Поделиться
24 Апр 2012 г.
Например, Кванхидатль, Ичичали, Телетль, Гоцатль, Анчих, Унцукуль, Рахата – это далеко не весь список сел по известных народным промыслом. Унцукульские изделия, ичичалинские кувшины, рахатинские бурки широко известны не только в Дагестане, но и во всем мире.
К селам, которые внесли определенный вклад в историю Дагестана, относится и наше село – Игали. Известно наше село не только уникальной природной красотой, богатыми садами, но и самобытными композиторами, поэтами, музыкантами и певцами.
В нынешнее время ценятся какие–то материальные богатства, но без духовности, искусства народ не имеет будущего. Местом, где были сохранены духовные ценности, было и наше село. Особенно это проявилось в послереволюционный период, когда народ истинно верил в то, что эти события несут им свободу, благосостояние и мир в родном крае.
Игалинцы тоже не остались в стороне революционных событий. Принимали активное участие в освобождении своих земель. Участие игалинцев проявилось не только в сражениях, но и в пропагандистской борьбе. Это отразилось в творчестве поэтов-словесников из Игали: Биякайил Чупалав, Ганци Абдула, Аращил Омар, Каримгаджияв, Гаджил Мансур, Гаджиахмед, Гитинаухума, Сайгидсалим Джамалудинов и др. Каждый из них имеет свой трудный творческий путь. Известен всему Дагестану Аращил Омар, красный партизан, человек, чей голос впервые прозвучал по дагестанскому радио на аварском языке. Он еще был знаменосцем красноармейского отряда Махача Дахадаева. Много лет проработал председателем колхоза. С 1929г. Аращил Омар работал в радиокомитете, являлся участником и лауреатом всесоюзного радиофестиваля.
Неоднократно выступал в Москве. Оценив его талант, М.И. Калинин подарил Арашил Омару часы с дарственной надписью. Он получил множество грамот Президиума СССР и ДАССР.
Арашил Омар умел не только петь, но и сочинять песни. Было издано его стихотворение, посвященное 15 – летию ДАССР. Большинство его стихов были утрачены, превратились в народные.
Он умел играть на разных музыкальных инструментах: на свирели, зурне, пандуре. Аращил Омару было присвоено звание Народный артист Дагестана. Наш великий поэт Р. Гамзатов говорил, что в то время в Дагестане был единственным певцом аварских песен был Аращил Омар.
Часто слышим упрёк, что слушая певцов разных уголков Дагестана, почему затерялся голос песенного края среди других голосов республики. Почему опустел песенный очаг, который собирал несметное количество ценителей и любителей всей, республики, страны? Почему затерялся голос игалинцев среди других голосов? Ведь у нас все поют и понимают песни. Самые строгие судьи песни, старинных мелодий скрываются именно здесь. Причиною певучести и нежности голоса певцов, многие считают воду, которую пили предки, называемою нами «горькую» за ее вкус и еще за то, что она не пенится при стирке.
Где наши певцы, где ценители и судьи песен? Старики рассказывают, что бывали разные интересные случаи в старину, связанные с песнями и музыкой. Вот воспоминания Маккашарипова Сапарчагаджи: «Ездил я в Дербент на свидание со своим отцом, тот сидел в тюрьме. Настал час свидания. Отца и меня посадили через перегородку к телефонному аппарату. Началась наша беседа. И вдруг, о боже Праведный, по аппарату негромко, одновременно с разговором звучала какая-то мелодия на аварском языке. Я забыл об отце, заслушался, забыл обо всем, уронил телефонную трубку, она тотчас разбилась. Пришел в себя, когда меня оштрафовали за поломку телефона на «пять туменов», то есть на 50 рублей старыми деньгами. С тех пор эту мелодию в селе прозвали «мелодия, оценённая в пять туменов».
Еще рассказывают: очарованный пением Аращил Омара наш односельчанин уединялся в погреб, доставал глиняный кувшин и плакал в него навзрыд, чтобы соседи не услышали его. Выплакав в кувшин, пел до тех пор, пока не унималось сердце. Вот, где скрываются настоящие ценители музыки.
Старость лишает человека многих радостей жизни: силы, остроты зрения, слуха. Рука не может удержать пандур, стакан воды…
Но смело можно ручаться за сельчан, потому что, отняв все, не отнимут у них песню и мелодию. Ею дорожат все, но громко не все поют, потому, что пение родители считают не совсем серьезным занятием для детей. Это одна не из последних причин затерянности славы песенного края.
Дайте пандур в руки любому игалинцу, и вы увидите тот очаг буйного веселья, отзвуки которого остаются надолго в памяти.
Песни родные, песни гор и ущелий наших, кто знает, когда вы родились? Трудно ответить на вопрос. Но причин может быть тысячи. Всегда по жизни вместе шагают песни новые и старые… Колыбельные, свадебные, боевые, они бывают и короткие и длинные. От слов песен, текущих плавно и мелодично, текут слезы. Слова попадают в цель, как стрелы.
А сколько осталось вас – не услышанных и затерянных, а сегодня названными народными?
Откуда появилась песня горская? Рождена она, видимо, в мечтах всего народа, рождена вместе с первыми потоками горных ручей. Если взять любой музыкальный инструмент, простую тарелку, бить ладонь о ладонь-всё напоминает течение горного потока. Песня стариков делает молодыми, молодых – мужественными, пьяного отрезвляет, трезвого делает пьяным. О чем только нет песен! Самыми ценными считались песни о любви. Где они зарождались, как?
Старики рассказывают: в каждом селении Дагестана знают сборище, называемое «гваби» (сабантуй). В зимние долгие вечера собирались в чьей – нибудь сакле юноши и девушки. Хозяева приносили мешки кукурузы для отшелушивания, то есть для отделения зерна от початков. Работу заканчивали за считанные минуты, а веселье продолжалось до утра. Самым желанным гостем в такие вечера считались: певцы, поэты, между которыми завязывались конкурсы на исполнение лучших песен на слова Махмуда из Кахабросо, Аращил Омара и других. Показывали свое поэтическое и песенное искусство самородков.
Главное – в народе играли в поэзию, совершенно трезвое, молодое поколение, которое не позволяло себе пить, играть в карты, лузгать семечки, сквернословить при девушках. Не это ли являлось прекрасным начинанием в старину достойного подражания!
Песни складывали и во время проводов сыновей в армию, на войну.
Пандур остаётся живым памятником прошлой жизни. На нем играют молодые, они поют о погибших героях. Песня не исчезнет никогда, пока существует человечество. Играются свадьбы, рождаются дети, пасутся стада, пашут земли и выращивают сады. Жизнь продолжается, также продолжаются и песни.
Лучшей песней, наверное, как и раньше, считается песня матерей. Прислушайтесь, обязательно горянка – мать, когда родится ребенок, сидит над колыбелью. Всегда прекрасна мать и песня матери: нет такой матери, которая в душе не была бы поэтом:
Песня матери – начало всех человеческих песен. И улыбка, и последняя слеза – всё в песне. А сколько было пролито слез, провожая сыновей на войну.
Песня, зародившаяся в глубине души, потом передается языку, язык передает ее всем людям, так она остается в памяти новых поколений.
Поделиться
24 Апр 2012 г.
Жизнь каждого человека - это целый мир. И в нем можно найти множество подвигов. Так в жизни Абдухалимова Гаджиява Гасанилаевича подвигов...
Авг 1998 г.
Каждое село, подобно человеку имеет свои неповторимые, присущие ему одному, черты есть они и у моего села любовь к пению, песне – самая яркая и...
Янв 1970 г.
Селение Игали богато культурными традициями. Общественный быт жителей села отличается тем, что они с древних времен славились острословием,...
Янв 1970 г.
Аварцы – один из самых многочисленных народов многонационального Дагестана. И, что интересно, чуть ли не каждый аварский аул исстари чем-то...
Янв 1970 г.
Имам Шамил периодически направлял в различные селения преданных ему людей, с целью отбора мужественных воинов, готовых умереть за газават....
Янв 1970 г.
Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье