Селение Усиша - один из крупных и древних населенных пунктов даргинцев. Согласно преданиям, издревле оно находилось на горе «Къалала муза», было окружено четырьмя невысокими горами, покрытыми лесом.

Существуют разные версии и легенды о происхождении названия Усиша. Наиболее правильным из них, на наш взгляд, является объяснение названия селения из его географического расположения и занимаемой им территории. К.Ф.Ган писал, что название Усиша происходит от слова «уси» - большой сундук для хранения хлебных злаков и «ша» - селение. Действительно, название могло возникнуть оттого, что оно расположено было на горе, напоминающей ларь /по-даргински уси/, т.е. Ларь-селение /Уси-ша/.

По другой версии, название Усиша произошло от арабского слова «усу» /фундамент/ и якобы было дано после объединения в одно селение населенных пунктов, находившихся на территории современного Усиша. Поэтому и дали ему название Усиша /Фундамент-селение/. Однако с этим нельзя согласиться, так как селение Усиша /Усала гIяя/ существовало намного раньше прихода арабов и распространения ислама. Археологические раскопки, проведенные на территории Усиша, свидетельствуют о пребывании человека в Усишинской долине более 100 тыс. лет тому назад. На территории Усиша также обнаружены изделия верхнепалеолитического периода, две неолитические стоянки и одна кремневая мастерская. В урочище Кумрала къада находилось поселение ранней бронзы, относящееся ко II тысячелетию до н.э., где обнаружены обломки лепной керамики, кремневые наконечники стрел и вкладыши от серпов и зернотерок, что говорит о развитости здесь в древности земледелия. В урочище Херашинна обнаружено поселение поздней бронзы конца II тысячелетия до н.э. Письменных источников по раннему средневековью об Усиша нет. Согласно преданиям, усишинцы в период походов на Дагестан арабов отказались принять ислам. В это время вокруг Усиша находились другие населенные пункты /так называемые тухумные поселения/, враждовавшие между собой и нападавшие друг на друга; нападали на них и извне. Именно в этот период образуется союз верхнедаргинских обществ, т.е. единая политическая структура во главе с бутринским талканом. Согласно преданиям, в Усиша жил брат бутринского талкана. После одного удачного сражения союза с войсками феодального владетеля, в исходе которого главную роль сыграли усишинцы, главенство в союзе перешло к Усишинскому обществу. Но причиной возвышения Усиша было не только это; видимо, немаловажную роль сыграло и то, что здесь находился брат бутринского талкана.

Вплоть до 40-х годов XIX в. Акуша-Дарго сохраняла верность России. Более того, даргинцы не поддержали ни Газимагомеда, ни Гамзат-бека. За верность России и участие в событиях по разгрому Гамзатбека в 1834 г. вместе с другими даргинскими кадиями усишинский кадий был награжден хорьковой шубой и 100 рублями, а усишинский старшина получил 20 рублей серебром.

После присоединения в 1843 г. Акуша-Дарго к Шамилю прежнее управление даргинцев было ликвидировано. Вместе с другими селами Акуша-Дарго Усиша вошла в состав Даргинского округа, созданного в 1844г. и входившего сначала в Прикаспийский край, затем в Северный Дагестан. В таком положении находилось село вплоть до октября 1917 г. Усишинцы приняли активное участие в борьбе горцев за установление советской власти. Многие из них в 1918-1921 гг. воевали на различных фронтах гражданской войны в Дагестане.

После установления советской власти началось мирное строительство. В 1923 г. в Усиша была открыта начальная школа, заведующим которой был Али Исмаилов, а первыми учителями - Гасан-али Харшукан и Задула Магомед. Тогда же для ликвидации неграмотности среди взрослого населения были организованы пункты ликбеза. В 1926 г. была открыта изба-читальня, первый заведующий - Али Исмаилов. В 1939-1940 гг. построено здание типовой школы. В 1929 г. в Усиша организована сельскохозяйственная артель под руководством Газимагомеда Омариева. Артель имела 62 га пахотной земли, 400 га пастбищ, около 100 голов крупного рогатого скота. В 1939 г. селение было полностью коллективизировано.

В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. участвовало более 400 усишинцев. Не оставались в долгу у своих боевых товарищей труженики тыла, работавшие с удвоенной энергией. За годы войны усишинцы отправили на фронт много теплых вещей, овчин, продуктов питания и денег из личных сбережений.

Большие перемены в жизни усишинцев произошли в послевоенные годы. Построено много новых домов, проведен новый водопровод протяженностью 5 км, село радиофицировано и электрифицировано, открыт филиал комбината бытового обслуживания: мастерские по пошиву одежды, окраски тканей, жестяная мастерская, построены пекарня, роддом, баня, промтоварный магазин, контора колхоза, почтовое отделение и сберкасса, клуб на 320 мест, спортплощадка и т.д. Открытая в 1926 г. изба-читальня превратилась в большую библиотеку, а начальная школа стала одной из больших средних школ района. При школе в 1944-1947 гг. был детдом, а с 1958 г. - интернат горянок. Школа стала настоящей кузницей образования. Многие ее выпускники закончили различные вузы и теперь работают учителями, врачами, учеными, агрономами, инженерами, юристами и т.д.

Такова краткая история села Усиша - одного из древних и крупных населенных пунктов даргинцев. Дополнить ее мы хотим историей славных представителей большого рода Усишинских.

... В конце XIV в. после разорительного похода Тимура усишинцы вынуждены были принять ислам. Утвердившиеся в предыдущие века христианские догмы постепенно утрачивали свою привлекательность, уступали позиции более близким горскому менталитету нормам шариата. А в последующий период усишинцы убедились, что принятая ими новая религия и ее основные предписания тесно переплетаются с их духовно-нравственными устоями. В каждом квартале аула, по инициативе верующих, строилась своя мечеть, в конце XIX в. их количество дошло до девяти. Создавались при мечетях коранские школы, мектебы и медресе. Все мужское мужское население старше пятнадцати лет посещало мечети в пятничный день. Верующие регулярно ходили на давар в квартальные мечети для совершенствования знаний по арабской грамматике, толковании сур Корана и правильному его чтению. В медресе мутаалим изучали грамматику, богословие, философию, арифметику, нужум (астрономию) и типу - ритуал своеобразного коллективного и индивидуального обращения ко Всевышнему, чтобы он одарил их и родных здоровьем, благополучием, терпением в познании Корана и истину бытия. Часто устраивали соревнования (наподобие нынешних олимпиад) между мутаалимами по знанию Корана и по другим изучаемым дисциплинам. В такой среде всеобщего увлечения арабо-мусульманской культурой рос, развивался, познавал истины увлеченный и целеустремленный горский юноша Дауд (1686 г. р.). Любознательный и пытливый Дауд стремился получить образование в каком-либо престижном мусульманском учебном заведении арабского Востока. Ему стало известно, по рассказам паломников, о существовании авторитетного университета Аль-Азхар в столице Египта Каире. Юноша загорелся желанием поехать в Каир на учебу. Родители не стали препятствовать ему. Так юноша из даргинского аула Усиша оказался в Каирском университете Аль-Азхар.
Дауд сразу попал в свою стихию, усердие проявил не только в богословии и изучении арабского языка, но и в философии и логике. Он с блестящими результатами закончил учебу в университете, а затем, как один из одаренных выпускников, был оставлен для работы в Аль-Азхаре. В течение ряда лет преподавал арабскую филологию. Там же написал ряд грамматических и философских трактатов, имел труды по астрономии, теологии, логике. А его труд по арабской грамматике «Шарху-Шафия» использовали в качестве учебника по грамматике арабского языка в ряде стран Ближнего Востока.
Из-за престарелых родителей горец вынужден был вернуться на Родину. До конца своих дней он занимался научной и просветительской деятельностью в Усиша, Акуша и в других аулах Чибях-Дарго. Выступал за социальную справедливость, настаивал на равном использовании земельных угодий.

Дауд-эфенди понимал важность взаимоуважения и дружбы народов в Дагестане. В этой связи осуждал феодальные распри, междоусобицу и кровную месть.

Для него характерны даже свободомыслие и рационалистический подход, более смелый, чем его учителю Мухаммеду Кудатлинскому. «Будучи сам свободомыслящим, - пишет А.Каяев, - и не опасаясь ничего, он распространял в народе собственные взгляды». В то время, когда многие учетные оправдывали грабительские нашествия на Грузию, он смело заявлял, что эти нашествия противоречат чести и достоинству человека, следовательно, противоречат шариату, и это высказывание проливает некоторый свет на мировоззрение Дауда-эфенди.

Примечательно, что Дауд отстаивал равноправие всех дагестанцев, независимо от социального и национального различия. Он проповедовал, - пишет Каяев, - невозможность различия в правах между дагестанцами. Эта идея о равноправии всех сословий и классов находилась в прямом противоречии с шариатом и имела прогрессивное значение.

Дауд отвергал учение Корана о мусульманской исключительности и пропагандировал идеи равноправия и дружбы между мусульманскими и немусульманскими народами.

Внук Дауда-эфенди Усишинского Иса-Кади в течение ряда лет исполнял обязанности кадия в Чибях-Дарго. А правнук Дауда-эфенди, сын Иса-Кади Дауд-оглы служил добровольцем в Дагестанском конном полку, прославившемся в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Отличился полк в штурме и взятии сильно укрепленной турецкой крепости Карс. За безупречную службу и проявленные мужество и храбрость в военной кампании 1877-78 гг. Дауд-Бек Иса-Кади-оглы был награжден орденом Анны III степени и грамотою. А еще будучи корнетом удостоился серебряной медали для ношения на шее, на Аннинской ленте «За службу в Собственном конвое Государя императора Александра Николаевича». В Петербурге был устроен бал в честь героев Карса, на который пригласили Дауд-Бека. Когда начались танцы, царица пригласила статного офицера Дауд-Бека на танец и одарила его золотыми монетами. Смущенный Дауд-Бек принял дар, но на второй танец дауд-Бек вышел танцевать с фрейлиной царицы, вручил ей те монеты и добавил своих. После окончания танца фрейлина поведала царице о поступке Дауда, а царица - Александру II. Тогда царь многозначительно сказал: "Кавказцы предпочитают деньгам и золоту честь". Тогда царица, восхищенная столь великодушным жестом горца, повторно пригласила Дауд-Бека на танец и там же в зале надела на храброго горца-воина форму подполковника. После отставки Дауд-Бек, наделенный большими льготами, жил в сел. Усиша. У него было два сына - Абдусамад, Иса и дочь - Залиха.

Два горца, два Дауда из одного рода... Один прославился как ученый-энциклопедист, гуманист и выдающийся деятель арабо-мусульманского Ренессанса, другой - как храбрый воин и защитник Отечества, удостоенный высоких наград и отмеченный вниманием царской четы. Два представителя одного рода оставили заметный след в истории Дагестана.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля