Зачем в дагестанском селе без электричества построили современный образовательный центр

0

Поделиться

06 Сен 2018 г.

В дагестанском селе Хрюг, где живут около 2 тысяч человек, с мая 2018 года работает современный центр просвещения Luminary. Его создатели вдохновлялись центрами Alt School в Сан-Франциско и лондонскими проектами School in the Cloud. Однако в Хрюге часто случаются перебои с электричеством, а строители постоянно норовят прикрепить лепнину и «косички Versace» к любому зданию. Архитектор центра Тамара Мурадова и руководитель проекта Камил Магомедов рассказали Strelka Mag, как им удалось построить инновационный центр в горах, кто там учится и почему местные жители готовы переехать из столицы ради Luminary.

 

ДАГЕСТАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА, ЭКЛЕКТИКА НАЧАЛА 2000-х И СОВРЕМЕННОСТЬ ИЗ МЕТАЛЛА И СТЕКЛА

Центр просвещения Luminary / фото: Алексей Калабин

Современный центр просвещения Luminary находится в селе Хрюг Южного Дагестана. Сейчас в Хрюге, в 250 километрах от столицы республики, проживает около 2 тысяч человек. Здесь часто случаются перебои с электричеством, плохо ловит мобильная связь и почти не работает интернет, однако Luminary всё равно стал точкой притяжения.

Центр находится в яблоневом саду. Внутри — обсерватория, библиотека и медиатека. Одно из зданий построено ещё в начале 2000-х, а новый лекторий спроектирован в духе модернистских построек Миса ван дер Роэ. Также здесь есть открытая терраса с амфитеатром для занятий на открытом воздухе. А резиденция для кураторов образовательных программ находится в сакле — традиционном жилище жителей Кавказа.

Главными задачами Тамары Мурадовой, архитектора проекта и основательницы бюро Archiproba Studios, были усовершенствовать существующее здание и возвести новое для лектория. «В проекте пересекаются временные линии трёх разных эпох — традиционная дагестанская архитектура, эклектика начала 2000-х и современность из металла и стекла. Молодые жители горного села, многие из которых не были в городах, теперь своими глазами видят целый пласт истории архитектуры. Также мы добились того, чтобы архитектура стала лишь обрамлением для природных видов», — рассказывает Мурадова.

 

КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НЕ ТОРМОЗИЛ ИНТЕРНЕТ

Так как почти вся обучающая программа центра строится на онлайн-курсах, но в селе часто возникают перебои с подачей электроэнергии, то здесь решили использовать альтернативные источники. 36 солнечных панелей на двух крышах вырабатывают 10,5 киловатта в час, что даёт в среднем 40–60 кВт⋅ч в день. «35 из них мы храним в аккумуляторах — этого более чем достаточно. Днём центр питается солнцем, вечером берёт электричество из сети, но если сеть пропадает, то за 0,025 секунды компьютер переключает потребление от сети на аккумуляторы. Такая система позволяет обеспечивать бесперебойное электроснабжение и всегда быть онлайн, даже если электричества от сети не будет неделю или месяц подряд. Интернет тоже приходит по отдельной собственной линии на скорости 560 Мбит/с», — рассказывает руководитель проекта Камил Магомедов.

Во дворе центра поставили ветряк — ещё один источник энергии. Он снабжает электричеством фонтан и работает наглядным пособием для детей. Такие же ветряки и солнечные электростанции ученики сами могут собрать в технологической лаборатории.

 

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА В ДАГЕСТАНЕ

Фото: Максим Авдеев

При строительстве современного центра половину работ делали москвичи, 40 % материалов приходилось везти из столицы. Так как центр располагается в горах, здесь нет ни рабочих кадров, ни материалов, зато есть сложившаяся практика, когда рабочий в то же время и архитектор, и декоратор. Камил Магомедов, руководитель проекта, рассказывает, что это мешало строительству. «Постоянное желание что-то улучшить, прикрепить лепнину, „косички Versace“, узоры и вензеля приходилось пресекать, на что исполнители искренне обижались. Также здесь невозможно прогнозировать сроки, и это главная особенность рабочей практики в Дагестане. Также считают нормальным сказать на старте работ: „Да я это уже много раз делал“, а потом за счёт времени и материалов заказчика экспериментировать и тренироваться». Магомедов рассказывает, что подход «подрядчик — бюджет — сроки — контроль — результат» не работает, а работает «подрядчик — стихийное прогнозирование — переделки — вовлечение во все процессы заказчика — результат».

КАК УСТРОЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Фото: Алексей Калабин

Идея построить центр появилась у 85-летнего заслуженного учителя Дагестана Махмуда Абдулкеримова. В 2008 году он создал фонд «Просвещение», первой инициативой которого была установка компьютеров в сельские школы Дагестана. Кроме этого, фонд занимается издательством книг и помогает одарённым детям из бедных семей поступить в вузы. Центр Luminary стал одной из самых крупных инициатив «Просвещения». На его строительство было выделено 80 миллионов рублей, а текущее содержание будет обходиться в 300–400 тысяч каждый месяц. В дальнейшем фонд планирует построить такие же центры в других городах.

В центре Luminary два вида обучающих программ для детей: постоянные и модульные. В постоянной программе дети регулярно посещают занятия по одному предмету. Модульная программа длится месяц и посвящена одной теме, которую изучают через разные форматы: видео, игры и воркшопы. Также в Luminary работают над несколькими дневными программами для городских жителей, чтобы те приехали с детьми в Хрюг, поучаствовали в активностях от центра, съездили на минеральные источники, посетили мастер-классы от резидентов из Москвы.

В центре обучают программированию, фотографии, английскому и китайскому языкам, астрономии и другим дисциплинам. Алина Василенко, директор просветительских программ, рассказывает, что Luminary вдохновлялись центрами TUMO в Армении, Alt School в Сан-Франциско, проектами Khan Academy и School in the Cloud , The School of Life в Лондоне и опытом Института «Стрелка». Из-за отдалённости центра от больших городов большая часть программы идёт через Skype-сессии и проектные задания. Также к работе подключаются местные преподаватели, и периодически в Хрюг приезжают эксперты-резиденты, которые занимаются с детьми в течение недели. В конце курса в Luminary проходит люминарида — викторина-экзамен, которая показывает результаты обучения.

КТО ПОЕДЕТ В ГОРЫ РАДИ ОБРАЗОВАНИЯ

Фото: Алексей Калабин

С помощью Luminary создатели проекта хотят вернуть экономически активное население в горы. «В республике много говорят о создании рабочих мест в горных районах, но никто не думает о том, что там некому работать. Обычно в Дагестане к 30 годам люди заводят семьи. Они не поедут в горы просто ради более выгодной работы. Но готовы отправиться туда, если будут знать, что в селе их детей ждёт лучшее образование. У нас уже есть несколько примеров, когда выходцы из села, уехавшие в город, вернулись в Хрюг или прислали сюда на лето своих детей», — рассказывает Камил Магомедов.

Руководитель проекта Камил Магомедов считает, что создание таких центров в каждом районе Дагестана — главный стратегический проект для республики, так как решает проблемы развития горных территорий и становится локомотивом «изменений в головах» всего Дагестана. Сейчас идёт работа над проектом второго центра в селе Тлярош в Чародинском районе и решается вопрос с землёй под строительство третьего центра в Ростовской области. Создатели проекта хотят, чтобы каждый следующий центр в районе Дагестана был вдохновлён Luminary. «Для состоятельных земляков такой центр — лучшее наследие, которое они могут оставить своей малой родине. А в будущем каждый следующий центр будет иметь свою расширенную компетенцию и дополнять все предыдущие», — рассказывает Камил Магомедов.

, раздел: Статьи

Автор: Александра Сивцова / Источник: журнал «Стрелка»
0

Поделиться

06 Сен 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля