Поделиться
01 Янв 1970 г.
Поднимающиеся здесь хребты разделены понижениями, речными долинами и ущельями. По обе стороны реки Андийское Койсу расположены долины из аллювиальных отложений. Когда едешь по территории с. Игали, дорога как раз проходит через эти долины: Салихури, Майдан, ГIурухъ, ХIатIалаби, Ахалъаби,Чинчикь, Энсерухъ, Сверуданахъа, ХIакварахури, ГIолебмегъ и др.
Здесь широко распространены глубоко врезанные с отвесными стенами горные ущелья, называемые каньонами. Самым глубоким здесь является Сагринский каньон. Река Андийское Койсу в 7км от с. Игали прорезает маленькое сагринское плато в самом его конце и делает прорубь глубиной 70 метров и течет там буйно, почти в полумраке. Обе стороны каньона наверху равны и близки, что на первый взгляд создается впечатление, что можно без особого труда перепрыгнуть.
Через каньон проложен современный мост, способный выдержать большие нагрузки.
Село расположено в котловане высоких гор, как бы защищающих село от природных катаклизмов. Горы усыпаны сосновыми и смешанными лесами, водится дичь.
Интересна история села, она уходить вглубь корнями. В трудах арабских путешественников, в частности, Ибна Руста, встречается упоминание дороги через Аргвани – Игали – Тануси, существовавшей в VIII веке.
Современное название села «Игьали» имеет два толкования: первое гласит о том, что в начале село называлось «ТIигьали» (т.е. цветущий) другое – по андийскому диалекту- «эгьало» – место, где останавливались воины. Возможно – обе версии исторически тождественны.
В центре села «ХIарищуйила» было озеро, куда на водопой приходили лесные звери, видимо, богатство дичи послужило причиной заложения первого поселения; впоследствии этот уголок облюбовали охотники, который в настоящее время носит название – Игали.
До победы Великой Октябрьской революции село Игали было вольным обществом и входило в состав Аварского округа, где и оставался до 30-х годов советского периода.
Административная власть Игали осуществлялась посредством шариата и адатского кодекса. Властными структурами были старшина и мулла.
Основным занятием сельчан было террасное земледелие и садоводство, одновременно занимались скотоводством. Каждое семейство занималось ремеслом, могло изготавливать себе одежду, обувь, орудия труда, ткать и выделывать овчину. Особо выделяющегося развитого вида ремесла не было.
На редкость гостеприимны жители аула Игали Гумбетовского района, расположенного близ очень оживленной дороги на плоскости. В этой связи подумалось, что некоторые события на целые века определяют психологический настрой жителей населенного пункта.
Шамиль в молодые годы приехал в Игали, и кунак Ухума-хаджи зарезал в честь гостя единственную на подворье живность — козу. По истечении десятков лет по пути в Мекку имам Шамиль вспомнил об этом и переслал Ухума-хаджи деньги для поездки в хадж.
Другой случай. После Кавказской войны игалинец Улбул-Омар отправился в хадж. На обратном пути заболел, отстал от попутчиков в городе на берегу Красного моря. Выздоровев, нанялся рабочим на корабль, плывущий в Индию, рыбачил на реке Брахма, но за многие годы так и не накопил достаточных для возвращения домой средств. Тут он случайно встретил матроса российского корабля Гамзата из Мехельта, тот дал земляку деньги и на дорогу, и на подарки родным. А дело было в том, что в годы войны Улбул-Омар сторожил Сагринский мост и, пропустив тайком через мост, дав одежду и провизию на дорогу, помог спасавшемуся от гнева имама Шамиля Гамзату, уйти с гор. Возвратившись в родной аул, произнес ставшие поговоркой слова: «Поможешь человеку в беде на Сагринском мосту, отзовется добром на реке Брахма» (Сагъи кьода гьабураб, Гьима гIурухъ батулеб).
Видимо, не случайно название расположенного на перекрестке больших дорог гумбетовского аула Игали происходит от андийского слова Игьало, — войско. Ему, как утверждает преподаватель истории Игалинской средней школы Кургали Исмаилов, более 1200 лет. Войны не обходили аул, расположенный на берегу Андийского Койсу, стороной. Немые свидетельства тому — трехэтажная боевая башня близ села Тантари, напоминающая крепость; старые кварталы аулов; остатки окопов и других защитных сооружений в местностях Лъинжаниб, ШветIабазул ЛъагIрухъ, ХеречIдерил кIал и т.д. История аула столь богата и занимательна, что несколько десятилетий назад по поручению джамаата учитель Магомед Казамбиев начал составлять рукописную книгу, в которую записывались все предания, были рассказы очевидцев о событиях в ауле, об отличившихся в них игалинцах. Продолжил его дело библиотекарь Абдурахман Дарбишмагомедов.
Пришло, говорится в одном из преданий, войско Надир-шаха. Игалинцы, забрав пожитки, покинули аул, но организовали засаду в местности Мартиквери (Кавудала) и обрушили на находившихся внизу врагов такую лавину камней, что половина войска осталась под нею.
Особенно богата история аула времен Кавказской войны. В числе немногих мюридов, храбро сражавшихся до конца вместе с имамом Гази-Магомедом, был игалинец Барат Ахмед. При штурме аула Гимры 17 октября 1832 года погибло 25 воинов из Игали, большой храбростью в рукопашном бою отличились Чукумил-Ухума и Баткул. 23-25 июня 1842 года под Игали произошла битва. Началась она со стычек на улицах аула, который молодежь сочла постыдным сдать без боя. Говорят, что царским войском руководили Клюгенау и Граббе, а горцами — наиб Ахбердил Магомед и сам Шамиль. Сохранились были о подвигах Бабал-Магомеда, Хенти-Муртазали, Магдилгаджиява, именем которого по повелению имама нарекли всех мальчиков, родившихся в близлежащих аулах в течение месяца. Есть предания, что имамом вместо Шамиля мог быть избран Саид из Игали, погиб он в бою в местности Буланахи в Чечне.
В годы гражданской войны симпатии игалинцев разделились. Одни были на стороне ученого Сулеймана, который мог вступать в богословский спор с самим имамом Нажмудином, другие воевали в составе отряда красного командира Муслима Атаева. География путей игалинцев в годы Великой Отечественной войны охватывает почти всю Европу. Ушел на фронт 169 воинов, вернулся — 51. Боевой путь каждого из них известен не только их семьям, но и всем аульчанам. Помогают в этом рассказы Абдулы Абдулмуслимова, Магомеда Чупалаева, Ражбадина Гаджимурадова, их в живых осталось только двое ветеранов. Их традициям следовали семь воинов-«афганцев». Один из них — Асхабомар Асхабомаров — удостоился двух орденов Красной Звезды. Родом из Игали- 36 офицеров Советской и Российской армии, один дослужился до звания подполковника.
Если требовалось проявить отвагу, мужество, игалинцы не подводили. Истоки храбрости, доходящей порой до безрассудства, коренятся, видимо, в том, что смерть человека здесь воспринимали легко и спокойно. В течение многих веков люди рано сходили в могилы — и по причине тяжкого, изнурительного труда и из-за эпидемии, то и дело уносивших по пол-аула. Только Советская власть, которой здесь благодарны, заставила ценить жизнь по-новому.
За многие века аул достиг небывалого расцвета. Прекратился мор людей от эпидемий. Высушили болото на противоположном берегу Андийского Койсу и избавились от малярии. Колхоз имени Мичурина, организатором которого в 1936 году был Дарбишмагомед Хизриев, с помощью государства почти втрое увеличил площадь садов, провел водопроводы питьевой и поливной воды. В 1925-1926 годы открыли ликбез, начальную, а затем среднюю школу, у истоков которых был рано умерший педагог и писатель П.Гасанов, ликвидировали неграмотность. Первым в ауле высшее образование получил педагог Омаргаджи Шейхов, а ныне каждый девятый игалинец имеет высшее или среднее специальное образование, юноши и девушки продолжают учебу после школы. Ученый Бадави Магомедов руководил кафедрой Иркутского сельхозинститута. В Дагестане известны имена заместителя председателя Верховного Суда РД Магомеда Абдулхалимова, директора АО «Дагводоканал» Гаджи Абдулхалимова, врачей Юсупа Нурмагомедова, Садулы Аминтазаева, Магомедгаджи Чупалаева, Исы Исрапова, братьев Тажудинова Гусена и Османа, Алхасова Гасана и других.
Несколько клубов, библиотек, начальные и средняя школы, в которых преподают мастера своего дела, успешно функционирующее при мечети медресе — гарант того, что традиция грамотности будет успешно продолжена.
Около тридцати аульских бизнесменов завозят сюда все известные товары. Люди живут в хороших домах с современной бытовой техникой. Десятки аульчан владеют грузовыми автомашинами, сотни — легковыми автомашинами и мотоциклами. Но есть и люди, не имеющие возможности заработать.
В ауле, пользовавшемся славой столицы аварской песни и мелодии, ценили певца Махмуда из Кахаб-Росо. История сохранила десятки имен поэтов, певцов, композиторов, исполнителей национальных мелодий. Игалинцы помнят их стихи, песни, мелодии. С обидой рассказывали, что как-то передавали танцевальную мелодию самодеятельного композитора Гангатли Газимагомеда из Игали, которую теперь называют народной.
Игалинцы в количестве 7 человек участвовали в русско – японской войне 1904 года, а также в 1–ой мировой войне 1914 года. Некоторая часть сельчан принимала участие в гражданской войне на начальном этапе.
В Игали живут достойные люди, у которых в чести подриг, труд, песня, ловкость и выносливость. Думается, что у аула, имеющего столь яркую, интересную историю, насыщенное событиями настоящее, будет счастливым, светлым и завтрашний день.
11 февраля 1931 года в Игали был создан первый колхоз имени «16 партсъезда».
В колхоз вступило 11 семейств, а до мая месяца вступило 47 хозяйств, а в последующие 6 месяцев- 162 хозяйств.
К 1939 году была завершена коллективизация. В этом году в колхозе числилось 406 хозяйств, с охватом более 1953 колхозников.
Первым председателем кресткома и колхоза был совершенно безграмотный крестьянин Хизроев Дарбишмагомед, а председателем сельсовета был Шангереев Магомед- тоже безграмотный, но с организаторскими способностями.
Колхоз имел 153,5 га пахотных земель, из которых 147 га были отведены под кукурузу.
В 1939 году с 1 га в среднем было собрано более25 центнеров; фруктов, винограда- 7 центнеров, яблок- 10 ц, орехов- 7ц.
Колхоз имел 947 голов овец и коз, 156 голов крупного рогатого скота, 47 лошадей.
Денежный доход составлял – 229246 рублей.
Первая комсомольская ячейка была организована в 1930 году. Первые комсомольцы села: Магомедов Гучай, Омаров Магомед, Малачилаев Исмаил. Первым комсомольским вожаком был Магомедов Гучай. Парторганизация была создана в 1935 году.
Образовательный процесс в селении начался с полуразрушенной сакли в сентябре 1925 года. Была открыта малокомплектная начальная школа.
Первые просветители – Гасанов Параюсуп, затем в 1929 году – Чинчараев Сайгидгусен.
В 1932 году открыли ликбез. Женщины и мужчины обучались врозь. В 1940 году открыли 7-летнюю школу.
Культурно-просветительская работа
Ласточкой этой работы была изба-читальня . Она была открыта в 1936 году.Руководила ею жена первого коммуниста Омарова Магомеда- Лабазанова Илита, впоследствии её заменил Шейхов Омаргаджи, затем Арацханов Сулейман.
Библиотеку открыли в 1948 году, заведывала ею Сайгидахмедова Хасибат. До открытия библиотеки её роль выполняла изба.
Поделиться
01 Янв 1970 г.
Уникален край Дагестана. Каждый аул, каждое село, каждая гора имеет свою историю. Не зря про Дагестан бытует такая притча: «Когда Всевышний...
Апр 2012 г.
Жизнь каждого человека - это целый мир. И в нем можно найти множество подвигов. Так в жизни Абдухалимова Гаджиява Гасанилаевича подвигов...
Авг 1998 г.
Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша...
Янв 1970 г.
Конец XIX и первая половина XX веков вошли в историю Дагестана, как период самой яростной борьбы власть предержащих с духовенством и гонения на...
Янв 1970 г.
Известный певец Дагестана Аращил Омар родился в 1893 году в селении Игали в семье бедного крестьянина Аращил Гасана. В детстве был веселым,...
Янв 1970 г.
Каждое село, подобно человеку имеет свои неповторимые, присущие ему одному, черты есть они и у моего села любовь к пению, песне – самая яркая и...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье