Авторы: И. Магомедов, канд. геогр. наук, журнал "Народы Дагестана", № 4, 2002 г., Юсуп Идрисов

О возникновении Нижнего Дженгутая, или, как его раньше называли, Большого Дженгутая, существует немало интересных преданий. По одной из них, житель В. Дженгутая недалеко от своего аула облюбовал полянку в лесу. Здесь, над речкой Ал-озен, он поставил шалаш. Со временем его дети рядом с шалашом родителей возвели свои сакли. Потом к ним присоединились и другие. Так и возник Нижний Дженгутай.
В местности "Сини-Бет", гласит другое предание, где ныне сельское кладбище, стоял небольшой хутор. К удивлению горцев, их куры из насиженных мест убегали в лес. Никакими силами их не удавалось удержать. Крепко-накрепко закрывают хуторяне на ночь курятник, а утром глядь - кур и след простыл. Так продолжалось несколько лет. А потом, говорят, один аксакал посоветовал: "Нам следует перейти туда, куда уходят наши куры". Горцы согласились. Вырубили лес и построили новый хутор, со временем превратившийся в аул Н. Дженгутай.

Согласно народным преданиям, основателями Нижнего Дженгутая, также как Нижнего и Верхнего Казанища и Доргели являются  выходцы из разрушенного Тамерланом кумыкского средневекового города  Аркас (" Сборник сведений о кавказских горцах"  Т. I.  от 1868 года (переиздан в 1992 году)  отдел IV. C. 55). Данный факт подтверждался принадлежностью ещё в середине XIX в.  земель вокруг Аркаса, в частности горы Алдасар, Нижнедженгутайской сельской общине.

… У подножья Гимринского хребта, выше нынешнего В. Казанища, жили три брата: Дженгутай, Казанищ, Доргели. Как-то братья стали делить землю у родника "Чоп-Салган-Баш". Бросили жребий. Брату Дженгутаю достались земли, лежавшие в верховьях реки Ал-озен. Казанишу - от Эрпели до Булен-озена и третьему брату Доргели -от Ал-озена до Какашуры. Каждый из братьев построил на своей земле село, дав ему свое имя...

По поводу названия аула существует и иное мнение. Леса, окружавшие некогда село, изобиловали кизилом (на кумык, кизил - чум). Поэтому аул в лесу первоначально именовался "Чум-Кент". Потом название трансформировалось в "Джумкент"-"Джемент"- "Джеутай". Название села не имеет общепризнанной этимологии, и по еще одной версии возводится к имени сына Чингисхана Джагатая.

Историю Н. Дженгутая отражают и названия его кварталов: Чагар-аул, Гуржи-аул, Телет-аул, Гурен-аул, Батла-аул, Етти-аул, Казан-аул, Мажагат-аул.

Чагар-аул. Слово "чагар" объясняют как трансформированное кумыкское "чикмай" (выходец). Некоторые исследователи слово "чагар" отождествляют с названием племени. Существует мнение, что некогда чагары заставляли племя, которое, оказавшись побежденным, стало называться чагарами. Страшное безземелье в горах приводило к тому, что часть крестьян уходила на кумыкскую плоскость и на кабальных условиях селилась на землях феодалов. Таким образом, из пришлых людей образовалась особая группа крепостных крестьян - чагаров. Чагары пополнялись и за счет рабов и рабынь, отпущенных хозяевами. Об этом говорит и следующее обстоятельство: в Н. Дженгутае часть Чагар-аула называется Гуржи-аулом (кварталом грузин). В этой части села жили пленные грузины. Название Гуржи-аул типично для Дагестана той эпохи, так как тогда часто объектом набегов была Грузия, а захваченных там пленников горцы на первых порах держали в качестве рабов. Следует сказать об одной кумыкской поговорке, которую дженгутаевцы помнят до сих пор: "Чагарлар тервенсе, беюер таиб ел бере" (Если чагары двинутся, то беки уходят прочь, дают дорогу).

Квартал Телет-аул назван так потому, что образован переселенцами из аварского села Телетль. Предположительно переселение произошло сто лет назад, т.е. в последние годы движения горцев под руководством Шамиля или в первые годы после его пленения. Потомки переселенцев, хотя и забыли аварский язык, хорошо знают, что являются выходцами из Аварии.

Гурен-аул. Этот квартал расположен на возвышенной части аула. Раньше там, как на командном, господствующем месте, жили бии, беки. Сейчас это центр аула.

Батла-аул - в переводе "Топорный аул". Название, вероятно, связано с тем, что горцы, подготавливая место для будущего села, вырубали лес.

Етти-газан-ауя - "Квартал семи кастрюль".

Мажагат-аул расположен недалеко от базара. По преданию, когда прадед дженгутаевца Гасана собрался поставить здесь дом, прохожий обратился к нему с вопросом, что, мол, собираешься делать? Получив ответ, незнакомец пожелал удачи и добавил: "Мажагат-аул болсун" (Пусть будет дальний аул). Квартал на самом деле самый дальний в селе: он находится за речкой Ал-озен.

Нижний Дженгутай являлся столицей Мехтулинского ханства. В начале 1740-х гг. Нижний Дженгутай являлся центром антииранского сопротивления, в 1818 г. селение был разорено войсками А.П. Ермолова в наказание за активное участие в начальном этапе Кавказской войны. В годы гражданской войны селение казалось в самом центре военных действий.

Уроженцами Нижнего Дженгутая являются:  религиозные деятели и учёные арабисты Алимсултан-Апенди, Юсуп Гасанаев; глава красных партизан  Темирханшуринского округа в годы гражданской войны Мама-Гаджи Джаякаев; Герой СССР Юсуп Акаев, деятели  искусства: Т.С.  Мурадов, А. Ибрагимов, народная артистка СССР Б.С. Мурадова, С.Т. Мурадова, Ш. Манташев, народная артистка РСФСР Бурлият Ибрагимова, Ш. Мурадов,  драматург Амир Курбанов; художник Анвар Саидов, учёные:  А.С. Гаджиев,  Ш. Шихалиев, А. Х. Абдурахманов, Б.И. Закаев, А.С. Джамалова, А. А.-Г. Гаджиев, Л. А.-Г.Гаджиева, А. С. Самадова,  потомком выходцев из Н. Дженгутая является турецкий историк Ф. Кирзиоглу; спортсмены: Б. Батдалов, М. Батдалов, А. Батдалов,  Р. Ахмедов и Дж. Касумов.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля