Селение Шалиб расположено у подножья шалибского хребта идущего от основного Кавказского хребта и расположено примерно 25-30 километров от центров Лакского района — Кумуха и Чародинского района — Цуриба. Точного времени возникновения села не знает никто, но есть несколько версий. Первая версия будто село возникло от кровников армян и азербайджанцев, изгнанных из своих сел. Однако достоверности данной версии сомнительно из-за языкового факта. В селе говорили и говорят на лакском языке. Достовернее предположить, что основатель (основатели) села говорили на лакском языке. Вторая версия предполагает, что основателем мог быть лакец- кровник или небольшая семья, выгнанная из лакской общины из-за какие-то грехи или по целесообразности устройства быта.
Раньше село Шалиб было расположено не там, где сейчас у речки, а высоко на склоне горы. По преданию говорят, что они не были мусульманами. Это подтверждается остатками фундаментов их строений, сохраненные по сей день и находками в земле старых захоронений при захоронении новых. В Шалибе кладбище разделено на две части. На верхнее и на нижнее. Это было вызвано тем. что надо было построить более широкую дорогу к строящему в 40х годах семилетней школы за селом. На верхнем кладбище сохранились часть надгробных камней, но на них нет никаких записей. А в нижней части дороги надписи на надгробных камнях имеются. Основным подтверждением большой истории Шалиба является нахождение старых захоронений, там, где люди многие годы сеют сельхозкультуру. Это посевное поле называется къюршанта хъу что в переводе на русский язык означает ожерельное поле Сепьчанами найдены и поныне находят в могилах не только разложившиеся остатки человеческих тел, но и большие керамические сосуды, расписанные голубой эмалью емкостью 5-10 литров, чашки из стекла, осколки кинжалов и разное женское украшение. Могилы сделаны каменной кладкой формы прямоугольной призмы, длиною человеческого роста, а сверху уложены большие каменные плиты. Подобное захоронение отличается от мусульманского, это подтверждает, что там жили люди, исповедующие другую религию.
Людей, живших в старом Шалибе на склоне горы Шалибцы называют чапур шал. что в переводе означает неверные шалибцы.
Говорят, что Нижний Шалиб возник позже и что Нижних Шалибцев приглашали верхние в гости.
А это ведет нас к мысли, что старые шалибцы (шохши) выращивали пшеницу и имели навыки пчеловодства.
Говорят, что шалибцы переселились к речке в долину, где лучше природные условия. Есть еще одна версия, что переселение в новый Шалиб разрешалось тем. кто принимал мусульманскую веру.
Шалибцы испытывали не только трудности в организации нормального быта, но и подвергались опасности нашествий с лакской стороны. В селе имеется первый этаж старой наблюдательной башни. Практиковали установку наблюдений за приближением грабителей. Есть множество легенд и фактов, когда по сигналу наблюдателя люди собирали свое имущество, выгоняли скот, брали па руки малолетних детей и убегали в сторону аварских сел. Люди забирали с собой в основном съедобное. Говорят накопленная сметана в гончарных сосудах брали себе на спину, что в период бегства из сметаны получалось сливочное масло. В подтверждении этих фактов бегства говорит и то. что в селениях Доронуб. Карануб и в других села, где останавливались в период нашествия и бегств, возникали родственные связи: женили парней и выдавали дочерей замуж.
На вопрос о происхождении имени селения Шалиб есть такая правдоподобная версия. Под старым селом, построенном на склоне горы, есть земля называемая и поныне шалалу, где сеют зерновые. И нет основания не предположить, что название села произошло именно от этого земельного участка где была возможность заниматься выращиванием зерновых.
По преданию вся северная часть прилегающих гор была покрыта лесом. Лес был густым и высоким. Доказательством этому старожилы называют и показывают опорную балку дпиною около 10 метров, удерживающую потолок большой веранды в доме Аминовых. говорят, что лес был вырублен или сожжен, для спасения скота от хищников и для создания пастбищ для скота, за исключением леса называемого «Мурулгьялу», что в переводе означает- лес у горы.
В настоящее время в Шалибе осталось всего 29 хозяйств 80 жителей. В селе в основном 3 тухума: 1. Дивирхъул (Дибиры)- выходцы из лакского района (дивирхъул — религиозные деятели); 2. Султанавхъул — выходцы аварского происхождения; 3. Грузины — это тухум, состоящий из наследников грузинского мальчика, похищенного во время набегов на грузинскую территорию.
Управление селом осуществялось через представителя окружного наиба (из Гуниба) в селе через мечеть. Мечеть была открыта в 1925 году. При мечети была — диванхана — судьи. Судьями в те годы были; Т1ужал, Х1ажи, Имран. Сулай, Чунтагаджи и др.
Обряды и адаты ыли такие же, как и у аварцев. Похороны, бракосочетание осуществлялись через мечеть. Свадьбы играли почти целую неделю. Родственники жениха и невесты приглашали молодоженов в гости. Организовывали вечерами танцы, пели песни. Чем больше было родственников, тем больше приглашений в гости и веселья. Успех свадьбы оценивался по количеству дней свадьбы. В целях увеселения процесса свадьбы молодые ребята родственники жениха, иногда похищали жениха вечером, после привода невесты в дом жениха. Жених не имел право сопротивляться своим похитителям. Охрана жениха не сумевшая беречь своего жениха для выкупа жениха у похитителей должны были накрыть хороший стол с выпивкой и закусками. После открытия стола похитители освобождали жениха.
При подозрении в воровстве имущества, для оправдания вора к мулле при мечети для клятвы приглашались трех свидетелей или 40 женщин по линию отца вора.
Шалибцы отличались гостеприимством. Приезжих в село гостей, у которых не было кунаков, передавали по специальному списку, очередно следующему сельчанину. Сельчанин принявший первый раз новых гостей становились дальше их кунаками.
Взаимопомощь осуществлялась при строительстве жилья, пахоте, уборке урожая, молотьбе и в семейных торжествах, похоронах.
Увеселительными праздниками были: праздник первой борозды, сбора урожая и завершения молотьбы. Отмечали день наступления весны и нового года.
Обычай кровной мести в Шалибе известно 4 случая убийств и выселения из села кровника. Кроме выселения кровник должен был работать 7 лет и платить наследникам определенную дань.
Школа в Шалибе была построена 1929 году. Директором начальной школы был Муртазалиев Махмуд. Типовая семилетняя школа была построена и открыта 1938 году, первым директором был Антуев Гьуда. который через 2 года был призван в армию, передав руководство школы Магомедову Магомедрасулу. Далее директорами школы работали Кашкаев Магомед. Самедов Ахмед И., Саидов Т. и др. Количество учеников бывало 100-130. а сейчас всего 27 учеников.
Заметную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения в послевоенные годы сыграли педагоги шалибцы. В те годы заведующим РайОНО работал Саидов З.К. директорами в районе работали — в Ирибе и Тляроше Самедов А., Арчибе Магомедов Мубарак, Шалибе Кашкаев Магомед, магаре Кашкаев Омар, завучем в Гилибе, Дусрахе Антуев А.А.
Доктор наук 1 — Кашкаев Б.О., кандидатов наук -3: Кашкаев Магомед Дадиевич, Мирзаев Султанав Мамаевич. Саидов Марат Тажудинович.
Медицинский пункт в селе открыли 1949 году. Из Шалиба очень много замечательных врачей, такие как: Алиев Нуцалхан А.; Сулейманов Малик М.; Кашкаева Миясат X.; Саидов Марат Т.; Омариев Омари А.; Садыкова Зоя Ш.: Алиев Гаджи Н.; Антуев Амин Г.
Мастеров спорта в селе -4 человека, борец Антуев Нияз. В селе функционирует дом культуры. У нас есть свои певец- Гасанов Айваз С.
Комментарии