Хрюгская соборная мечеть

0

Поделиться

20 Дек 2017 г.

Старинное лезгинское селение Хрюг (лезг.: Хуьруьг) расположено на левом берегу Самура, на территории нынешнего Ахтынского района Дагестана, в 12 км к западу от райцентра Ахты. Селение раскинулось у подножия Самурского хребта, на высоте около 1200 метров над уровнем моря. Среди плотной застройки старой части села расположена его главная достопримечательность – соборная мечеть с высоким минаретом, который был построен на рубеже XVII–XVIII вв. Еще издали взору путника открывается великолепный вид хрюгского минарета, стройные очертания которого возвышаются над крутым обрывом. Соборная мечеть Хрюга является уникальным объектом лезгинской архитектуры. Такое определение этого культового сооружения принадлежит известному ученому – архитектору и искусствоведу С.О. Хан-Магомедову. Вместе с тем до последнего времени не было известно точное время сооружения этой средневековой мечети. Как и многие другие старые мечети Дагестана, хрюгская соборная мечеть неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. Об этом свидетельствуют арабские строительные надписи в стене фасада и внутри мечети. Самая поздняя строительная надпись датирована 1341 г. хиджры, что соответствует 1922-23 г. В настоящее время в мечети также идут ремонтные работы. Здание увенчано вытянутым металлическим куполом позднего происхождения. Стены сложены из обтесанных, тщательно подогнанных камней речной породы. Перекрытие внутреннего помещения мечети (площадью свыше 200 кв. м) опирается на одиннадцать мощных деревянных столбов. Высота столбов (с подбалками) превышает 4 м, а длина подбалок доходит до 3,20 м (при сечении 42х31 см). Все столбы состоят из двух частей – капители с подбалкой и ствола с шейкой (базы не выделены).

Внутренний зал мечети с внушительными столбами имеет величественный вид. Следует отметить, что каждой из подбалок придана своя неповторимая форма. Орнаментальная резьба на столбах имеет крупные формы и нанесена лишь на наиболее ответственных в композиционном отношении местах (в верхней части столбов, в центре и на концах подбалок). В орнаменте сочетаются варианты трехгранно-выемчатой и плоской резьбы. Шейки отмечены валиками, помещенными на боковых гранях. Для большей выразительности верхней части силуэта шейка столба опущена. Подбалки украшены аркообразными вырезами с валикообразными отростками в вершинах и крючкообразными окончаниями. Концы подбалки на одном из столбов уподоблены силуэту полупальметты. Центр тяжести декора у всех столбов – в верхней части, имеющей увеличенные размеры. Центральное место в декоре столбов занимают крупные резные розетки различной конфигурации.

Среди деревянных столбов хрюгской мечети наибольший интерес в историко-художественном отношении представляет столб, расположенный перед входом в мечеть. Этот столб нельзя назвать просто «немым свидетелем прошлого». Высеченные на столбе арабские надписи сообщают нам уникальную информацию о времени и организаторе строительства соборной мечети. Высота столба – 437 см, ширина верхнего края подбалки – 260 см. Концы подбалки трактованы в виде двух симметричных волют и орнаментированы вертикальными и косыми линиями, чем подчеркиваются фигуры волют. Центральная часть подбалки выделена розетками различного рисунка. Трапециевидная капитель столба сознательно преувеличена: это придает внушительность силуэту, экспрессивный характер общей форме и образу столба. Вогнутые боковые линии завершения столба образуют плавное и упругое продолжение контуров подбалки, заканчиваясь у линии шейки. Форма подбалки сливается с преувеличенной верхней частью ствола, образуя с ней единое целое.

В центре капители высечена крупная квадратная орнаментальная композиция, состоящая из двенадцати квадратных звеньев, заполненных изящным растительным узором. Центральная ее часть заштрихована вертикальными, горизонтальными и косыми линиями. Под композицией высечена врезная надпись из двух строк, выполненная размашистым арабским почерком «насх» и повествующая о строительстве хрюгской соборной мечети. Это одна из весьма редких в Дагестане позднесредневековых строительных надписей на дереве. Одновременно это старейшая надпись из обнаруженных в селении Хрюг.

«1) Построил (бета) эту соборную мечеть Хрюга (ал-Хурук) 2) мавлана Баба Нуруллах в [дату] по хиджре пророка, – мир ему, – 1047-й [год]».

Дата по хиджре (мусульманское летоисчисление) соответствует 26.05.1637 – 14.05.1638 г. В надписи мы видим очень редкое для этого времени обозначение даты цифрами. В средневековых арабских надписях Дагестана даты обычно написаны словами. Лишь с XVIII в. цифровое обозначение числительных, становится преобладающим.

Согласно надписи, заказчиком (организатором) строительства мечети был представитель местной духовной элиты, на что указывают термины «мавлана» (букв.: «наш господин» – почетный титул мусульманских богословов и ученых) и «баба». Духовные лица очень часто являлись организаторами строительства культовых сооружений. Об этом свидетельствуют данные большого количества строительных надписей в Дагестане.

Таким образом, организатором строительства соборной мечети в Хрюге в 1637–1638 г. был представитель местной духовной элиты. О средневековом дагестанском ученом по имени Баба Нуруллах прежде не было известно. Ни в других арабоязычных эпиграфических текстах, ни в рукописных книгах это имя больше не встречается. Судя по всему, Баба Нуруллах жил во второй половине XVI – первой половине XVII в. Возможно, что он был жителем Хрюга – одного из исторически крупных селений горного Лезгистана.

Как известно, знаменитый минарет соборной мечети Хрюга был возведен в 1112/1700-1701 г., о чем свидетельствует арабская строительная надпись у основания минарета. Строительные надписи на деревянном столбе позволили нам выяснить, что здание собственно мечети было построено на шестьдесят три года раньше минарета. Подобная ситуация довольно типична для Дагестана. Здесь минареты часто пристраивали к уже имеющимся мечетям, что подтверждается арабоязычным эпиграфическим материалом.

В надписи на столбе зафиксировано самое раннее письменное упоминание селения Хрюг, хотя оно, несомненно, существовало и раньше. Памятники куфической письменности в Хрюге не обнаружены, однако, по некоторым данным, они раньше в селении были. По информации бывшего имама мечети, плита с куфическими надписями находилась прежде внутри зала, над михрабом.

В советское время хрюгская соборная мечеть, как и многие другие культовые сооружения Дагестана, была превращена в склад. Впоследствии плита куда-то пропала. Если признать сведения о нахождении куфических надписей в Хрюге достоверными, то селение уже существовало, как минимум, не позднее XV вв.

Ниже на стволе того же столба, под поздней надписью о ремонте мечети в 1299/1881-82 г. расположены две горизонтальные эпиграфические ленты с рельефными надписями, имеющими дату 1047/1637-38 г. Содержание верхней ленты почти полностью дублирует приведенную выше строительную надпись:

«Построил (баш) эту хрюгскую соборную мечеть (ал-ма-сджид ал-джами ал-Хуруки) мавлана Баба Нуруллах в этом году: 1047-й [год]».

Нижняя лента содержит благопожелательную формулу.

Надписи первой половины XVII в. позволяют сделать вывод о том, что деревянные столбы являются старейшими конструкциями соборной мечети Хрюга, которые сохранились до наших дней в первозданном виде.

Что касается надписи на столбе о ремонтных работах, то она высечена в рельефе изъятием окружающего фона:

«Затем обновила (джаддада) эту мечеть община (ал-джама‘а) … в [дату] по хиджре пророка, – мир ему, – 1299-й год».

1299 г. хиджры соответствует 23.11.1881 – 11.11.1882 г.

В кладку фасадной (южной) стены мечети вмонтирована прямоугольная плита с рельефной строительной надписью из четырех строк, которая повествует о ремонтных работах, проведенных в начале XIX в. Текст помещен в рамку и обрамлен широкой лентой с растительным орнаментом.

«1) Обновили (джаддада) эту стену мастер (уста)
2) Мика’ил и Ахмад, а они сыновья Ша’бана,
3) сына Рахмана. А их помощник (хадимухума) Муса,
4) сын Йусуфа, – да простит их Аллах! 1223-й год».

1223 г. хиджры соответствует 28.02.1808 – 15.02.1809 г. Таким образом, в XIX в. мечеть основательно ремонтировалась, как минимум, дважды – в 1808-09 г. и спустя семьдесят с лишним лет в 1881-82 г.

В интерьере хрюгской мечети, помимо столбов, важное место занимает резной деревянный минбар (кафедра для имама). Минбар покрыт тонкой художественной резьбой и представляет собой настоящее произведение искусства.
Соборная мечеть в Хрюге имеет минарет высотой более 22 м, который играет большую роль в ансамбле всего селения. Устремленный ввысь стройный силуэт минарета производит неизгладимое впечатление своими безупречными пропорциями. Это один из самых высоких и красивейших старинных минаретов в Дагестане.

Наиболее распространенный тип минарета в Южном Дагестане – круглое (реже – квадратное) в плане сооружение с винтовой лестницей. Минарет в Хрюге является своего рода уникальным сооружением – это квадратный в плане минарет с внутренним пространством, разделенным на ряд этажей, сообщение между которыми осуществляется по приставным деревянным лестницам. Такая внутренняя планировка более характерна для оборонительных башен, где предусматривалась возможность обороны каждого этажа. Минарет плавно утончается кверху.

Карниз минарета (высотой 128 см) состоит из ряда мелких декоративных поясков и полочек и широкого аркатурного фриза. Вытянутый куполок минарета увенчан белым камнем. Л.И. Лавров сообщает местное предание, согласно которому Хрюг и Рутул долгое время враждовали из-за белого камня, венчавшего минарет (минарет соборной мечети Рутула близок по форме хрюгскому). Камень неоднократно переходил из аула в аул, но затем кто-то догадался в целях прекращения кровавой вражды изготовить его точную копию и тайно установить ее на одном из минаретов.

У основания южного фасада минарета находится большая прямоугольная плита с врезной строительной надписью из трех строк о сооружении минарета. По краю плита обрамлена двойной врезной рамкой. Надписи нанесены высоким каллиграфическим почерком в двух прямоугольных полях, разделенных двумя горизонтальными линиями. Перевод надписи впервые издан А.Р. Шихсаидовым:
«1) Вот построил (бана) этот минарет джамаат Хурюгский сельский…
2) мастер Шейх Сад сын малла Халифа Мухаммеда –
3) да простит их Аллах обоих и… Год 1112».

Изучение надписи привело нас к убеждению, что ее окончание следует читать иначе. Все дело в необычном начертании окончания надписи: конец третьей строки высечен над второй. Ниже мы приводим нашу редакцию чтения и перевода.

«1) Построила (бана) этот минарет сельская община Хрюга (ал-джама‘ат ал-Хурикийй ал-баладийй)…
2) Мастер (устад) Шейх Са‘ади, сын Малла Халифа, – да простит Аллах их обоих и общину (умна) Мухаммада!».
Дата по хиджре высечена под горизонтальной разделительной лентой, между 1 и 2 строками: «1112-й год», что соответствует 18.06.1700 – 07.06.1701 г.

Обоснованность нашего чтения окончания надписи подтверждается содержанием другого строительного текста от 1715 г., обнаруженного недавно в селении Хнов Ахтынского района. Имеющиеся в нашем распоряжении эпиграфические данные позволяют с уверенностью говорить о том, что зодчий великолепного хрюгского минарета, мастер-профессионал Шейх Са’ади, сын Малла Халифа был родом из Хрюга. Судя по всему, Шейх Са’ади был авторитетным мастером высокого уровня, ибо ему доверяли строительство культовых сооружений и в других крупных селениях региона. В частности, в древнем селении Хнов (Хин), расположенном в верховьях крупного правого притока Самура АхцегьвацI, обнаружена ценная строительная надпись, согласно которой минарет здешней мечети построил «мастер (устад) Шейх Са’ади, сын Малла Халифа, сына Малла Рамадана из селения Хрюг (карйа Хуруки) в тысяча сто двадцать седьмом году».

1127 г. хиджры соответствует 1715 г. Следовательно, минарет в Хнове, одном из политических центров Самурского региона, был сооружен Шейхом Са’ади спустя пятнадцать лет после строительства им минарета соборной мечети Хрюга. К сожалению, хновский минарет не сохранился до наших дней, но еще в начале XX в. он был цел, хотя и находился в аварийном состоянии. О «скривившемся, угрожающим падением высоком минарете» в Хнове в 1902 г. писал К.Ф. Ган.

Хновская надпись сообщает нам имя деда хрюгского зодчего – «Малла Рамадан (Рамазан)». Как мы видим, отец и дед Шейха Са’ади принадлежали к духовным лицам. Судя по всему, отец Шейха Са’ади – Малла Халифа был также и ремесленником. Дело в том, что резчиком-каллиграфом превосходной надписи о строительстве минарета в высокогорном лезгинском селении Фий (ныне Ахтынского района РД) назван «Халифа из Хрюга (Хуруки)». Эта надпись, составленная, вероятно, в конце XVII в., обнаружена нами в 2010 г. в стене фийского минарета. Мы считаем, что упомянутый в ней «Халифа из Хрюга» – отец хрюгского зодчего Шейха Са’ади.

Возможно, что употребленный в хрюгской надписи на минарете термин «ал-баладийй» (от араб. «балад» – «город, местечко»), которым характеризуется хрюгская община, следует переводить словом «городская», как указание на многолюдность и особый политический статус Хрюга в сравнении с соседними селениями. Последнее обстоятельство находит подтверждение в факте наличия у хрюгцев собственного института управления – Совета «аксакалов». В соседних селениях среднего течения Самура подобного органа власти не было. Сведений о численности хрюгской общины на рубеже XVII–XVIII вв. не сохранилось, однако данные более поздних источников XIX в. свидетельствуют о том, что Хрюг был в числе крупных селений региона и стремился к тому же вести самостоятельную политику.

Слева от входа в соборную мечеть Хрюга установлена крупная прямоугольная плита, оформленная в изысканном художественном стиле, характерном для ряда аналогичных плит XVIII–XIX вв. из самурских селений. По краю плиту окаймляет лента с растительным мотивом «вьюнок». В центре расположено круглое поле, заполненное каллиграфическими арабскими надписями в плоском рельефе. Текст сопровождают два орнаментальных фриза и симметричная узорчатая композиция, составленная из растительного орнамента. Надпись из шести строк гласит:
Перевод этой известной исторической надписи издан А.Р. Шихсаидовым:  «1) Произошло сражение 2) между нами и рутульцами с их магалом 3) и ахтынцами с их магалом (с другой стороны), продолжавшееся в течение трех лет. 4) И погибло у нас много мужчин. 5) Потом же они помирились с нами в дату 6) пророка, в 1190 году».

Дата соответствует 21.02.1776-09.02.1777 г. Сообщаемые надписью сведения подтверждаются данными письменных источников, в частности записью арабоязычного исторического хронографа ‘Абд ал-Хайя, составленной в Хрюге. Согласно источникам, после трехлетней войны и тяжелой продовольственной блокады Хрюга рутульцы и ахтынцы предприняли штурм селения. 30 апреля 1775 г. объединенные силы Рутульского и Ахтыпаринского союзов сожгли и разрушили Хрюг, причем во время боевых действий пострадал прекрасный хрюгский минарет. Хрюгцы мужественно оборонялись: потери одних лишь ахтынцев составили 12 человек. Причиной указанных событий был отказ общины Хрюга исполнять тягостный обычай «пахта» в пользу рутульцев. Мотивами же участия ахтынцев в войне было опасение, что отказ Хрюга послужит примером для тех ахтыпаринских селений, что отбывали пахту жителям Ахты.

Будучи достаточно крупным селением, Хрюг стремился к самостоятельности. По-видимому, какое-то время (до 1775 г.) Хрюг был фактически независимой сельской общиной. На это указывают данные документа под названием «Описание Самурского округа», составленного неизвестным российским автором около 1867 г. Согласно этому источнику, помимо Рутула, лишь в двух селениях Рутульского союза сельских общин имелись собственные органы самоуправления и суда – в Хрюге и Шиназе.

Хрюгская соборная мечеть первой половины XVII в. и минарет рубежа XVII–XVIII вв. являются замечательными памятниками дагестанского культового зодчества. Эти архитектурные объекты достойны быть предметом бережной заботы и пристального внимания не только хрюгского джамаата, но и государственных органов по охране историко-культурного наследия Дагестана.

0

Поделиться

20 Дек 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля