Село Гуладты расположено в Дахадаевском районе и соседствует с селами Цугни и Бутри Акушинского района, Хуршни, Мирзита, Бакни и Урари Дахадаевского района. Местность, в которой расположено село, называют Анчицур (КянччицIур - по-гуладтынски).

Название села происходит от слова гъел (что на гуладтынском диалекте означает «скала», «пропасть»). Такое название село получило потому, что первые дома были выстроены на бугорке, скале - гьеле, ведь наши предки возводили жилища там, откуда можно было предвидеть опасность нападения врага. Данное место Анчицур и ныне является центральной и самой высокой точкой села, откуда видны прелести вечных Алахандагских ледников, хребты Лес, Бархата, плато Шунудаг, гора Джуфудаг. Сейчас первые дома, выстроенные на гьеле, почти разрушились, но некоторые их них отреставрированы. Это дома жителей Гуладты Рабадана Кабзарова, Руслана Багомедова, Цибац Дабаевой.

До образования Гуладты хутора, вошедшие в состав села, были расположены в местностях Гъиняла хъяб, Хурбала хъяб, на местности Зузли, где и ныне находится могила шейха, три колодца, озеро.
Когда было образовано Гуладты, точно неизвестно, есть лишь данные о том, что гуладтынская джума-мечеть реставрирована в июне - июле 1482 года. Данная запись имеется на камне мечети, которая и ныне стоит в центре села, недалеко от первых домостроений.

Испокон веков село Гуладты знаменито своими танцорами, музыкантами, камнетесами. Особо хочется отметить роды Алтиламяда, Никаты Кумаева. Ими выстроено в селении большинство хозяйственных помещений, арочные мосты, колодцы, водяные мельницы. Алтиламяд, например, был не только знаменитым каменщиком, но и кузнецом. Он изготовлял для сельчан весь сельхозинвентарь - от серпов, кос до печей. Нынешнее поколение продолжает традиции отцов и дедов. Его внук Магомед Гасанов не только перенял традиции деда, но и продолжил начатые им работы. Он и сейчас является на всем Сира-хинском участке единственным водяным мельником, знаменитым каменщиком и кузнецом. Кажется, что в селе нет ни одного строения, к которому бы Магомед не приложил руку. Он участвовал в строительстве Дома культуры, школы, библиотеки, магазина. Им заложен и первый камень моста, построенного по инициативе Патимат Чурлановой над Халахерк-рекой в 1994 году. За свой счет Магомед Гасанов выстроил арочные колодцы в местностях Турашура, Халааппур.

Гуладтынцы знамениты и своими танцами, с которыми побывали в Москве. Это учитель Гуладтынской средней школы Магомед Маммаев, Джарият Шахбанова, Альпият Ибрагимова, Маннай Сулейманова (Хаттала Патимат). В 70-80-е годы музыкантам и танцорам села на фестивалях и слетах рукоплескал весь Дагестан. В Сергокале на фестивале с 90-летним Магомедом Гаджиевым одновременно на танец вышли три урахинки, удивленные его танцевальным искусством. В те годы сердца горцев покорял род Гаджиевых - супруги Ахмед и Мани, брат Мани Магомед, дети Ахмеда Магомед (золотой) и Саният. Зурначом был Бахмуд Раджабов, гармонистом - Багамакады Магомедов, заслуженный работник культуры Дагестана.

И сегодня свадебные, похоронные адаты гуладтынцев являются самыми приемлемыми и простыми. При бракосочетании, например, нет установленного неписаными законами приподношения ценностей и денег, а при похоронах - излишних расходов (раздача сахара, пряностей), имеющихся повсюду у наших соседей и других даргинцев, что особо заметно в селах Бутри, Габа Акушинского района, Джавгат Кайтагского района. Надо отдать должное такому адату сельчан, когда соседи и дальние родственники в течение семи дней приглашают близких покойного на завтрак, обед и ужин.

Сельчане внесли свой вклад и в победу советского народа над фашистской Германией. Тридцать три гуладтынца отдали свои жизни за советскую Родину. В борьбе с фашизмом особо отличились старший сержант Магомед (Миъла) Шахбанов, который был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Абдулла Курбанов, награжденный медалями «За освобождение Праги», «За боевые заслуги», Сиражутдин Гапизов за боевые заслуги награжден шестью медалями.

Героически сражался с врагом и Осман Раджабов. Он внес весомый вклад в победу над врагом, защищая Сталинград, за что и был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Ратные подвиги отцов продолжает молодежь и в мирное время. Выполняя интернациональный долг в Афганистане, Халил Абдурахманов был награжден медалью «За мужество», такими же медалями награждены Магомедшарип Шахбанов - отличился в борьбе с бандами Радуева и Расул Курбанов - за поддержку мира в Грузии.

С древних времен традиционным занятием сельчан являются земледелие и скотоводство. В 1936 году в селении был организован колхоз. Первыми в него вступили Юсуп Омаров и Багама Аллаев. Здесь выращивали ячмень, кукурузу, пшеницу, картофель. Обычно зимой мужчины уходили на заработки, теперь же на заработки уходит все село и не только зимой, но и летом. Сейчас в селе нет ни одного быка и плуга. Заброшены земля и пастбища. Это результат перестройки.

Из домашних промыслов сельчан выделяется производство войлоков и шуб-тулупов. Знаменитым мастером по пошиву мужских тулупов (кьут-тус) для всего Сирха был Али Мамаев.

Определенные основы грамотности давали примечетские школы-медресе. За годы советской власти произошли коренные изменения в области просвещения. В селении функционируют школа, две библиотеки, Дом культуры, народный театр, врачебная амбулатория. Село имеет и своих заслуженных людей. Это супруги Абдуразак Дабаев и Цибац Курбанова, чьи труды отмечены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Дабаев Абдуразак был и заслуженным строителем Дагестана. Покойный Раджаб Мамаев удостоился звания «Заслуженный шофер Дагестана» и был награжден орденом «За трудовое отличие». По всему Дагестану прославил сельчан Курбан Рабаданов, который исколесил всю республику, будучи бурильщиком Дагвзрывпрома. Его трудом проложены многие дороги в труднодоступных местах Дагестана. Он не раз удостаивался различных поощрений не только руководства родной организации, но и Москвы. Ныне Курбан - пенсионер и наставник молодежи. Гордостью села является музыкант, певец, танцор Багамакады Магомедов, имеющий звание заслуженного работника культуры. Особо сельчане гордятся Ашурлавом Рабадановым, который в 30-х годах был членом ДагЦИКа. Ашурлав являлся бедняком, но за оказанную сельчанами честь он за свой счет выстроил в местности Шуга-када колодец с тремя арками длиною 8 метров. Это самое большое достояние сельчан.

В 1957 году в село проложена автомобильная дорога, а Рабадан Алиев, ныне проживающий в Махачкале, является первым шофером, приехавшим на автомобиле в село.

Первыми просветителями были Рабадан Ахмедов из Кунки Дахадаевского, Гаджиадам из Кулиджа Кайтагского районов и Багомед Шахбанов.

Село знаменито и тем, что у нас в гостях часто бывал Батырай. Он останавливался у Гаджидауда. Сельчане и ныне помнят его песни, спетые о местности Закарла хъали:
Ахъ хIурхъала бекIличир
Кадухъи бурям сари.
Урхьнайла лутIилиур
Адалкунни цIа сари,
Ах1дик1уду уркIецIи,
Иллаллагьла Меседу.

Батырай здесь употребил метафору-эпитет «иллаллагьла», упоминая о хромой девушке Меседу. Поводом для сочинения песни послужила встреча Батырая с хромой красивой девушкой, отправившейся за водой. Имя девушки он узнал у Рабадана Алтаева.

Сельчане с гордостью вспоминают, что в тридцатых годах у Дабая Абдуразакова, юзбаши села, останавливался Нажмутдин Самурский, будучи в поездке по Сирха. Он, по словам старожилов села, останавливался у Дабая выпить чашечку вкуснейшего грузинского чая, так как только у него можно было найти грузинский чай. Ныне имя деда Дабая носит руководитель ансамбля «Дагестан» Дабай Магомедов. Вот такими людьми славится небольшое село Гуладты.

В селе 31 человек имеют высшее образование. Магомед Магомедов, педагог по специальности, работающий и проживающий в Махачкале, первым из сельчан получил вузовский диплом. Кумай Курбанов имеет три диплома, он окончил МГУ. Мои сельчане работают на различных должностях в Республике Дагестан. Магомед Алиев, Руслан Багомедов - врачи, работают в Махачкале. Гордость гуладтынцев - кандидат наук Магомед Раджабов, работающий доцентом в Даггосуниверситете.

Каково же будущее моего села? Гуладты с каждым днем расширяет свои горизонты. Строятся современные красивые дома. Однако молодежь покидает родное село и переезжает в Махачкалу. Это связано с отсутствием работы, ликвидацией совхозно-колхозной формы хозяйствования, отсутствием заботы со стороны руководства. Гуладты имеет большие сенокосные угодья, пастбища, пахотные земли, но все они пустуют. Сельчане по нескольку семей объединяются для разведения мелкого и крупного рогатого скота. Только в этом они видят путь к нормальной жизни в горах.

Ш. Магамедсаидов, учитель Гуладтынской средней школы, журнал "Народы Дагестана"

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля