На редкость гостеприимны жители аула Игали Гумбетовского района, расположенного близ очень оживленной дороги на плоскости. В этой связи подумалось, что некоторые события на целые века определяют психологический настрой жителей населенного пункта.

Шамиль в молодью годы приехал в Игали, и кунак Ухума-хаджи зарезал в честь гостя единственную на подворье живность — козу. По истечении десятков лет по пути в Мекку имам Шамиль вспомнил об этом и переслал Ухума-хаджи деньги для поездки в хадж. Другой случай. После Кавказской войны игалинец Улбул-Омар отправился в хадж. На обратном пути заболел, отстал от попутчиков в городе на берегу Красного моря. Выздоровев, нанялся рабочим на корабль, плывущий в Индию, рыбачил на реке Брахма, но за многие годы так и не накопил достаточных для возвращения домой средств. Тут он случайно встретил матроса российского корабля Гамзата из Мехельты, тот дал земляку деньги и на дорогу, и на подарки родным. А дело было в том, что в годы войны Улбул-Омар сторожил Сагринский мост и, пропустив тайком через мост, дав одежду и провизию на дорогу, помог спасавшемуся от гнева имама Шамиля Гамзату уйти с гор. Возвратившись в родной аул, произнес ставшие поговоркой слова: «Поможешь человеку в беде на Сагринском мосту, отзовется добром на реке Брахма».

Видимо, не случайно название расположенного на перекрестке больших дорог гумбетовского аула Игали происходит от андийского слова Игьо, — войско. Ему, как утверждает преподаватель истории Игалинской средней школы Кургали Исмаилов, более 1300 лет. Войны не обходили аул на берегу Андийского Койсу стороной. Немые свидетельства тому — трехэтажная боевая башня близ Тлантари, напоминающие крепость старые кварталы аулов, остатки окопов и других защитных сооружений в местностях Тлинтаниб, Шветабазул тларух, Херечдерил кал и т.д. История аула столь богата и занимательна, что несколько десятилетий назад по поручению джамаата учитель Магомед Казамбиев начал составлять рукописную книгу, в которую записывались все предания, были, рассказы очевидцев о событиях в ауле, об отличившихся в них игалинцах. Продолжил его дело библиотекарь Абдурахман Дарбишмагомедов, а после их смерти внесение новых данных в книгу поручено секретарю сельской администрации Магди Абдурахманову. Пришло, говорится в одном из преданий, войско Надир-шаха. Игалинцы, забрав пожитки, покинули аулы, но организовали засаду в местности Марти-квери и обрушили на находившихся внизу врагов такую лавину камней, что половина войска осталась под нею.

Особенно богата история аула времен Кавказской войны. В числе немногих мюридов, храбро сражавшихся до конца вместе с имамом Гази-Магомедом, был игалинец Барат Ахмед. При штурме аула Гимры 17 октября 1832 года погибло 25 воинов из Игали, большой храбростью в рукопашном бою отличились Чукумил-Ухума и Баткул. 23-25 июня 1839 года под Игали произошла битва. Началась она со стычек на улицах аула, который молодежь сочла постыдным сдать без боя. Говорят, что царским войском руководили Клюгенау и Граббе, а горцами — наиб Ахбердимагомед и сам Шамиль. Сохранились были о подвигах Балал-Магомеда, Ханти-Муртазали, Магдилгаджиява, именем которого по повелению имама нарекли всех мальчиков, родившихся в игалинских аулах в течение месяца. Есть предания, что имамом вместо Шамиля мог быть избран Саид из Игали, погиб он в бою в местности Буланахи в Чечне.

В годы гражданской войны симпатии игалинцев разделились. Одни были на стороне ученого Сулеймана, который мог вступать в богословский спор с самим имамом Нажмудином, другие воевали в составе отряда красного командира Муслима Атаева. География путей игалинцев в годы Великой Отечественной войны охватывает почти всю Европу. Ушел на фронт 131 воин, вернулся — 51. Боевой путь каждого из них известен не только их семьям, но и всем аульчанам. Помогают в этом рассказы Абдулы Абдулмуслимова, Магомеда Чупалаева и еще семи оставшихся в живых ветеранов. Их традициям следовали семь воинов-«афганцев». Один из них — Асхабомар Асхабомаров — удостоился двух орденов Красной Звезды. Родом из Игали 36 офицеров Советской и Российской армии, один дослужился до звания подполковника.

Если требовалось проявить отвагу, мужество, игалинцы не подводили. Истоки храбрости, доходящей порой до безрассудства, коренятся, видимо, в том, что смерть человека здесь воспринимали легко и спокойно. В течение многих веков люди рано сходили в могилы — и по причине тяжкого, изнурительного труда и из-за эпидемии, то и дело уносивших по пол-аула. Только Советская власть, которой здесь благодарны, заставила ценить жизнь.

За семь десятилетий аул достиг небывалого расцвета. Прекратился мор людей от эпидемий. Высушили болото на противоположном берегу Андийского Койсу и избавились от малярии. Колхоз имени Мичурина, организатором которого в 1936 году был Дарбишмагомед Хизриев, с помощью государства почти втрое увеличил площадь садов, провел водопроводы питьевой и поливной воды. В 1925-1926 годы открыли ликбез, начальную, а затем среднюю школу, у истоков которых был рано умерший педагог и писатель А.Хасанов, ликвидировали неграмотность. Первым в ауле высшее образование получил педагог Омаргаджи Шейхов, а ныне каждый одиннадцатый игалинец имеет высшее или среднее специальное образование, юноши и девушки продолжают учебу после школы. Ученый Бадави Магомедов руководил кафедрой Иркутского сельхозинститута. В Дагестане известны имена заместителя председателя Верховного Суда РД Магомеда Абдулхалимова, директора АО «Дагводоканал» Гаджи Абдулхалимова, врачей Юсупа Нурмагомедова, Садулы Аминтазаева, Магомедгаджи Чупалаева, Исы Исрапова.

Несколько клубов, библиотек, начальные и средняя школы, в которых преподают мастера своего дела Саид Магомедов, Иса Шарапудинов, Нуцалай Абдурахманова, Лайла Магомедова, успешно функционирующее при мечети медресе — гарант того, что традиция грамотности будет успешно продолжена.

Около тридцати аульских бизнесменов завозят сюда все известные товары. Люди живут в хороших домах с современной бытовой техникой. Десятки аульчан владеют грузовыми автомашинами, сотни — легковыми автомашинами и мотоциклами. Но есть и люди, не имеющие возможности заработать.

В ауле, пользовавшемся славой столицы аварской песни и мелодии, ценили певца Махмуда из Кахаб-Росо. История сохранила десятки имен поэтов, певцов, композиторов, исполнителей национальных мелодий. Игалинцы помнят их стихи, песни, мелодии. С обидой рассказывали, что как-то передавали танцевальную мелодию самодеятельного композитора Ганчатли Газимагомеда из Игали, назвав ее народной.

В Игали живут достойные люди, у которых в чести подриг, труд, песня, ловкость и выносливость. Думается, что у аула, имеющего столь яркую, интересную историю, насыщенное событиями настоящее, будет счастливым, светлым и завтрашний день.

Джамалудин Джамбулаев

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля