О возникновении названия села бытует такая легенда. Сын сторожевого башни взял себе в жены дочь кала-корейшского талкана (хана), ей предложили дать название новому поселению. И она, посмотрев вокруг и вниз башни, увидела высокие скалы, на которых находилась сторожевая башня. Подумав, она воскликнула: «Пусть будет называться наше село Шурмачи! — ведь оно же в самом деле находится на скалах («шурми» означает скалы, «чи» здесь выполняет роль предлога «на» — место на скалах). Потом она передумала и попросила назвать село Журмачи — так звучало более красиво.

Село Джурмачи образовалось вследствие объединения нескольких хуторов: Кьялтала хьумачиб, Жунабла кьякьличиб, XIябкьяйла хъяблеб, Хъачла къаттаб, ГIянт1арачиб. О существовании этих хуторов свидетельствуют сохранившиеся до наших времен остатки фундаментов домов, могилы, которые обнаруживаются вследствие эррозии почвы, различные предметы домашней утвари: глиняный кувшин, ступа, подставка для веретена, каменный каток и другие.

Основу нынешнему селу, по преданиям старожилов, положила сигнальная башня, построенная жителями Калакорейша с целью оповещения своих о приближении врага на Дарго. Башня, по-видимому, является ровесницей сигнальных башен в селах Трисанчи и Калакорейш. Объединение хуторов произошло примерно в XVII веке. Об этом говорят надписи на могильных камнях, площадь самого кладбища и количество могил. Таким образом, сегодняшние жители села являются потомками бывших сторожевиков.

О том, что основателями села были кала-корейшцы, свидетельствуют рассказы старожилов нашего села, сохранившиеся доныне родственные связи и близкие отношения, одинаковый диалект.

Пусть будут в раю мои дедушки по отцу и матери Акайацци и Хасбулат, которые рассказывали мне, что, когда возникло поселение Журмачи, умерших на арбе возили в Кала-Корейш и хоронили там. И сегодня можно заметить на кладбище журмачинцев надмогильные памятники, точь-в-точь похожие на памятники кала-корейшцев, видимо, оттуда привозили их.

Село Журмачи расцвело после установления советской власти в Дагестане. Вначале журмачинцы объединились в крестьянский комитет, потом его преобразовали в колхоз, названный именем Энгельса. Это произошло в 1936 году. Первым председателем и крестьянского комитета, и колхоза имени Энгельса был мой дед Магомедов Акайацци. Первыми в колхоз вступили Айдемиров Абакар, Ашурбеков Шайхгасан, Салихов Абдулла, братья Магомедовы: Мирза, Камбулат, Хасбулат, Диммаев Жалил, Бятяйла Умалат.

Вскоре после образования колхоза открыли и школу (начальную). Первыми учителями из Журмачи были Аскандаров Разак, Акаев Магомед, Умалатов Рабазан — все трое погибли в Великой Отечественной войне.

Журмачинцы — народ простой и трудолюбивый. Вскоре они свой колхоз вывели в число передовых в районе — в горах выращивали зерно, занимались птицеводством, животноводством, на равнине в зоне Кайтагского района (Араб-кутан) имели ферму и посевные площади, а также летнее пастбище на альпийских лугах (Кадила дубура). Мирному созидательному труду журмачинцев помешала война. В годы войны, чтобы перевыполнить планы сдачи мяса государству, журмачинцы организовали свиноферму и держали свиней в ущелье Ярякани-када. Все это ради победы над врагом.

Из маленького аула, состоящего из 40 хозяйств, на фронт ушли 24 журмачинца, из них 20 воинов сложили голову на поле боя против фашистов.

В годы войны и после в селе не хватало трудоспособных мужчин. Все работы приходилось выполнять старикам, женщинам, подросткам. Известны факты, когда могилы для умерших копали женщины, они же пахали, сеяли колхозные поля — выполняли самые тяжелые работы. Несмотря на трудности, журмачинцы учились, работали, строили и воспитывали детей. Они и помогали воюющей стране, фронту, успешно выполняли планы сдачи государству мяса, молока, масла, шерсти,яиц, отправляли посылки фронтовикам с орехами (благо, что щедры журмачинские ореховые рощи), сушеными мясом, фруктами, шиповником,посылали воинам теплые шерстяные носки, варежки. Журмачинцы ничего не жалели для Красной Армии, участвовали в подготовке оборонительных сооружений на территории Дагестана в случае прорва фашистов; сдавали деньги и драгоценности для танковой колонны имени Шамиля.

За активную помощь и поддержку фронта, за заботу о воинах Красной Армии колхоз имени Энгельса был отмечен несколько раз на районном и республиканском уровне, а также благодарностью Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. Несколько журмачинцев, в том числе и мой дед Хасбулат, были награждены медалью «За доблестный труд в годы войны — 1941-45 гг.».

Благодарные потомки в их честь одними из первых воздвигли памятник на краю села возле школы, на памятнике перечислены имена всех погибших. Инициатором строительства памятника был тогдашний председатель сельского совета Мирзаев Магомедшапи, а автором и строителем Аккаев Абдулгамид.

Журмачинцы всегда с благодарностью вспоминают братьев-уркарахцев Ибрагима и Курбана Кадиевых — оба были в годы войны членами бюро Дахадаевского РК КПСС, секретарями райкома а Ибрагим Кадиев — и редактором районной газеты. Они были закреплены за нашим селом, часто приезжали в Журмачи, помогали всячески журмачинцам в борьбе против бандитов, в налаживании новой жизни. Это их заслуга, что журмачинцев не переселили на чеченские земли. Можно представить, что было бы с нами, если бы тогда переселили.

Говорят, что когда на бюро райкома обсуждали вопрос о переселении журмачинцев, братья Кадиевы сказали: «Да, мало земли у журмачинцев, зато есть ореховые рощи, много фруктовых деревьев — они могут прокормить не только журмачинцев, но и жителей окрестных сел». А их слово всегда имело огромный вес! Жалко, что при жизни не удалось похвалить и поблагодарить их за заботу о наших людях (не только журмачинцах).

В послевоенные годы здесь построили новую школу, преобразованную потом в восьмилетнюю, расширили дорогу от села до центральной дороги в райцентр, провели электричество, радио, телефон, построили медпункт, библиотеку, клуб. В этом есть заслуга и руководителей Трисанчинского сельсовета и правления колхоза с. Трисанчи (в одно время с 1950 по 1999гг. журмачинский колхоз объединили с соседями)Салихова Рамазана, Разакова Аскандара, Муртазалиева Бибалы, Мирзаева Магомедшапи, Гасайниева Исрапила.

Журмачинцы гордятся своими односельчанами: животноводами Раджабовым Абдуллой, Ахмедовым Гебеком, награжденными орденом Трудового Красного Знамени, ветеранами сельскохозяйственного труда Карбукановым Рамазаном, Камбулатовым Темирханом, Мирзаевым Алигаджи, Джалиловыми Айди и Магомедом, Ибрагимовыми Гаджикурбаном и Ахмедханом, братьями Султанахмедовыми Ибрагимбеком и Магомедтагиром, Ибрагимовым Шахбаном, Камаловой Хадижат, Сурхаевой Хавой, Багомедовой Азай, Абдуллаевой Султанат, Амирбековым Минатуллой.

Не только в районе, но и во всей республике известны выпускники журмачинской школы: заслуженные юристы РД — полковник милиции Абдулжалил Магомедов, прокурор Кировского района Махачкалы Касум Амирбеков, директор пансионата «Ветеран» Мажид Мирзаев, заслуженный учитель РД Халирбагин Магомедов и его брат поэт-журналист Жан-Булат, отличник советской торговли главный бухгалтер РГВК «Дагестан» Бибала Расулов и другие.

В настоящее время в Журмачи проживает около 100 человек. В основном это пенсионеры, учителя, дети. Большинство журмачинцев проживает в Тарумовском районе. Другие переехали в Махачкалу, Избербаш, Дербент, Ставропольский край. Конечно, создалась угроза исчезновения села. Ныне там сохранились 30 хозяйств. Имеется коллективное хозяйство. В основном занимаются животноводством и личным хозяйством.

Большинство добротных домов, из белого дербентского камня, в селе пустует, не обрабатывается пахотная земля, она превратилась в пастбище для скота. Нынешний руководитель Журмачи Амирбеков Исабек добился выделения земли на отгонных пастбищах в Южносухокумской зоне. Организовал там ферму, но и здесь не хватает рабочих рук — не хотят молодые люди ехать далеко. Проблемы возникли после так называемой «перестройки», распада Советского Союза и рыночной политики. Бывая в родном Журмачи, видя пустые поля, где когда-то колосились хлеба, глядя на бесхозные, осиротевшие дома, очень тяжело и грустно становится на душе. Неужели некому будет ухаживать за отцовскими и дедовскими могилами? Такой вопрос сразу возникает у любого журмачинца, приближающегося к селу — на окраине села находится кладбище, где покоятся наши самые дорогие люди.

До боли обидно за родную землю, за свою малую родину. Она не заслужила такой печальной участи!

Но журмачинцы, живущие в селе, не теряют надежды. Они надеются, что село не погибнет, что земля оживет и найдутся патриоты, пожелавшие вернуться в отцовские дома.

Заканчивая свои записи, я от имени всех журмачинцев, проживающих за пределами района, хочу поблагодарить всех учителей Журмачинской школы, которые мужественно взяли на себя ответственность за село и сельчан — дай бог вам, дорогие мои коллеги, здоровья и терпения! Все работы и заботы ложатся на них: и за домами смотреть, и людей хоронить, и нас, гостей, встречать!

Прощаясь с родными местами после побывки в ауле, я говорю: дай бог, чтобы тропинка в аул не заросла травой, чтобы священная земля наших предков не знала запаха крови, чтобы всегда цвела кизиловая роща и не иссяк родничок на краю села — наследство наших предков.

Р. Магомедов, заслуженный учитель РД, отличник народного образования РФ, учитель школы №1 г. Избербаш

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля