Справка о районе

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ

Районный центр,- с. Карата. Площадь района – 291,1 кв.км.Расстояние до г. Махачкалы – 280 км. Район состоит из 25 населенных пунктов, образующих 13 муниципальных образований. Численность населения района составляет 21,6 тыс. человек. Плотность населения района - 72,2 человека на 1 кв.км. В структуре национального состава 98% аварцев.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

В основном животноводство. Во всех категориях хозяйств количество КРС составляет 22,9 тыс. голов овец и 115,7 тыс. голов коз. Площадь сельхозугодий составляет 23,3 тыс. га, функционируют 14 сельхозпредприятий, 204 крестьянско-фермерских хозяйства, а также 5277 личных подворий. Производимые продукты: молоко, мясо, шерсть, яйца.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

В каждом селе имеются памятники павшим в годы Великой Отечественной войны землякам, в с. Карата - памятник Герою Советского Союза Магомед-загиду Абдулманапову. Имеются древние захоронения, сторожевые башни и другие памятники. В районе имеются хвойные и лиственные леса, фруктовые сады.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Среди основных направлений - развитие племенного животноводства, увеличение валового надоя молока за счет улучшения породных и продуктивных качеств скота. Перспективно возрождение террасного садоводства в горах, закладка садов и виноградников на равнине. Предполагается завершить строительство консервного цеха в с. Карата, реконструировать здание ковровой фабрики. Приобретение и установка оборудования позволит возродить традиционные промыслы, такие как производство джураби, паласов ручной работы. Принципиально важно завершить строительство малых ГЭС в с. Карата и на речке Местерух, построить автодорогу с мостом к переселенческому поселку Местерух с антиаварийной укладкой и переходящим мостом, что позволит наладить сообщение как внутри района, так и с республикой.

В пору комсомольской юности, проводя встречи молодежи Ахвахского и Шамильского (тогда Советского) районов, не раз доводилось подниматься до линии водораздела Богосского хребта и обозревать всю землю предков от тропы, ведущей в Цумадинский район близ аула Тлиси, до берегов Аварского Койсу. Завидовал мудрости предков, построивших по дну глубоких каньонов по обе стороны от водораздела серповидную цепочку аулов, острие которой направлено на огромный массив бывших когда-то общими для ахвахского вольного общества пастбищ. Понял, отчего моим пращурам приходилось постоянно отстаивать право на свою землю. В отличие от окрестных земель, имеющих засушливый климат и скудную растительность, ахвахской земле характерны мягкий климат, обилие речек, лесов и другой растительности. На этой земле плодоносят теплолюбивые ореховые деревья, зреет виноград, вместе с тем можно посидеть и в прохладе, веющей от ледников.

Судя по преданиям, ахвахцы осели в Западном Дагестане вместе с другими андо-дидойскими племенами около пяти тысяч лет назад. Память сберегла предостерегающий людей от повторения ошибок фольклор, легенды о героизме, ратных делах, защитниках аулов, общества. На ахвахском языке до сих пор нет письменности, еще никто не обобщил сведения об их истории. Отрадно, что аксакал Шамсудин Исаев собрал довольно-таки богатый материал о родном крае.

АХВАХСКОЕ СООБЩЕСТВО
Ахвахское общество было немногочисленным, людей всегда недоставало, и потому здесь испокон веков пришедших с добром принимали с распростертыми объятиями, помогали строить жилище, отводили землю. Люди приходили и оседали в краю, где ни ханы, ни беки не угнетали, не приходилось платить налоги, власть всегда избиралась всенародно, законы принимались решением джамаата. Оставались жить здесь даже русские.

МИГРАЦИЯ
Ахвахцы участвовали почти во всех войнах по защите Отечества и хорошо знали внешний мир, но находили, что везде живут хуже, чем в родных местах, и не покидали их. Тенденция к миграции возникла в 1730 году. Двадцать восемь ахвахских воинов участвовало в захвате Ширвана Чолак-Сурхаем. В благодарность он подарил восьми ахвахцам земли на правой стороне речки Закатал. Они перевезли туда свои семьи, так возник аул Ахвахдара Закатальского района Азербайджана, в котором по переписи 1987 года, жило более 2 тыс. человек.

Большому потоку миграции ахвахцев в равнинные города Дагестана и Чечню способствовало и произошедшее в 30-е годы укрупнение аулов.

Ахвахцев предположительно около 23 тысяч человек. По переписи, около десяти тысяч человек числятся в сельсоветах Лологонитля, Тадмагитля, Кудиябросо, Изано-Ахвахского, Ратлуб, Тлянуб, Цекоб-Шамильского, Советское-Хасавюртовского районов, почти столько же в иных равнинных населенных пунктах и городах, около трех тысяч человек живут в аулах Ахвахдаре Закатальского и Кабахчу Белоканского районов Азербайджана.

ШАМИЛЬ И АХВАХЦЫ
Своеобразна была позиция ахвахцев в Кавказской войне. Говоря об этой войне, многие забывают, что она началась с гражданской войны, в которой в попытках объединить людей вокруг идеи газавата войска имамов перебили не только ханов, но и рядовых людей сотен других аулов.

Алигаджи из аула Кванкеро был однокашником и правой рукой имама Газимагомеда. По его призыву десятки ахвахцев приняли участие в набеге на Кизляр, взятии Таркинской крепости. Алигаджи ослеп, но даже тогда он руководил отрядом из 92 ахвахских мюридов при имамах Газимагомеде и Гамзате.

В 1837 году вернулся на родину учившийся в духовных учебных заведениях Гянджи, Шеки и Кабахчу в Азербайджане сын Алихаджи Гусейндибир. На одном из диванов в Ведено Гусейндибир упрекнул имама Шамиля в отступлении от норм шариата. Результатом ссоры стало то, что в 1838 году северные ахвахцы покинули войско имама Шамиля и больше не воевали. Карательная экспедиция Шамиля в Ахвах, в ходе которой был убит Абдула из Мигишто, сожжены покинутые людьми дома Кванкеро, не дала результата. Осенью того же года, когда имам во главе трехсот мюридов спешил на помощь Кебед-Магомеду из Телетля, ахвахцы перекрыли ему дорогу. Войску позволили пройти только благодаря соседнему джамаату аула Карата, который обратился к ахвахцам с соответствующей просьбой.

ВОССТАНИЕ 1877 ГОДА
Но не привыкших платить дань ни хунзахским ханам, ни имаму Шамилю ахвахцев вынуждали аккуратно платить царю обременительные налоги.

И когда в 1877 году избранный имамом сын Абдурахман-шейха из Согратля Гаджимагомед призвал к газавату, ахвахцы поддержали его. Участвовали в битвах с царскими войсками близ Ботлиха, Инхело, Муни, Миарсо. Пришлось отступить, и в ахвахских аулах мнения разделились. В аулах, относящихся к Кванкеринскому старшине, считали, что дальнейшее сопротивление бесполезно, предложили покинуть аулы и уйти в горы, а жители аулов, относящихся к Кудиябросинскому и Изанинскому старшинам, решили дать бой у аула Мигишто.

Сражение началось в полдень 28 октября 1877 года. 2500 царским солдатам и поддерживающим их гумбетовцам противостояло около двухсот ахвахцев. В этом бою было убито 69, из них потом умерло от ран еще восемь. Потери наступавших превысили четыреста солдат и командиров. Руководил боем, судя по преданиям, Курбан из Изано.

КАК АХВАХ СТАЛ КРАСНЫМ
В мае 1918 года по заданию ахвахцев Шамхал Салихов встретился с Махачем Дахадаевым и дал слово вступить в Социалистическую группу, поддержать революцию. По призыву Махача группа ахвахцев участвовала в боях близ аулов Каранай, Эрпели, Чиркей, в составе войска Узун-хаджи совместно с большевистскими частями Гикало воевали с казаками близ Грозного. А в период имама Гоцинского, когда стали поступать угрозы "окрасить камни ахвахских речных долин в цвет крови", в состав партизанского отряда вступили почти все жители боеспособного возраста - 452 человека.

Первое боевое крещение отряд получил близ Тлянуба и Цекоба, где преградил дорогу войску имама, желавшего занять эти аулы. Отряд принял активное участие в установлении Советской власти в районах Западного Дагестана, в освобождении Хунзахской и Гунибской крепостей, Темир-Хан-Шуры. Победы обошлись очень дорого - погиб 21 ахвахец. Турач Курамагомедов, Газимагомед Алиев, Гайдарбег Магомедов, Имахо Алиев, Сулейман Мутаэлумов, Ихали Магомедов, Магомедхан Исаев, Ибрагим Алиев, Аду Магомедов были удостоены орденов Боевого Красного Знамени. Шамхалу Салихову 13 ноября 1920 года С. Орджоникидзе вручил сразу два ордена Боевого Красного Знамени. Шамхал Салихов был избран председателем Андийского окружкома, председателем президиума Чрезвычайного съезда народов Дагестана, на котором была объявлена автономия Дагестана, он избирался делегатом Всероссийского съезда Советов 1922 года и съезда представителей восточных народов в Баку. Турач Амиров избирался делегатом VII Чрезвычайного съезда Советов, где была принята Конституция СССР. Он, как и Шамхал, был членом ЦИК Дагестана, руководил Андийским округом, был представителем Дагестана во ВЦИКе. Судьба их, однако, оказалась несчастливой: Ш.Салихов погиб в перестрелке с бандитами, Т. Амиров был репрессирован в 1937 году.

ПОТЕРИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Великая Отечественная война нанесла ахвахцам значительные потери. Не было ни одного случая дезертирства или уклонения от призыва, четверть ушедших на фронт были добровольцами.
Погиб вместе со всей дивизией на линии Маннергейма полковник Исламбек Алиев, был политработником Бадрудин Салманов, вернулся капитаном Абдурахман Омаров, после войны в бою с бандитами на территории Польши погиб лейтенант Тахту Ахмедов и т.д. Одиннадцать человек, среди них и уничтоживший 131 фашиста снайпер Багаудин Джамбулаев, удостоились орденов, сотни других получили медали и благодарности верховного главнокомандующего.

КОЛХОЗЫ СЫТНО НЕ КОРМИЛИ
Ахвахцы трудолюбивы. Однако колхозы кормили людей не очень сытно. Земля в горах приходила в упадок. Частникам пользоваться ею не давали, а колхоз ввиду преобладания ручного труда нес убытки. Площадь кутанов на плоскости была незначительной, в основном ахвахские отгонные пастбища располагаются на солончаках.

В последние годы впервые увидел людей, восстанавливающих древние подпорные стены на террасных полях, роющих водоводы. В сельских подворьях растет поголовье крупного и мелкого рогатого скота, каждой осенью значительное число людей вывозит на продажу в город мясо, масло, сыр. Сохранившие дееспособность колхозы делают все возможное для обеспечения аульчан выращенным на кутанах дешевым зерном.

СОЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО СЕГОДНЯШНЕГО АХВАХА
В каждый ахвахский аул ныне ведет автомобильная дорога. Шамильское доруправление прокладывает в Тлянуб новую широкую, благоустроенную дорогу по солнечному склону, что сделает движение непрерывным. Во всех ахвахских аулах есть ФАПы, в Тадмагитле - участковая больница.

Библиотеки и клубы позволяют сохранить и использовать ахвахский фольклор. Особое место в этой работе занимает фольклорный ансамбль при тадмагитлинском Доме культуры. Делаются попытки собрать и записать на родном бесписьменном ахвахском и аварском языках стихи, пословицы, поговорки, сказки ахвахцев. Во всех селах функционируют средние школы, где работают местные кадры.

Любопытно, что стремление молодежи к получению высшего образования выше в тех аулах, чьи земельные угодья не столь значительны. Например, в числе жителей Тадмагитля более двухсот пятидесяти человек имеют высшее образование - почти столько же, сколько в трех соседних аулах, но большая их часть живет и работает за пределами аула и района.

Невозможно перечислить имена многих сотен ахвахцев, делами которых гордятся потомки. Но ахвахцы надеются, что аксакал Шамсудин Исаев завершит работу по сбору сведений истории и издаст свою рукопись, что другие его последователи возьмутся за научный труд о прошлом ахвахцев, составление их алфавита и словаря.

Джамалудин Джамбулаев

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля