Автор: Ильяс Букаров
Гдынк – аул, расположенный в горах южной части Дагестана. Село имеет древнюю и богатую историю, но сейчас, как и большинство горных сел региона, проходит через сложный этап свой жизни. Селение находится в северной части Ахтынского района на высоте 1600 метров, жители разговаривают на ахтынском говоре ахтынского диалекта, относящегося к самурскому наречию лезгинского языка.
Селение само и вся окружающая местность расположена целиком на северном склоне Гельмец-Ахтынского хребта, прямо под его гребнем, а не у отрогов. Здесь, как и в большинстве гор Самурской долины, отсутствуют леса. Пастбищами эта земля, наоборот, богата.
С двух сторон село окружено неглубокими ущельями, ручьи в которых впадают прямо в реку Самур. Местные жители дали названия близлежащим ущельям - ЧIехи кам, ШайтIан кам, Къулух кам, Эрех кам, ЖуртIаман кам, Верхер кам. ЧIутIар кук.
Вокруг села находятся урочища - ЧIуру хуьр, расположенный к западу от села и изобилующий родниками Мисув, а к востоку от села, прямо посередине между Гдынком и Ахтами находится урочище Ягвалмихи (Ягъвалмигьий), где традиционно выращивались зерновые культуры, и через которое проходит историческая тропа, связывавшая два селения.
В наши дни жители двух сел сообщаются через асфальтированную дорогу, проходящую по дну Самурской долины, через села Луткун и Кака. Тропой пользуются пастухи, либо желающие прогуляться по местности.
Еще выше, прямо по гребню Гельмец-Ахтынского хребта проходит тропа, ведущая из Ахтов, огибая Гдынк сверху, прямо в Хрюгский сосновый лес.
Прямо над селом расположена гора, помечаемая на картах как «точка 2221,1 м», однако местные жители ее называют ЧIутIар кук. Чуть к востоку от нее расположена гора Ухиндаг (Намандаг) высотой 1870 метров. Вокруг Гдынка налажено много террас – исторически местное население занималось на них растениеводством.
Одна из характерных черт Гдынка – обилие родников, это заметит каждый, кто побывает в селе, или хотя бы подойдет к его подступам. Местные жители дали родникам следующие наименования: Ужан, Верхьер, Кьулаж, КIанажв, ЛуьртIуь, Яргъар, Къайи ятарин, ШайтIан булах.
Само село исторически делится на кварталы - ТIархар, Мегьендар, Панагьар, Шамахар, по названию кварталов названы и проживающие в них сихилы – родовые патронимы или тухумы, как принято их называть в Дагестане. Количество кварталов и сихилов равное.
Надо отметить, Гдынк не имеет собственной сельской администрации. Наряду с селами Хкем, Курукал и Ахты он входит в МО "Ахтынский сельсовет". Хотя территориально он самым тесным образом связан с селом, находящимся прямо под ним - Калук, который образует самостоятельную сельскую администрацию. Чтобы добраться до Калука, необходимо спуститься по горному серпантину, эта дорога тянется ролвно пять километров.
Ближайшие к Гдынку села по автодороге – Калук (5 км), Луткун (7 км), Кака (9,5 км), Ахты (10 км). Из села открывается потрясающий вид на сёла Самурской долины в пределах Ахтынского района – Зрых, Хрюг, Кака, Калук и Луткун.
Согласно сохранившемуся преданию, село Гдынк основано на рубеже X-XI веков переселенцами из левобережной части соседнего села Ахты. Еще до основания села, на его месте находилось пастбище, где ахтынцы на лето выводили свой скот. Поэтому это урочище именовалось "Гатун йикъар" (Летние дни) - впоследствие это название трансформировалось в Къатунхъар, как его и называют лезгины.
Спустя некоторое время, из-за нашествия змей жители были вынуждены основать новое селение чуть поодаль. Возможно, близлежащее урочище ЧIуру хуьр (разрушенное село), которое было упомянуто в начале статьи, и являлось первоначальным местом нахождения села, и удостоилось оно такого названия из-за нашествия змей, либо из-за того что оно было покинуто жителями.
Исторически жители Гдынка, помимо традиционных скотоводства и растениеводства, были заняты различными видами ремёсел, связанных с обработкой продуктов сельского хозяйства - обработка овчин, изготовление войлока, шуб, тулупов, лезгинских женских чувеков, джурабов.
Уроженец Гдынка Сулейман аль-Лакзи, живший в XIII веке, был одним из наиболее влиятельных мусульманских деятелей при дворе ханов Золотой Орды. В 1245-1246 годах он переписал «Танбих ал-гафилин» ханафитского мистика Абу-л-Лайса ас-Самарканди. Возможно, он был сыном Дауда ал-Лакзи.
Гдынк славится своими учеными и поэтами, одним из них был известный лезгинский поэт и ашуг Ахцагь Назим (1720 – 1807). Учился он в гдынкском медресе, глубоко изучал арабский и турецкий языки, богословие. Слагал стихи на лезгинском и турецком языках, пел под аккомпанемент чунгура. В последних строках его произведения, согласно восточной традиции, упоминается имя автора – «Ахцегь Назим» и «Ахцегь Шаир». Он писал о жизни и мире, о личных переживаниях, выступал против зла и несправедливости, защищая интересы простых людей. В стихотворении «Надо» (КIанда) поэт резко порицает бесчестие, бесчеловечность и другие отрицательные черты современника.
За вуч чара ийин, завай вафасуздаз вафа кIанда,
Атайла зи патав, икрам авун, гьакI хуш сафа кIанда.
Вичин затдик, вири чандик хиянатвал, пехилвал кваз,
Масадбуру ийиз тариф, гьамиша вич ала кIанда.
Фитнечидиз вичин хесет кьуна элди пара кIанда,
Вичин кефи гьич садани тахун – ихьтин чара кIанда.
Хесетар пис, чинал лянет алайдазни масадбурувай,
Сагъ яз гьуьрмет, кьейилани регьмет, хийир-дуьа кIанда.
Регъуь тежез, эдебсуз яз, вичин чандиз дава кIанда,
Инсанривай эдеб, къанун, регъуьвал, гьакI гьая кIанда.
Вафалувал кIан хьухь ахьтин касдивай хьи, адан меци
Зикир ийиз «аллагь», вичиз Мегьамед-Мустафа кIанда.
Ахцегь Назим мягьтел я зун и алемдин крар акваз,
Масадбуруз дерт гузвайдаз завай дарман-дава кIанда.
Ещё один уроженец Гдынка Магарам эфенди аль-Ахты был популярным в Дагестане педагогом и ученым, знатоком не только духовных, но и естественно-математических наук. Известный шейх Магомед аль-Яраги был тестем и учеником Магарама эфенди аль-Ахты. Гасан Алкадари в перечне «ученых и преподавателей из дагестанцев», характеризовал его: «большой ученый, преподающий физику и философию».
Возможно, что Магарам-эфенди аль-Ахты и Ахегь Назим – это одно и то же лицо. Ведь известно, что настоящим именем последнего было Магарам, да и период их жизни совпадает – 18 век. Однако, в исторической литературе не приводится сведений о том, что это была одна и та же личность. Во всяком случае, этот момент нуждается в тщательном изучении.
В XIX веке, когда Дагестан был присоединен к Российской империи, Гдынк был включен в состав Ахтыпаринского наибства Самурского округа. Вместе с селом Кака Гдынк образовал Какинское сельское общество. В 1865 году в Гдынке было 37 дворов, 136 человек мужского пола. В 1869 году в селе проживало 259 человек, из них мужчины - 136, женщин 123. Село состояло из 37 дворов. По переписи 1873 года в Гдынке было 44 двора, 174 человека мужского пола и 149 женского. По переписи 1886 года – 51 двор, 200 мужчин и 164 женщины.
В 20 веке Гдынк дал Дагестану таких деятелей культуры, как поэт, автор стихов, баллад и поэм Алирза Саидов, главный редактор общественно-политической газеты «Лезги газет», заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Дагестан Агариза Саидов. Поэт, кавалер ордена «Знак почета» Мехди Абдуллаев.
В селе около 60 домов, в которых проживает 367 человек. Как и в других малых горных селениях Дагестана, в селе много стариков, молодежь, совершая маятниковую миграцию, занимается подработками в городах.
У селения Гдынк имеется свой любительский сайт. Контент сайта состоит из видео- аудио- и фотоматериалов.
В 1973 году селение постигло несчастье, впоследствии поставившее село на грань исчезновения. На местности, где расположен Гдынк, пошел оползень. Признаки оползня видны на подходах к селу с разных сторон.
Специалисты Дагестангеоманиторинга признали эти земли сейсмоопасной зоной. Районная администрация предложила жителям села заселиться вблизи другого селения на территории площадью в 17 гектар. Сельчане отказались из-за отсутствия пастбищ близ обозначенной территории, которыми так богат Гдынк.
В Дагестане очень много заброшенных по разным причинам селений. В одном только Ахтынском районе их 17! Было бы очень трагично, если высокогорный Гдынк, имеющий богатую историю и представляющий большую культурную ценность для лезгин и Дагестана в целом, пополнит этот печальный список.
Комментарии