Знаменитый род Дауда из Усиша

0

Поделиться

01 Янв 2009 г.

Дауд Эфенди ал-Усиши родился в 1655 году (а по другим данным в 1686 году 1) в семье пастуха по имени Али б. Мухаммад.

Любознательный и пытливый юноша Дауд проявлял большое рвение и способности в учебе. Поначалу он учился у местных арабистов, затем продолжил учебу в Акуша, куда ходил ежедневно пешком. Потом как особо одаренный ученик он был направлен в Кудутль в мадрасу знаменитого по тем временам ученого Мухаммада ал-Кудуки. Дауд отличался феноменальной памятью, он прочитал практически все арабоязычные сочинения, имеющиеся на тот период в Дагестане, и мечтал получить образование в каком-либо престижном мусульманском учебном заведении арабского Востока. Дауду по рассказам духовного учителя и паломников, совершивших Хадж в святыню Мекки, стало известно о существовании очень авторитетного университета Аль-Азхар в столице Египта Каире.

Дауд загорелся желанием: во что бы то ни стало поехать в Каир на учебу. Он сообщил родителям о своем решении поехать в далекую страну. Родители, конечно, с тревогой восприняли сообщение сына, но, зная глубокое увлечение сына в изучении арабского языка, тягу к знаниям вообще, не стали препятствовать ему. Наоборот, родители, родственники с затаенной гордостью стали готовиться к его отправке. Они собрали необходимые средства и снарядили его в дорогу. Его учитель Мухаммад ал-Кудуки, используя свой авторитет и связи с учеными арабского Востока, добился отправки Дауда в Египет. Так оказался юноша из даргинского аула Усиша в Каирском университете Аль-Азхар.

Дауд сразу же попал в свою стихию, усердие проявлял не только в богословии и изучении арабского языка, но и в философии и логике, которые будоражили ум пытливого юноши на пути в поисках истины.

Дауд с блестящими результатами закончил учебу в университете, а затем он, как один из одаренных выпускников, был оставлен для работы в Аль-Азхаре. В течение ряда лет он преподавал арабскую филологию в университете. Там же он написал ряд грамматических и философских трактатов. А его труд по арабской грамматике «Шарху-Шафия», использовали как учебник по грамматике арабского языка в ряде стран Ближнего Востока.

Дауд понимал, что оставаться надолго в Египте не может, потому, что его беспокоило одиночество престарелых родителей. Чтобы выполнить долг горца перед родителями, он вынужден был вернуться на родину.

До конца своих дней он не прекратил научную и просветительскую деятельность в Усиша, Акуша и в других аулах ЧибяхI-Дарго. На вопрос усишинцев, почему он не остается в их родном ауле, он отвечал, что хочет заработать немного, что бы построить хотя бы комнатку при мечети для обучения желающих. Усишинцы, продав скот и другое имущество, собрали деньги для строительства мадрасы и выстроили дом для Дауда ал-Усиши, примыкающий непосредственно к мечети.

«На формирование воззрений дагестанских ученых, в том числе представителя этой школы Дауда-Эфенди большое влияние оказали сочинения Салиха из Иемена, который привез Мухаммед из Кудутля 2» .

Дауд-Эфенди, по словам Каяева, в науке превзошел своего учителя. Он, как учитель, отличался свободомыслием и самостоятельностью. «Сам был свободомыслящим и, не боясь ничего, распространял в народе собственные взгляды 3» .

«Дауд-Эфенди впоследствии становится выдающимся ученым и мыслителем, талантливым соратником и сподвижником Магомеда из Кудутля – ученого, считавшегося энциклопедистом и учителем дагестанских ученых 4».

Будучи активными общественными деятелями, Мухаммад ал-Кудуки и Дауд ал-Усиши не могли оставаться в стороне от идейной и политической борьбы, развернувшейся в то время в Дагестане между сторонниками шариата и адатов. Они настаивали на переходе к шариату.

Как и многие другие ученые того времени, Дауд-Эфенди был энциклопедистом. Он имел труды по астрономии, философии, теологии, логике, грамматике арабского языка. Выступал за социальную справедливость, настаивал на равном использовании земельных угодий.

Дауд-Эфенди понимал важность взаимоотношений и дружбы народов Дагестана. В этой связи осуждал феодальные распри, междоусобицу и кровную месть, понимал, что эти явления ослабляют Дагестан, приносят горе и разорение народу.

«Для него характерно более смелое свободомыслие и рационалистический подход, чем его учителю Кудатлинскому». «В то время, когда многие ученые оправдывали грабительские нашествия на Грузию, — пишет А.Каяев, — он смело заявлял, что эти нашествия противоречат чести и достоинству человека, следовательно противоречат шариату». Вот одно из резких высказываний Дауда ал-Усиши на заданный ему вопрос относительно набегов дагестанцев на Грузию:
«В целом действия борцов за Аллаха одобряются, если только найдутся истинные газии в наше время и в наших краях. По моему мнению, газиев у нас нет, поскольку они ошибочно считают народы окружающие нас неверными, с которыми необходимо воевать. Такое заблуждение относительно Грузии (Курджистан) очевидно, как огонь, зажженный ночью на вершине гор. Грузины это некто иные, как подданные персов или турок. И что бы ни случилось, нам нельзя проливать их кровь и посягать на их имущество. Жители Тушетии тоже непосредственно их подданные, так как платят джизью (подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах) и харадж (поземельный налог) правителям их (т.е. турок и персов). Другие соседние народы постоянно находятся под покровительством мусульманских государств. А если кто-то находится под покровительством одного из мусульманских государств, даже если он раб, то запрещено нам проливать их кровь, посягать на их имущество, брать их в плен» 5.

И это высказывание проливает свет на мировоззрение Дауда-Эфенди. Как видно, он, подобно своему учителю Кудутлинскому, самостоятельно подходит к истолкованию шариата. «Все, что противоречит чести и достоинству человека, не должно, по его мнению, иметь место в шариате». Примечательно, что Дауд отстаивал равноправие всех дагестанцев, независимо от социального и национального различия. «Он проповедовал — пишет Каяев, — невозможность различия в правах между дагестанцами». Это идея о равноправии всех сословий и классов (рабов, узденов, ханов) находилась в прямом противоречии с шариатом и имело прогрессивное значение.

Дауд отвергал учение Корана о мусульманской исключительности и пропагандировал идеи равноправия и дружбы между мусульманскими и немусульманскими народами.

По народным преданиям, Дауд ал-Усиши первый призвал даргинцев не платить дань иранскому шаху. И когда явился посланник шаха, сам ал Усиши повел его на кладбище и сказал: «Народ ни причем, Вам обещали платить вот они (указывая на памятники) – наши деды и прадеды – требуйте от них» 6.

К Дауду ал-Усиши обращались и с вопросами, затрагивающими бытовые и повседневные проблемы. Сохранилось письмо, в котором Дауд-Эфенди Усишинский предостерегает джамаат с. Харбук от гнева всевышнего за пренебрежительное отношение к могилам предков и предупреждает об опасности «кары Аллаха» в виде эпидемии: «От презренного раба Аллаха Хаджи Дауда ал-Усиши его благородному брату Мулла Али ал-Харбуки, джамаату и всем жителям села. Мы слышали, что ваши могилы представляют собой оскверненные развалины. Их топчут животные, и скот пасется на них. Вы должны хотя бы даже за плату избавить могилы от скота и очистить их от скверны по мере Ваших возможностей. Ведь в них же Ваши отцы и матери, братья и сестры, ваши дети. Побойтесь Бога, оскорбляя их. Воистину оскорбление памяти мертвых — страшный грех…» 7.

Дауд-Эфенди Усишинский писал стихи. Народная память сохранила некоторые из них. В стихах также упор делается на человеческое равноправие и справедливость.

ЗЯГlИПЛИ ЛЕВРИ
(Дауд УСИШИНСКИЙ?)

Зягlипли леври, инсан,                                      Как же ты болен, человек
Камилли ахlи иман,                                           Хоть немало совести у тебя,
Хlела уркlила излумас                                      Твоего сердца болезням
Буришав хlед ца дарман                                  Указать ли одно лекарство.
Рухl дилгlуси вай илбис                                    Душу похищающего беса
Чебла саб хlяри бихьeс,                                   Похоронить долг твой,
Хlялалдешли бицахъили                                   Честностью наполнив
Харидеш га уркlилис.                                       Счастье дай сердцу.
Чябхъиндеш — халал балагь                             Набеги — страшная беда
Хlела уркlилис бунагь                                       Твоему сердцу грех,
Гlяхгъабаза сай хlебикlар                                 Героем не назовут
Урхlла мас беркунсилис.                                   Чужое добро съевшего.
Хlед хlейгуси ца секlал                                     То, что не нравится тебе
Cен дигара беб или                                          Сказав: «Будь, что будет»
Мабирид хlела унрас                                        Не делай соседу твоему
Сайну хlугъуна инсан.                                      Он такой же человек, как и ты
Маслизиб ахlен давла                                       Не в богатстве добро
Хlялалдеш саби чебла                                       Честность твой долг
Хlялалдешла саб узи                                         Честности собрат
Баракат хlела някъла.                                       Щедрость твоей руки

 

Умер Дауд в 1757 году. В коллекции пятничной мечети Усиша под № 149 хранится сочинение «Минхадж ат-талибин» знаменитого арабского правоведа XIII века Абу Закарийи ан-Навави. Ее завещал мечети Али Кади ал-Усиши. На фарзац листе этой рукописи имеется запись с точной датой смерти Дауда ал-Усиши, которая нигде ранее не упоминалась: «Умер поломник обеих святынь Дауд ал-Усиши, да смилостивится над ним Аллах, в 1171 г. хиджры в благословенном месяце Мухаррам на 9 день». Эта дата соответствует пятнице 23 сентября 1757 года 8.

По преданиям усишинцев у Дауда был сын Али и дочь Фатима. Известно, что от дочери Фатимы у Дауда ал-Усиши имелось два внука-близнеца Магомед-Эфенди и Дауд (названный в честь своего знаменитого деда). Об одном из них пишет Хасан ал-Алкадари: «…из его Дауда ал-Усиши потомства и теперь в том селении есть истинный ученый Магомед-Эфенди, который состоит кадием окружного суда того же округа, и получил чин от русского правительства» 9. Внук Дауда-Эфенди Усишинского Иса-кади в течение ряда лет исполнял обязанности кадия в ЧибяхI-Дарго.

Дауд-бек-Иса-кади-оглыА внук Дауда-Эфенди, сын Иса-кади Дауд-оглы служил добровольцем в Дагестанском конном полку. Конный полк, где проходил службу Дауд-оглы, покрыл себя славой в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Отличился полк в штурме и взятии сильно укрепленной турецкой крепости Карс. Многие добровольцы Конного полка были награждены орденами и медалями Российской империи. За безупречную службу и проявленное мужество и храбрость в военной кампании 1877-78 гг. Дауд-бек-Иса-кади-оглы был награжден орденом Анны III степени и грамотой. А в 1871 г. по указу царя Александра II был награжден Орденом Святого Станислава III степени. А в 1861 г. корнет Дауд-бек-Иса-кади-оглы был награжден серебряной медалью для ношения на шее, на Анненской ленте «За службу в собственном конвое государя императора Александра Николаевича».

Взятие Карса было важной победой русских войск на Закавказье. В Петербурге был устроен бал в честь героев Карса. Как один из храбрейших воинов был приглашен на бал и Дауд-бек. Когда начались танцы, царица пригласила статного офицера Дауд-бека на танец и одарила его золотыми монетами. Смущенный Дауд-бек принял дар царицы. Но на второй танец Дауд-бек пригласил фрейлину царицы и вручил ей те монеты и добавил еще своих. После окончания танца фрейлина поведала царице о поступке Дауда, а та в свою очередь Александру II. Тогда царь многозначительно сказал: «Кавказцы предпочитают деньгам и золоту честь». После этого царица, восхищенная столь великодушным жестом горца, повторно пригласила Дауда на танец и там же в зале надела на храброго воина-горца форму подполковника. После отставки Дауд-бек, наделенный большими льготами и правами жил в селе Усиша. У него родились два сына Абдусамад, Иса и одна дочь – Залиха.

Два горца, два Дауда из одного рода – один прославился как ученый энциклопедист, гуманист и выдающийся деятель арабо-мусульманского ренессанса, другой – как храбрый воин и защитник Отечества, удостоенный высоких наград и отмеченный вниманием царской четы. Два представителя одного рода оставили заметный след в истории Дагестана. Многие представители этого разветвленного тухума продолжают добрые дела на ниве созидания и воспитания достойных наследников прославленных предков.

Грамота о награждении Дауд-бека орденом Анны III степени

Источники:
1 Абдуллаев М.А. Дауд-Эфенди из Усиша // «Дагестанская правда» от 22.11.1997 г.
2 М.А.Абдуллаев «Мыслители Дагестана XVIII-XIX вв.» 1963 г.  С. 27.
3 Там же.  С. 30.
4 Там же.  С.27.
5 Рукописные фонды ИИАЭ ДНЦ РАН. ФМС. № 64 (62). Х.А. Омаров статья «О полемических статьях по мусульманскому праву»//Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991. С.65-69.
6 Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала, 1963. С.5.
7 Алхасова Д.М. Отражение взглядов Дауда Ал-Усиши в религиозно-правовой  переписке// Материалы республиканской научно-практической конференции «Духовное наследие Дагестанских алимов и современное общество» Ч. I. Махачкала. 2005. С. 27.  
8 Алхасова Д.М. Жизненный путь и творческое наследие Дауда из Усиша // Материалы республиканской научно-практической конференции «Духовное наследие Дагестанских алимов и современное общество» Ч. I. Махачкала. 2005. С. 22.
9 Алкадари Х. «Асари Дагестан». Махачкала, 1929. С.148

 

, раздел: Личности

Автор: Магомедов Магомед-Али Юсупович, Магомедов Магомед Магомедалиевич / Источник: фрагмент из книги «ЧибяхI-Дарго»
0

Поделиться

01 Янв 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля