привлекают «пыльные развалины», исторические памятники, свидетели прошедших лет и столетий, больший интерес представляют средневековые башни, мечети, дома и другие объекты материального и культурного наследия предков.

Исторически горцы Дагестана занимались аграрным трудом, в крупных населённых пунктах были развиты ремёсла и торговля. Террасное земледелие и садоводство Дагестана вызывали восхищение у путешественников и исследователей, которые оставили восторженные отклики о данном виде деятельности. Если все дороги Римской империи вели в Рим, и они были прямыми, то перед горцами стояла задача не менее сложная — строительство дорог и троп по скалистым, труднодоступным местностям альпийских лугов.

…Каменщик, каменотёс, столяр, мастер на все руки, труженик гор Магомед Гаджихмаев из селения Мехельта Гумбетовского района всегда участвовал в общественных работах. Он строил дороги в Нагорном Дагестане. Мастер соорудил дорожное полотно из Мехельты до местностей Гацуб и Энчедахаб, в которых содержался колхозный скот.

Но больше всех работ Гаджихмаева запомнился и сохранился до наших дней крытый арочный загон для скота, возведённый им на краю обрыва в одиночку. Мастер использовал принцип рычага, который, по теории некоторых исследователей, широко применялся при строительстве египетских пирамид. Благодаря такому инженерному замыслу Гаджихмаеву удалось без посторенней помощи построить объект, вмещающий до тысячи голов МРС. Огромные камни скального происхождения каменотёс обрабатывал сам и соорудил из них стены и монолитную крышу, подпираемую каменными арками.

До сих пор арочный каменный комплекс Гаджихмаева удивляет путешественников и туристов, служа памятником человеческому духу, труду, таланту, мастерству. Этот объект мастер соорудил в преклонном возрасте, в 1960–65-е годы XX века (родился Магомед Гаджихмаев в 1886 году, скончался в 1968 году, упав со скалы при расширении своего объекта, — этакого своеобразного чуда горской архитектуры и инженерной мысли, корни которых кроются в историческом опыте и традициях горцев).

При изучении кладки камней и крупных размеров арочных плит в памяти оживает образ Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Только в данном случае перед нами исполинская фигура мастера из народа, аксакала Магомеда Гаджихмаева и его «марлина» — арочного комплекса на краю бездны.

 

Роччоб — одна из последних крепостей имама Шамиля

Летом 1859 года плато Роччоб рассматривалось как одна из неприступных твердынь Имамата, так как эта гора является природной крепостью, окружённой отвесными скалами. Роччоб — предмет гордости килятлинцев, которые называют гору то амфитеатром, то стадионом, то запасным аэродромом.

Аэрофотоснимок плато Роччоб напоминает живописные, захватывающие дух спутниковые снимки кратеров. Действительно, поднявшись на это плато, будто попадаешь в другой мир, на остров безмятежности, природной красоты и идиллии. Террасы плато Роччоб – памятник самобытной, суровой, неповторимой культуре Страны гор.

 

Ичичалинские кувшины

В селе Ичичали Гумбетовского района столетиями изготавливали медные кувшины. В свадебном обряде кувшин являлся обязательным атрибутом невесты. Этот народный промысел сохранился в Ичичали и сегодня: мастера и по сей день выставляют свою продукцию на выставках и всегда удостаиваются высоких оценок.

 

Тантаринская и Чиркатинская башни…

На территории села Тантари, входящего в состав сельского поселения «Сельсовет “Игалинский”», расположена башня. Это сооружение является родовой, фамильной башней, о чём свидетельствует большое количество керамики внутри строения. Археологи определили возраст керамики — около 300–400 лет.

На окраине селения Чирката Гумбетовского района, являющего одним из крупных поселений муниципалитета, расположен уникальный исторический объект — старинная башня, с которой связано множество повествований о времени распространения ислама в этих краях.

Автор: Гамзат Изудинов, журнал «Дагестан»

0

Поделиться

06 Сен 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Лучший друг Гебека Гумбета

    В канун Международного дня фотографии наш корреспондент встретился с фотохудожником Гебеком Гебековым. Первый в жизни фотоаппарат «Смена...

    Авг 2018 г.

  • Волею судьбы

    Осенью 1974 года в горах Дагестана произошло разрушительное землетрясение, эпицентр которого находился в нескольких километрах от Килятли...

    Дек 2017 г.

  • О тех, кто пал на войне

    В центре моего родного селения Ичичали, перед зданием администрации, как и во многих уголках нашей необъятной страны, стоит памятник...

    Сен 2012 г.

  • Игали – удивительный песенный край

    Уникален край Дагестана. Каждый аул, каждое село, каждая гора имеет свою историю. Не зря про Дагестан бытует такая притча: «Когда Всевышний...

    Апр 2012 г.

  • Жизненная сила ичичалинского кувшина

    Красивый, с выгравированными узорами, покрытый блестящей оловянной коркой ичичалинский медный кувшин воспринимается девушками из аула...

    Авг 2001 г.

  • Гаджияв Абдухалимов: Творец добра

    Жизнь каждого человека - это целый мир. И в нем можно найти множество подвигов. Так в жизни Абдухалимова Гаджиява Гасанилаевича подвигов...

    Авг 1998 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля