Село Ицари, по предположению старожилов, образовалось вследствие слияния, воссоединения жителей нескольких отселков: Акри,Гъиби, ЦIурцIа-рай, Духьугу. Вокруг села соорудили оборонительную башню, которая сохранилась до наших дней. Название села произошло из двух даргинских слов: и — цIари, т.е. ты — огонь. Труднодоступное ущелье Уллучая служило ранее естественной защитой села от иноземных захватчиков. Все же и здесь происходили кровопролитные бои: сохранился каменный барельеф с изображением схватки кавказца и монгола.
В средние века Ицари являлось центром Ицаринского вольного общества, куда входили джамааты семи близлежащих селений. Некоторое время Ицари являлось частью кайтагского уцмийства и была летней резиденцией уцмия.
Ицари — труднодоступное селение, расположенное вдали от оживленных трасс, в верховьях Уллучая. Народу здесь всегда трудно жилось. Самой острой была проблема нехватки посевных площадей. Тягловую силу животных не могли использовать — настолько малы по своим размерам здешние террасы. Они выглядят, как гигантские лестницы, поднимающиеся по склонам гор, и производят неизгладимое впечатление на всех, кто первый раз побывал здесь. Глядя на них, невольно вспоминаешь слова знаменитого русского академика Н.И.Вавилова: «Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делают в горном Дагестане». Террасное земледелие ицаринцев свидетельствует о том, что их земля была заселена с глубокой древности. Жаль только, ныне многие террасы разрушились, не возделываются. Трудные условия жизни вынудили часть ицаринцев переселиться в Кизлярский район.
Местность Ицари была заселена первобытными людьми, о чем свидетельствуют наскальные изображения людей и животных в окрестностях села, которым, по свидетельству археологов (В.Котович), более 2500 лет. Многочисленные соляные знаки говорят о том, что до прихода ислама здесь получили развитие разные виды верований, основное из которых – поклонение Солнцу.
В центральной части села сохранилась крепость, которая сложена из огромных камней и которая по кладке напоминает стены Дербентской крепости. На ней имеется куфическая надпись: «О, господь наш, избави нас и всех верующих от злобы шайтана и несправедливости султана! Поистине, нет божества, кроме Аллаха». Надпись датируется XI-м веком. (Лавров) Ученый проводит непосредственную параллель между ними, и считает, что датировку ицаринской крепости нужно отнести ко времени построения дербентской стены. В крепости, которая является домом тухума Агъадайхъал, жил Румталхъан «царь села Рум». Из пяти этажей крепости ныне сохранилось три этажа; в них имеются бойницы, за которыми могло разместиться несколько стрелков. Сохранилась также тюрьма для узников и пленников. Здесь же находятся одни из четырех крепостных ворот села. Украшенные резьбой дубовые двери крепости в 70-х годах были вывезены из села, и в настоящее время находятся в Историко-археологическом музее Дагестана в Махачкале. Следует отметить, что в доме уже никто не живет, в стенах крепости образовались огромные трещины, и, если не предпринять срочных мер, на наших глазах крепость может превратиться в груду руин.
В том же музее находится каменный волк, который располагался на крыше одного из домов при входе в село. Вывезены и находятся в музее также 55 арабоязычных рукописных книг, взятых из ицаринской Джума-мечети.
В отчете о работах этнолингвистической экспедиции 1924 г. Мы читаем, что «аул Ицари поражает своей скученностью, он почти весь состоит из узких полутемных коридоров, над которыми возвышаются дома, нередко имеющие по нескольку этажей. Все улицы села вымощены крупными камнями, причем, имеются специальные приподнятые «тротуары» для людей, и более широкие части улицы для скотины. Сохранились до сих пор и подземные каменные водоводы, предназначенные для слива дождевой воды. При въезде в аул чувствуется, что построен он, придерживаясь какого-то более древнего плана с определенной оборонительной целью.
Село Ицари разрослось на руинах замка, перестраивая его и используя его фрагменты. Фрагменты эти отличаются хорошей кладкой искусно обработанного камня в весьма крупных блоках. Выяснить план этого замка трудно. Позднейшие наслоения требуют огромной работы над расслоением их частей и выделением древних фрагментов, которые порой скрываются в мрачных подвалах.
Старая часть села, построенная на высокой скале, напоминает пчелиные соты — дома примкнулись друг к другу, и крыша нижнего соседа служит верандой для верхнего.
Наиболее известной достопримечательностью Ицари является оборонительная башня, возвышающаяся над селом. Башня находится на выступе горы над селом; с трех сторон расположены крутые склоны, от ближайшей поляны башня отделена восьмиметровым рвом. В настоящее время она является наиболее крупной из сохранившихся круглых башен на Северном Кавказе. Она представляет собой сужающееся кверху конусообразное сооружение с примерной датировкой 14 века. Основное предназначение башни — оборонительное: она была построена для борьбы как с иноземными захватчиками, так и соседними племенами, «которые сжигали посевы и угоняли скот» (надпись на арабском на стене башни; перевод А.Р.Шихсаидова). Одновременно башня служила также в качестве сигнальной и сторожевой.
Толщина стен у основания около 2 метров, внутренний диаметр 7 метров. На южной стороне, направленной к селу, на уровне 2 этажа имеются входные ворота с дубовыми дверьми (вход в башню осуществлялся посредством приставной лестницы); на 4-м этаже – смотровое окно. По направлению к северу в башне имеется около 20-ти бойниц, по 5 на 2, 3, 4 этажах с узкими щелями для стрельбы и расширяющиеся внутрь; за ними могли разместиться по 3-4 стрелка.
Привлекает внимание большое количество крупных камней, встречаемых в башне, как круглых по своей природе, так и специально обтесанных. Видимо, на радиальной стене стояла камнеметная машина, которая могла поражать противника как в непосредственной близости, так и на подступах к селу.
Башню строили из камня, добываемого недалеко от села. На строительство обязано было выходить все мужское население; не пришедшего на работу ждало наказание – под ногти забивали деревянные гвозди. В жаркое время до обеда камни методом цепочки передавались с западного ущелья, после обеда – с восточного. По преданию, башню строили из материалов, добываемых на каменоломнях в окрестностях Ицари. Доставка шла конвейером: 800 чел. стояли цепью, соединяющей каменоломню со строительной площадкой, и камни передавали из рук в руки. До обеда передача шла с южной стороны, после обеда — с северной. Бревна возили из леса между Калакорейшем и Сулевкентом.
О системе охраны рассказывают, что первый отряд дозорных сидел в башне, второй караулил на дороге. В самом ауле перед вечером запирали крепостные ворота. Местные предания говорят о нападениях на Ицари сюргинцев и полчищ шаха Аббаса. Персы будто бы выжгли все окружающие посевы, так что ицаринцам приходилось питаться бураком, но овладеть укреплением захватчики не смогли.
По преданию, раньше башня была 8-этажной. На фотографиях 50-х годов сохранилось 5 этажей, общая высота 18 метров, а к началу 90-х годов оставалось 3,5 этажа. Для удобства подъема на вершину башни камни стены активно сбрасывались как местными мальчишками, так и приезжими туристами. В 1991 году под руководством Р.О.Муталова были проведены реставрационные работы, позволившие не только спасти башню от дальнейшего разрушения, но и восстановить 4-й этаж. Благодаря усилиям районной администрации, Ицаринская башня была включена во Всемирный фонд культурного наследия человечества, и в 2007 году при финансовой поддержке ЮНЕСКО была проведена окончательная реставрация башни – восстановлены межэтажные перекрытия, закрыт верх, на крыше сделаны выступающие бойницы и т.д.
Ицаринская башня защищала единственный подступ к селению с северо- запада, куда обращены бойницы, тогда как стороны, глядящие на аул, – глухие, если не считать одного лишь входного отверстия. В самом селении, внизу, в груде сросшихся жилых построек, видны остатки старых монументальных, обращенных на запад стен с тремя арочными воротами. По характеру кладки эти стены очень напоминают древние дербентские. В них встречается тот же способ облицовки с расположением плит попеременно «на образок», ребром и плашмя. В отличие от окружающих строений они сложены из очень крупных, обтесанных и хорошо пригнанных блоков. Ицаринская башня — сооружение феодального периода. Общество Ицари, подчинявшееся уцмию, было крайним на юге укрепленным пунктом его владений, близким к землям агулов, Казикумухского ханства и воинственного вольного даргинского общества Сюрги. Стратегическое расположение ицаринских укреплений, относящихся к разным эпохам, вполне оправдано. Башня построена, по-видимому, не позднее XV—XVI века, когда резиденция уцмия или членов его дома была еще в горах. Своими бойницами башня смотрит как раз в сторону общества Сюрги.
Ицаринская башня круглая, более широкая внизу и узкая вверху. По форме и деталям она несколько напоминает образцы западно-европейской средневековой военной архитектуры. Кладка сухая, состоящая из рядов неровных, не очень крупных, необтесанных камней. Для связи в кладку в разных местах заложены бревна в поперечном направлении, т.е. по толще /типичный местный строительный прием, применяющийся до настоящего времени/. По верху башни идет пояс консолей, образуемых рядом постепенно выпускаемых камней и брусьев. На консолях были, вероятно, машикули и зубцы. Башня имеет пять этажей. Высота ее достигает 16-18 метров. Толщина стен на уровне второго этажа 1-2м. Внутренний диаметр на том же уровне около 7 метров. В стенах башни имеются бойницы в виде узких стрельчатых отверстий с прямоугольными амбразурами. Входное отверстие тоже на уровне второго этажа имело деревянную дверь с двумя створками, вращавшимися на шипах. Башня описанного типа представляет архитектуру юга.
«Ицаринец себе папаху добудет». Так говорят в Сирагинских горах о жителях селения Ицари, желая подчеркнуть их несомненное достоинство — трудолюбие. Как бы ни складывалась судьба ицаринцев, всеобщим почетом у них пользовались не те, кто накопил богатство и имел большой тухум, а храбрецы и балагуры. И эти свои качества они сохраняют поныне.
Во времена распространения ислама в окрестностях села происходили ожесточенные бои. Имеются легенды про богатыря Ккваццала ГIяли (предположительное значение имени – «Али, якобы рожденный кобылицей»), который сумел уничтожить селение ЦIурццарай, в котором жили язычники. Его могила в настоящее время стала зияратом, куда приезжают много верующих как из близлежащих, так и отдаленных селений. Ученые отмечают, что в селении Ицари было много переписчиков арабских книг, и оно являлось одним из центров распространения ислама в Дагестане: «Такие селения, как Ашты, Ицари, Ахты, Кубачи, Кумух. Хунзах, Обода, Согратль и многие другие, были культурно-религиозными центрами, средоточием образованности и научной мысли».
В средние века в селе была построена огромная Джума-мечеть. Мечеть была разрушена в 60-годы. В 2004 году ицаринскую мечеть удалось полностью восстановить благодаря усилиям директора местного совхоза Муталова Мутала. Про арабские книги, вывезенные из ицаринской мечети, А.Р.Шихсаидов и Х.А.Омаров написали в статье «Арабские рукописи из дагестанских селений Ицари, Мехельта, Акуша (Новые исследования советских арабистов. Кн. 2. М., 1988. С.193-207).
Ицаринцы обладают своеобразной культурой, традициями, обрядами, которые не встречались в соседних селениях. Так, до недавнего времени существовал обычай пленения постороннего мужчины женщинами, работающими в поле. По сообщению П. Петухова, «в магале Ицари горного Кайтага мужчина, по несчастью встретившийся с толпой женщин и девушек, делается их жертвой: его обезоруживают, принуждают танцевать, прыгать и исполнять все их прихоти; достаточно натешившись, они отпускают свою жертву при громком хохоте и остротах. Это случается особенно в тех случаях, когда женщины выходят из аула для сбора моха и особой травы на брачные подушки и тюфяки новобрачным».
В 1930-х годах в селении был создан колхоз «Комсомол», который в последующие десятилетия занимал по ряду показателей ведущие места в районе. Основное занятие сельчан – животноводство и земледелие.
В годы Отечественной войны из сравнительно небольшого села Ицари ушло на фронт и пало смертью храбрых 146 (!!!) жителей села.
В 1950-1970-х года была построена автодорога, школа, клуб, фельдшерский пункт, библиотека, Дворец культуры, селение было радиофицировано и электрифицировано. В районе славились участники художественной самодеятельности, мастера песни и танца, которые часто занимали первые места.
В 1960-1970-х годах ицаринцы начали переселяться на равнину. В настоящее время они проживают в поселке Дружба Каякентского района (30 хозяйств), г.Избербаш (26 хозяйств), г. Махачкала, в Иван-кутане (46 хозяйств). Большая часть ицаринцев переселилось в Кизлярский район, и ныне проживают в селениях Михеевка, Бондареновка, Косякино, Первомайское, а также в самом Кизляре. По несколько семьей ицаринцев имеется в Дербенте, Берикее, Каспийске, Москве, Тамбовской и Саратовской областях. В самом селении сейчас около 30 хозяйств.
В Ицари сейчас проживает около семидесяти семейств, функционируют колхоз, школа. Селение поражает чеканным силуэтом средневековой боевой башни, возвышающейся над ним, архитектурой других построек, каменной вязью надгробий. Когда-то весь аул был обнесен крепостной стеной из массивных камней. Попасть в него можно было лишь по одной дороге, которая заканчивалась воротами. На ночь ворота закрывались. Необходимость в этом была, поскольку ицаринцы часто подвергались нападениям.
Нам рассказали о событиях, происшедших в этом глухом уголке в 1645 году. Тогда шах Ирана Аббас II открыто вмешался в давно шедшую борьбу за власть между янгикентской и маджалисской линиями уцмийского рода в Кайтаге. Племянник уцмия Рустамхана Амирхан-Султан выступил с претензиями на уцмийское достоинство. Аббас II поддержал Амирхан-Султана, так как с 1638 года уцмий Рустамхан все более склонялся к союзу с Россией. В помощь Амирхан-Султану Аббас II направил в Кайтаг отряд войск. Но он был разбит Рустам-ханом и бежал. Однако Рустам-хану не удалось взять Амирхан-Султана. Последний, получив более мощное подкрепление из Ирана, разбил Рустам-хана, отступившего в Верхний Кайтаг. Вначале он укрылся в Кубачах, а потом в Ицари.
Войска шаха Аббаса около десяти месяцев осаждали крепость Ицари. Часть его защитников склонялась к сдаче врагу. Но слова, сказанные почтенным Румом, оказались действенными: «Вы предаете забвению добродетели ваших предков, дух честности, единодушия между братьями. Вместе с этим и дух мужества покинул вас. Взамен этого среди вас поселилась бесчестность. Враг стал дерзким, вторгся в наше Отечество, хочет одолеть нас и поработить, отнять у нас имущество. Вы в смирении даете врагу возможность возложить вам узы на шеи. Позор вам!» И тогда слабодушные смиренно опустили свои головы… И, несмотря на голод, осажденные держались мужественно, шахские войска вынуждены были отступить.
В Ицари сохранились развалины резиденции уцмия. Аул делился на кварталы, в которых проживал определенный тухум. Самым уважаемым считался род Рума. Его потомки — достойные люди. Для примера можно назвать полковника милиции Ганипу Румова, проживающего в городе Череповце.
Если в Ицари в прежние времена совершалось серьезное преступление, джамаат принимал решение выселить преступника со всем семейством. Места ссылки находились вдали от аула. Им говорили; «Живите как хотите. Вы не члены нашего джамаата».
На ицаринском кладбище сохранилась необычная стела, увенчанная лошадиной головой. По преданию, в могиле на которой стоит этот памятник, похоронен легендарный силач Кацал-Али, родившийся от жеребца. Этот миф восходит ко временам, когда верили в родство человека и животных.
В округе ицаринцы славятся своим веселым нравом. Например, девушки, увидев молодого человека из другого аула, с шутками окружают его, всячески донимают, начинают хлестать крапивой по мягкому месту… Всю эту «процедуру» совершают безобидно, с шутками и смехом. Жилье ицаринцы строят сообща, всем аулом. Вселение в новый дом превращается в настоящий праздник. Разведение первого огня в нем поручают почтенным женщинам. Они же произносят молитву о том, чтобы жильцы нового дома избегали раздоров, уважали своих соседей, не ленились, растили побольше детей.
Комментарии