О возникновении названия села бытует такая легенда. Сын сторожевого башни взял себе в жены дочь кала-корейшского талкана (хана), ей предложили дать название новому поселению. И она, посмотрев вокруг и вниз башни, увидела высокие скалы, на которых находилась сторожевая башня. Подумав, она воскликнула: «Пусть будет называться наше село Шурмачи! — ведь оно же в самом деле находится на скалах («шурми» означает скалы, «чи» здесь выполняет роль предлога «на» — место на скалах). Потом она передумала и попросила назвать село Журмачи — так звучало более красиво.

Село Джурмачи образовалось вследствие объединения нескольких хуторов: Кьялтала хьумачиб, Жунабла кьякьличиб, XIябкьяйла хъяблеб, Хъачла къаттаб, ГIянт1арачиб. О существовании этих хуторов свидетельствуют сохранившиеся до наших времен остатки фундаментов домов, могилы, которые обнаруживаются вследствие эррозии почвы, различные предметы домашней утвари: глиняный кувшин, ступа, подставка для веретена, каменный каток и другие.

Основу нынешнему селу, по преданиям старожилов, положила сигнальная башня, построенная жителями Калакорейша с целью оповещения своих о приближении врага на Дарго. Башня, по-видимому, является ровесницей сигнальных башен в селах Трисанчи и Калакорейш. Объединение хуторов произошло примерно в XVII веке. Об этом говорят надписи на могильных камнях, площадь самого кладбища и количество могил. Таким образом, сегодняшние жители села являются потомками бывших сторожевиков.

О том, что основателями села были кала-корейшцы, свидетельствуют рассказы старожилов нашего села, сохранившиеся доныне родственные связи и близкие отношения, одинаковый диалект.

Пусть будут в раю мои дедушки по отцу и матери Акайацци и Хасбулат, которые рассказывали мне, что, когда возникло поселение Журмачи, умерших на арбе возили в Кала-Корейш и хоронили там. И сегодня можно заметить на кладбище журмачинцев надмогильные памятники, точь-в-точь похожие на памятники кала-корейшцев, видимо, оттуда привозили их.

Село Журмачи расцвело после установления советской власти в Дагестане. Вначале журмачинцы объединились в крестьянский комитет, потом его преобразовали в колхоз, названный именем Энгельса. Это произошло в 1936 году. Первым председателем и крестьянского комитета, и колхоза имени Энгельса был мой дед Магомедов Акайацци. Первыми в колхоз вступили Айдемиров Абакар, Ашурбеков Шайхгасан, Салихов Абдулла, братья Магомедовы: Мирза, Камбулат, Хасбулат, Диммаев Жалил, Бятяйла Умалат.

Вскоре после образования колхоза открыли и школу (начальную). Первыми учителями из Журмачи были Аскандаров Разак, Акаев Магомед, Умалатов Рабазан — все трое погибли в Великой Отечественной войне.

Журмачинцы — народ простой и трудолюбивый. Вскоре они свой колхоз вывели в число передовых в районе — в горах выращивали зерно, занимались птицеводством, животноводством, на равнине в зоне Кайтагского района (Араб-кутан) имели ферму и посевные площади, а также летнее пастбище на альпийских лугах (Кадила дубура). Мирному созидательному труду журмачинцев помешала война. В годы войны, чтобы перевыполнить планы сдачи мяса государству, журмачинцы организовали свиноферму и держали свиней в ущелье Ярякани-када. Все это ради победы над врагом.

Из маленького аула, состоящего из 40 хозяйств, на фронт ушли 24 журмачинца, из них 20 воинов сложили голову на поле боя против фашистов.

В годы войны и после в селе не хватало трудоспособных мужчин. Все работы приходилось выполнять старикам, женщинам, подросткам. Известны факты, когда могилы для умерших копали женщины, они же пахали, сеяли колхозные поля — выполняли самые тяжелые работы. Несмотря на трудности, журмачинцы учились, работали, строили и воспитывали детей. Они и помогали воюющей стране, фронту, успешно выполняли планы сдачи государству мяса, молока, масла, шерсти,яиц, отправляли посылки фронтовикам с орехами (благо, что щедры журмачинские ореховые рощи), сушеными мясом, фруктами, шиповником,посылали воинам теплые шерстяные носки, варежки. Журмачинцы ничего не жалели для Красной Армии, участвовали в подготовке оборонительных сооружений на территории Дагестана в случае прорва фашистов; сдавали деньги и драгоценности для танковой колонны имени Шамиля.

За активную помощь и поддержку фронта, за заботу о воинах Красной Армии колхоз имени Энгельса был отмечен несколько раз на районном и республиканском уровне, а также благодарностью Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. Несколько журмачинцев, в том числе и мой дед Хасбулат, были награждены медалью «За доблестный труд в годы войны — 1941-45 гг.».

Благодарные потомки в их честь одними из первых воздвигли памятник на краю села возле школы, на памятнике перечислены имена всех погибших. Инициатором строительства памятника был тогдашний председатель сельского совета Мирзаев Магомедшапи, а автором и строителем Аккаев Абдулгамид.

Журмачинцы всегда с благодарностью вспоминают братьев-уркарахцев Ибрагима и Курбана Кадиевых — оба были в годы войны членами бюро Дахадаевского РК КПСС, секретарями райкома а Ибрагим Кадиев — и редактором районной газеты. Они были закреплены за нашим селом, часто приезжали в Журмачи, помогали всячески журмачинцам в борьбе против бандитов, в налаживании новой жизни. Это их заслуга, что журмачинцев не переселили на чеченские земли. Можно представить, что было бы с нами, если бы тогда переселили.

Говорят, что когда на бюро райкома обсуждали вопрос о переселении журмачинцев, братья Кадиевы сказали: «Да, мало земли у журмачинцев, зато есть ореховые рощи, много фруктовых деревьев — они могут прокормить не только журмачинцев, но и жителей окрестных сел». А их слово всегда имело огромный вес! Жалко, что при жизни не удалось похвалить и поблагодарить их за заботу о наших людях (не только журмачинцах).

В послевоенные годы здесь построили новую школу, преобразованную потом в восьмилетнюю, расширили дорогу от села до центральной дороги в райцентр, провели электричество, радио, телефон, построили медпункт, библиотеку, клуб. В этом есть заслуга и руководителей Трисанчинского сельсовета и правления колхоза с. Трисанчи (в одно время с 1950 по 1999гг. журмачинский колхоз объединили с соседями)Салихова Рамазана, Разакова Аскандара, Муртазалиева Бибалы, Мирзаева Магомедшапи, Гасайниева Исрапила.

Журмачинцы гордятся своими односельчанами: животноводами Раджабовым Абдуллой, Ахмедовым Гебеком, награжденными орденом Трудового Красного Знамени, ветеранами сельскохозяйственного труда Карбукановым Рамазаном, Камбулатовым Темирханом, Мирзаевым Алигаджи, Джалиловыми Айди и Магомедом, Ибрагимовыми Гаджикурбаном и Ахмедханом, братьями Султанахмедовыми Ибрагимбеком и Магомедтагиром, Ибрагимовым Шахбаном, Камаловой Хадижат, Сурхаевой Хавой, Багомедовой Азай, Абдуллаевой Султанат, Амирбековым Минатуллой.

Не только в районе, но и во всей республике известны выпускники журмачинской школы: заслуженные юристы РД — полковник милиции Абдулжалил Магомедов, прокурор Кировского района Махачкалы Касум Амирбеков, директор пансионата «Ветеран» Мажид Мирзаев, заслуженный учитель РД Халирбагин Магомедов и его брат поэт-журналист Жан-Булат, отличник советской торговли главный бухгалтер РГВК «Дагестан» Бибала Расулов и другие.

В настоящее время в Журмачи проживает около 100 человек. В основном это пенсионеры, учителя, дети. Большинство журмачинцев проживает в Тарумовском районе. Другие переехали в Махачкалу, Избербаш, Дербент, Ставропольский край. Конечно, создалась угроза исчезновения села. Ныне там сохранились 30 хозяйств. Имеется коллективное хозяйство. В основном занимаются животноводством и личным хозяйством.

Большинство добротных домов, из белого дербентского камня, в селе пустует, не обрабатывается пахотная земля, она превратилась в пастбище для скота. Нынешний руководитель Журмачи Амирбеков Исабек добился выделения земли на отгонных пастбищах в Южносухокумской зоне. Организовал там ферму, но и здесь не хватает рабочих рук — не хотят молодые люди ехать далеко. Проблемы возникли после так называемой «перестройки», распада Советского Союза и рыночной политики. Бывая в родном Журмачи, видя пустые поля, где когда-то колосились хлеба, глядя на бесхозные, осиротевшие дома, очень тяжело и грустно становится на душе. Неужели некому будет ухаживать за отцовскими и дедовскими могилами? Такой вопрос сразу возникает у любого журмачинца, приближающегося к селу — на окраине села находится кладбище, где покоятся наши самые дорогие люди.

До боли обидно за родную землю, за свою малую родину. Она не заслужила такой печальной участи!

Но журмачинцы, живущие в селе, не теряют надежды. Они надеются, что село не погибнет, что земля оживет и найдутся патриоты, пожелавшие вернуться в отцовские дома.

Заканчивая свои записи, я от имени всех журмачинцев, проживающих за пределами района, хочу поблагодарить всех учителей Журмачинской школы, которые мужественно взяли на себя ответственность за село и сельчан — дай бог вам, дорогие мои коллеги, здоровья и терпения! Все работы и заботы ложатся на них: и за домами смотреть, и людей хоронить, и нас, гостей, встречать!

Прощаясь с родными местами после побывки в ауле, я говорю: дай бог, чтобы тропинка в аул не заросла травой, чтобы священная земля наших предков не знала запаха крови, чтобы всегда цвела кизиловая роща и не иссяк родничок на краю села — наследство наших предков.

Р. Магомедов, заслуженный учитель РД, отличник народного образования РФ, учитель школы №1 г. Избербаш

Комментарии

  • Раджаб Магомедов

    Благодарю за публикацию статьи Джурмачи.Я автор этой статьи.Всем джурмачинцам желаю здоровья и успехов в труде на благо Великой России

    31.07.2023 в 11:40

  • Раджаб Магомедов

    Прошло много лет после опубликования этой статьи.Много журмачинцев ушли в мир иной,пусть Всевышний простит их грехи и примет в Рай . Сейчас в Джурмачи нет той школы,где я учился и работал,в селении осталось 10-15 хозяйств,большинство проживает в Тарумовском,Кизлярском районах,в городах Махачкала,Избербаш,Дербент и других городах.Всем я желаю добра и благополучия.

    31.07.2023 в 11:50

  • Раджаб Магомедов

    Сегодня Россия воюет против западной коалиции во главе США,среди воинов России есть и журмачинцы.Я желаю им успехов и победы.

    31.07.2023 в 12:41

  • Раджаб Магомедов

    Где бы мы не жили(по воле судьбы)мы -журмачинцы,и не должны забывать о своих предках.Рано я потерял отца/он добровольно ушел на фронт и погиб ,защищая Родину,но мне повезло с дедушками и бабушками,они не дали мне чувствовать сиротой,главное они помогли мне учиться,получить высшее образование ,женили и до конца жизни заботились обо мне.Все ,что могла делала и мама.Дедушка Акай был первым председателем колхоза и в годы войны проявил мужество против предателей,убежавших с фронта и грабивших мирных граждан.А дедушка Хасбулат был передовым колхозником и был награжден медалью За доблестный труд в годы войны.Я горжусь ими и рассказываю о них моим детям и внукам.

    03.08.2023 в 20:24

  • Раджаб Магомедов

    Я хотел дополнить историю села Журмачи :Первым учителем журмачинской школы был Курбанатта из селения Кища Дахадаевского района,сначала в школе учили по латинскому алфавиту,потом перешли на русский алфавит.Курбанатта жил в доме моего дедушки Акайацци.Школа сначала находилась в пустующем доме уехавшего из села журмачинца,потом построили новое помещение на нижнем крае села,я учился там,сейчас здесь дом Адамацци,новое здание школы построили на северной части села,около кладбища,сейчас это здание пустует,так как школу закрыли в связи с отсутствием учеников.Жаль,что мало людей осталось сегодня в Журмачи!

    06.08.2023 в 11:18

  • Войти с помощью: 
    Чтобы ответить, вам необходимо
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Войти с помощью: 
    Генерация пароля