Источник: сайт чишилинской СОШ

Удивителен и привлекателен аул Чишили. Он расположен в одном из самых красивых уголков Дагестана. Рельеф его территории очень разнообразен: высокие холмы здесь сочетаются с пологими склонами, ровными полями и неглубокими ущельями. В аулах более трехсот хозяйств. Люди здесь живут дружные, приветливые, радость и печаль привыкшие делить пополам.

Село Чишили расположено на 1500м. выше над уровнем моря. Точную дату основания села не помнят. Старожилы говорят, что даты основания села должна была быть на стене мечети. Но мечеть реставрировали буквально в последние годы, и поэтому другой возможности узнать точную дату нет.

Село граничит с с. Уркарах, Бускри, Зубанчи, Дибгаши, Дибгалик и Трисанчи. Языковые основы похожи на уркарахцев, дибгаликцев, цурхакинцев, чумлинцев. Памятные места в селе: внутри села имеется целебный источник воды (от радикулита), недалеко от села расположены источники «Къакъла шин» (вода от болезней спины). Наши сельчане и жители соседних сел использовали воду для лечения радикулитов.

Ходят легенды, что люди, которых привозили сюда на арбах, отсюда уходили здоровыми. И «ХIулбела Шин» (вода от дурного глаза); из других городов сюда приезжают за этой водой, используют ее в лечебных целях и для снятия сглаза. На самых старых могильных плитах даты – 370-340 лет. По рассказам старых жителей аула, первооснователями села могли бы быть выходцы из Кала-Корейша или Дибгалик. Можно предполагать, что они были изолированы в виду тяжелой болезни. По преданиям старожилов аула, первооснователи сначала жили в пещерах. Потом они остановились в местности «Мукьри дурцу Хъяб», это где-то на втором километре дальше нынешнего Чишили, в сторону Уркараха. Следы их пребывания там сохранились до недавнего времени. Видимо здесь было плохо с водоисточником, и поэтому основатели выбрали другое место.

Это место расположено чуть выше места, где пересекаются дороги Зубанчи, Зильбачи и, ведущая вниз «Ши баркьла муза». Так называют это место и сегодня, т.е. является отзвуком. Здесь и сегодня сохранились надгробные камни, остался так же и широкий камень, т.е. верхняя часть от печки для выпечки хлеба. Совсем недавно тоже здесь обнаружили открытыми кости человека. Здесь было много жилищ, разрушенных земледелием. Первооснователи спустились на местность «Шинкьурбела къатти», так называется местность между нынешними селениями Чишили и Бускри.
По преданиям, на этой местности в жилища проникали змеи и душили грудных детей в колыбелях. На указном месте даже недавно стояли развалины от жилищ, но сегодня их там нет: камни растаскали.

По указанной выше причине, основатели села вынуждены были подняться чуть выше, на местность «Нихъя бях1», тоже смотрит в сторону Бускри. Здесь так же как и перечисленных случаях, и сегодня сохранились развалины жилищ и могильных плит. Старшие тех первооснователей завещали, чтобы их похоронили в местности «Индирайла муза», чуть ниже которого расположено нынешнее кладбище. Таким образом, то место, где расположено нынешнее село Чишили принято называть и считать последним.

Сначала чело называли «Къакъбала ши», потом переименовали в Чишили, что означает «Новое село». Внутри села и сегодня в трех местах сохранились могильные плиты, и когда недавно строили новые дома, бывали случаи обнаружения могил. Из этого можно предполагать, что изолированных больных хоронили прямо там, где они умирали. Одни говорят, что это время было временем усобиц, и поэтому хоронили так разбросанно.

В селении Чишили сильный тухум Джакаляры (от Джанки, родственники Рустамханна уцмия), из этого тухума глава Магомед-али. Селение Чишили входило в Магал-Гапши.

Жители селения Чишили выделывали бурки, шубы, паласы из шерстяных ниток, из них делали и носки.

В Гапши входило пять селений. Общее число дворов в Магале составляло 397. Магалыки занимались земледелием, для обработки и посева земли они держали лошадей. Кроме земледелия Магалыки занимались и скотоводством их держали 1044 голов. Крупного рогатого скота, овец и козлов составляло 9400 голов. Самым распространенным средством передвижения были волы и ослы. Они так же были помощниками в выполнении разного рода сельскохозяйственных работ. Волы в основном использовались для пахоты и посева, перевозки снопов, обмолачивания зерна, перевозки дров. Для содержания скота в летнее время магальцы перегоняли в горы. Им в этом помогали кунаки, горных сел Агульского , Рутульского районов. А зимой они скот держали вдали сел Дибгаши, Чишили в местностях «ЦIябдурц», «Варга бучIу къатти», «ГIянтIарачи», где до сих пор имеются загоны для скота.

Еще большой проблемой для магальцев была доставка соли, керосина. Для этого арбах, на конях спускались в низменные районы. Основным центром, откуда доставали соль и керосин был город Дербент. По дороге из Дербента домой на них нападали шайки бандитов и грабили их. Очень трудно было передвигаться по центральной дороге. Здесь грабили и пешеходов и конного. Долго думали магальцы, как спасать от них своих людей. В это время из села Чишили вызвался житель Улахъайла Будай, который решил поехать в Дербент, увидеться с главарем шайки. По дороге в Дербент бандиты его задержали, но сообщили главарю банды о нем. Главарь банды по описаниям шайки догадался о ком идет речь. Он приказал бандитам догнать и остановить его. Улахъайла Будай не растерялся и сказал, что хочет встретиться с главарем их шайки. Когда встретился с главарем шайкиа, Будай напросился к нему в дом в гости и потребовал, чтобы он собрал всю семью главаря бандита, особенно мать. В присутствии матери, пошел разговор Будая с главарем шайки. Результатом этого разговора был роспуск шайки и освобождение дороги в горы из Дербента навсегда.

У Чишилинцев также мало было пахотных земель, так как большое время они уделяли скотоводству. Скот после перегона с гор, каждый владелец держал его в определенной местности. И здесь чишилинцы встретились с большими трудностями. Жители селения Уркарах и Дибгалик ночью угоняли их. Существуют до сих пор легенды о жителе Шихае, который оставлял скот без присмотра. Он имел чутье, что при каждом приближении воров к стаду догадывался и предупреждал их. А те, кто не занимались скотоводством, уходили на берег и занимались ловлей рыбы, нанимались в рыбаки. Здесь в свободное время, они тягались в борьбе. В борьбе прославились чишилинцы: Алиев Мама, Бахмудов Абдуллабек и т.д.

Среди чишилинцев ходят легенды о мудреце Казибеке, который хорошо владел аварским языком. В Аварию он был выслан за убийство, когда пошел красть овец. Чишилинцы имели и своих прославленных воров, которым помогали сообщники из верхних районов, а чишилинские воры передавали их сообщникам из Кайтагского района.

Селение Чишили славилось и своими знахарями. Особой популярностью пользовался Хабчабла Магомед, который лечил любые болезни, умел оперировать.

Славились чишилинцы как мастера изготовлению бурок, паласов из конопляных ниток, мужской и женской обуви, шуб. Большим мастером по шитью мужской и женской одежды была ХIяжила Заза. Она также передавала свое мастерство своему сыну Абдулле, который стал шить только мужскую одежду.

Во время гражданской войны, по рассказам старожилов, в селе был расположен штаб партизан с командиром по имени БяхIяммад из Кища. Чишилинцы, как и все другие народности нашей страны с оружием в руках защищали Родину.

Сегодня село, некогда забытое, имеет и своих специалистов, по тем или иным отраслям.

Ныне село специализируется по растениеводству на прикутанном участке, по животноводству и полеводству в горах.

Первым председателем колхоза,организованного в 1937 году, был Амирбеков Зубаил.

Где-то в те же годы, была открыта и сельская школа. Но до этого детей учили в сельской мечети. Первым учителем в школе был Багатыров Рабазан. Семилетнюю школу открыли в селе 1937году, которую преобразовали в восьмилетнюю, а затем и в среднюю в 1979 году.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля