Село расположено на левом берегу реки Самур в ее среднем течении на высоте 1200 м над уровнем моря.

С севера вдоль речной долины тянется Самурский хребет, вершина которого Ялак высотою 3004 м видна из села; с юга тянется Фалфанский хребет (отрог Главного Кавказского хребта) с горой Тукуркил высотой 3150 м.

Первоначально село было расположено на левом берегу реки Ялак-кам на участке (лезг.: Мукьалал). Об этом свидетельствуют многочисленные могилы, остатки руин и обгорелых строений, найденных при строительстве Ахты-Какинского канала в 1940 г. Известно, что в 1536 г., в результате внезапного нападения превосходящих сил Рутульцев и Кумухов, село было полностью разрушено и сожжено, многие защитники села погибли. Оставшиеся в живых частью переселились в Табасаранский район и основали там новое село; Хрюг, остальные построили себе новое село на правом более защищенном берегу реки Ялак-кам.

Сколько лет стоит селение Хрюг в глубине горного лабиринта в 114 километрах от железной дороги? Кто основал его? Откуда пришли в эти высокие горы предки Хрюгцев, которые заметно отличаются от жителей даже соседних селений Ялак, Зрых, Кака не только по диалек­ту языка, но и по обычаям, жизненному укладу, психоло­гии? Почему Хрюгцев соседи называют мастерами реше­ний любых спорных вопросов в свою пользу и дали им кличку: «Хрюгец, делающий узлы на просе»(лезг. ЩуькГвел т!вал ийидай хуьруьгви). История не дала ответов на эти вопросы. Старожилы аула утверждают, что селение Хрюг — один из самых старинных населенных пунктов в долине реки Самур. Археологи почему-то не баловали Хрюгцев своими раскопками старинных поселений и изуче­нием древнейших памятников на территории селения.

(лезг. Хуьр), в буквальном смысле, означает селение. Одни старожилы говорят, что селение раньше было расположено на скале (лезг. «Мукьалар»), куда можно было подниматься только по извилистой, зигзагообразной дороге. Такая дорога у лезгинов называется (лезг. кьуьруькар). От этой извилистой дороги произошло название нашего аула—утверждают они, а другие тут же протестовали, высказывая свои версии, которых оказалось очень много. Вот одна из них. В селении, якобы, был (лезг. тухум) - родовая община, который носил имя (лезг. гъуьруьгъар). Именем этого (лезг. тухума) стали называть селение, утверждают они. Правдоподобность этих версий вызывает немало сомнений. Во-первых, дороги серпантином присущи многим селениям горного Дагестана, но почему-то ни одно из них не носит название (лезг. хуьруьгар). Во-вторых, велико различие между (лезг. хуьруьгами) и (лезг. кьуьруьками). В-третьих, население Хрюга раньше состояло из множества различных тухумов, ни один из них не согласился бы нести имя другого тухума, тем более не такого сильного, как (лезг. гьуьруьгьар). Да и по смысловому значению эти слова (лезг. гьуьруьгьар) и (лезг. хуьруьгар) резко отличаются друг от друга. Да и кроме того, слово (лезг. Хуьр) входит в основу десятков населенных пунктов Южного Дагестана и Северного Азербайджана, причем расположенных даже на плоскости. Неужели здесь тоже были «кьуьруькар» или тухум «гъуьруьгъар»? Конечно, такого не могло быть. Где ис­тина? Видимо, название селения имеет какую-то связь с его жителями, которые не могли незаметно свалиться с неба. Наши предки где-то жили, откуда-то переселились в нынешний горный край, основали свое селение и наз­вали его Хуьруьгером.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля