Даже в родном Дагестане многие удивятся, услышав, что маленькая народность, представители которой гордо именуют себя словом гьиду /годоберинцы/. Народность имеет свой неповторимый язык, одежду, фольклор, обычаи, свойственный только им одним психологический настрой и тысячелетнюю героическую историю.
Годобери расположено приблизительно в 15 км к юго-западу от районного центра Ботлих, на высоте примерно 1600 м над уровнем моря. На языке, на котором говорят в Годобери, говорят только в этом селе, поэтому его естественно назвать «годоберинским». Он принадлежит к андийской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Соседние языки – ботлихский, андийский и чамалинский – родственны годоберинскому, но так как годоберинцы говорят со своими соседями по-аварски, естественно говорить о годоберинском языке.
В ХIV-ХV веках она входила в объединение племен Западного Дагестана "Дидо", к военной помощи которой часто прибегали даже грузинские цари, потом в общество "Технуцал". Войско годоберинцев всегда принимало активное участие в борьбе дагестанских народов против иноземных захватчиков. Местные жители славились умением ткать паласы, обрабатывай кожу, дерево, камень, были удачливыми купцами. По переписям их насчитывалось: в 1880 году – 1172, в 1926 году – 1512, в 1938 году - 1900 человек, но с 1939 года данных о численности нет. Годоберинцы не считают обиженными себя тем, что, не захотев заняться вопросами языка и культуры маленькой народности, власти одним росчерком пера отнесли их к братскому аварскому народу. В наше время на территории традиционного расселения. в аулах Годобери, Зибирхали и Беледи, на. склонах Андийского хребта по правую сторону Андийского Койсу, проживает 2400 годоберинцев и еще столько же, как здесь считают, живет на Камал-кутане, в селах Малая Арешевка Кизлярского, Теречное Хасавюртовского районов, в городах Южносухокумске, Кизляре, Хасавюрте, Махачкале, многие осели в Москве, Норильске, Владивостоке, Ставропольском крае, в Туркмении, Казахстане и Белоруссии. С началом реформ, однако, отток молодых семей из годоберинских аулов прекратился, и по сельской администрации стали ежегодно регистрировать сто и более новорожденных.
Годоберинцы – большие патриоты. По прибытии в город сразу же повели к памятнику в центре Годобери, установленному в честь земляка Абдулмажида Алиева, которого в числе других членов подпольного обкома партии вместе с У. Буйнакским расстреляли 16 августа 1918 года у станции Темиргое. Сбор легенд преданий, рассказов, документальных фактов об истории годоберинцев организован на уровне джамаата, дело было поручено участнику финской и Великой Отечественной войны, защитнику блокадного Ленинграда, партийному активисту, аксакалу Магомедали Омарову. И, невзирая на преклонные годы, слабое здоровье, зрение и слух, Магомедали Кураевич аккуратно вел альбомы летописи годоберинцев, привлекая в помощь наиболее грамотных земляков.
По его словам, одни предания говорят, что они выходцы из аула Кванхидатль их района, другие - будто они остатки проходившего по этим местам древнего войска.
Очень занимательными оказались альбомы, много интересных рассказов, фактов. В окрестностях годоберинских аулов исчезли башни, на которых в древности было налажено круглосуточное дежурство. Всегда приходилось защищаться, воин был самым почитаемым человеком. Семье, в которой родилось семеро сыновей, джамаат выделял большой участок земли. В период Кавказской войны большой конный отряд годоберинцев служил имаму Шамилю, наиболее ощутимые потери отряд понес в боях на территории Чечни, Грузии, в окрестностях нашего Агачаула. И в восстании 1877 года годоберинцы участвовали активно, отряд под командованием Алибекгаджи был разбит в бою близ аула. Были сожжены десятки домов, много годоберинцев отправили в Сибирь.
В царскую армию горцев не призывали, но бедность вынуждала годоберинцев наниматься на военную службу, и многие сложили головы в русско-японской и первой мировой войнах.
В гражданскую войну годоберинцы разделились. Богачи и духовенство ушли к имаму Гоцинскому, а более двухсот бедняков по инициативе тех, кто слушал выступление Махача Дахадаева на митинге в Ботлихе, объединилось в отряд красных партизан. Первое боевое крещение отряд полупил в бою с деникинцами в местности Бердинел в Чечне, а наибольшие потери понес в сражении с войском Гоцинского в местности Ирхакури родного района. Во время расправы с революционным полком в Ботлихе годоберинский отряд спас жизнь более 20 красноармейцам и отбил часть захваченного оружия. Велика была роль отряда в установлении Советской власти в аулах нынешних Ботлихского, Цумадинского, Цунтинского районов.
В 1936 году под руководством Вагаба Вагабова в годоберинских аулах создали сельхозартель. Поначалу в нее вступило только тридцать семей. Артель переросла в колхоз. И удивительно: земли у годоберинцев не прибавилось, но после создания колхоза стали получать достаточное пропитание, прекратился выезд людей на заработки. А с получением кутана дела и вовсе поправились. В аулах появились добротные здания конторы колхоза, школ, медпунктов, клубов, библиотек. До сих пор с благодарностью вспоминают имена секретаря первой комсомольской ячейки Магомедтагира Казамбиева, председателя потребтоварищества Амиргамзу Чупалова. В 1939 году прославленный чабан Абдурахман Нурмагомедов и его жена доярка-стахановка Хайжа представляли Дагестан на ВДНХ в Москве.
В 1927 году открылась начальная школа. До сих пор вспоминают добрым словом учителей Смирнову, Якунину, Алешину, Рыбака, Гусева, Ковша. Много трудностей преодолела, чтобы стать первой учительницей, аульчанка Патимат Шуайбова.
Великая Отечественная война прервала историю жизни многих тухумов. Погибли, например, братья Халил, Хасмагомед и Шайхахмед Ибрагимовы. Из 139 ушедших на фронт вернулось всего 74, да и те в большинстве инвалидами. В тылу работали на рытье окопов.
Собрав деньги, приобрели для фронта тридцать коней с седлами, полторы тонны шерсти, по две с половиной тонны кож и металла, сдали в фонд обороны медные изделия из всех домов, шили носовые платки и кисеты. Да и в наше время годоберинцы готовы защищать родину.
Как утверждают годоберинцы, самыми благоприятными были послевоенные десятилетия. Колхоз имени Кирова десятки раз удостаивался переходящих знамен. На всю республику были известны имена заслуженного чабана ДАССР Ханмагомеда Магомедалиева, заведующей МТФ Шарипат Гаджиевой, кавалера орденов Знак Почета и Трудового Красного Знамени чабана Гасана Нуриева. Кавалер ордена Ленина Париза Магомедова была избрана депутатом Верховного Совета СССР.
За этот период Годобери, Зибирхали и Беледи изменили свое лицо, в них было построено более 200 новых благоустроенных жилых домов, отреставрированы почти все старые дома. До 1990 года ежегодно в новые дома вселялось десять-двенадцать семей. В средней и двух начальных школах обучалось более пятисот детей. Руководящая 27 лет Годоберинским ФАПом Айшат Маккашарипова рассказала, что даже с началом реформ, когда во многих семьях не наедаются досыта, в аулах не сдала позиций воспитанная десятилетиями культура быта, и в такой степени, что инфекционные болезни обходят аул стороной.
Середина-конец 90-х годов положили начало расслоению годоберинцев на богатых, зажиточных и бедных. Аулы владеют в горах 5000 гектаров земли, есть сады, сенокосы, на четырехстах гектарах - пашня, есть лес, пастбища. И только тогда, когда все земли были переданы в приусадебный фонд, годоберинцы начали благодарить бывшего первого секретаря Ботлихского райкома партии Магомедгаджи Зайнулабидова, волею которого в конце 80-х годов было поднято к новой жизни около двухсот гектаров дедовской залежи.
Комментарии