Кудалинское медресе

0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

История развития, распространения знаний об исламе в Дагестане неразрывно связано с Кудалинской арабо-мусульманской школой.

Кудали – один из первых сел Дагестана, где арабо-мусульманская культура получила широкое распространение начало, которому положили арабы, потомки пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), попавшие в Кудали из Кумуха на постоянное место жительство, а затем поддержанное другими сельчанами.

Кудали сыграл огромную роль в распространении укреплении ислама и шариатских норм не только среди представителей родного села, но и всего Дагестана. Помимо мусульманского образования медресе сыграло значительную роль в распространении естественно-научных знаний в преподавании таких дисциплин как медицина, астрономия, география, математика и др.

Развитие научной школы связано и с тем, что Кудали был очень крупным обеспеченным продовольствием селом. В пятничной мечети села в 1990 г. была сохранена запись на арабском языке, что в Кудали имеются алимы и питание. Муталимы в Кудали могли в любое время найти себе работу, т.е. были обеспечены питанием. Поэтому многие за знанием приходили к Кудалинским алимам.

Медресе, которым руководили разные ученые в разное время, пользовалось большой популярностью в Дагестане. Кудали был исламским центром вокруг, которого концентрировались алимы других сел Дагестана. Для совершенствования знаний в Кудали приходили представители многих народов Дагестана и других регионов. В то время каждый родитель старался отдавать своих детей к хорошо подготовленным алимам. Такие ученые в Кудали были всегда. Приезжим на пропитание выделял имам мечети из мечетской доли. В условиях Кудали на пропитание муталимы могли добывать на сельхоз работах: на пахоте, вывозе навоза на поле, на прополке, на уборке урожая, молотьбе, доставке зерна на мельницу, на сенокосе. Кудалинцы всячески помогали приезжим муталимам, раздавая им садака, приглашали их на обед, ужин.

Интерес к арабской литературе был огромный . Вскоре стал вопрос о «тиражировании», размножении рукописных, учебных книг, что в то время было одним из главных составляющих по распространению ислама. Какого-либо другого способа механического размножения книг не было. Единственным средством поддержания письменной традиции была перепись книг от руки. В медресе некоторая учебная литература или же любительская переписка проводилась под руководством наставников. Продукция кудалинской школы переписчиков создавалась не только для личного пользования или на заказ, но и выходила на рынок, настолько велик был спрос на неё. Книга ценилась очень дорого. За нее могли просить быка или корову. Каждый муалим и мутаил старался собирать собственную библиотеку. Переписка книг, Коранов, хадисов и других трактатов удовлетворяющих растущие духовные интересы общества требовало огромного труда и времени. На переписку книг уходило несколько лет.

Все необходимое для оформления рукописных книг – ручки, кисточки, материал, чернила – изготавливали сами переписчики. Ручки изготовляли из перьев крупных птиц, чернила, тушь из минералов, растений и фруктов.

В Кудали сохранился род катибов, которые носят фамилию Катибгаджиевы. Фамилия берет начало от профессионального переписчика Катиб-Хаджиява аль Кудали. Катибхаджи занимался тиражированием памятников письменной культуры, переписке арабских рукописей поступивших из стран Ближнего и среднего Востока, удовлетворяя запросы духовной элиты Дагестана, местных ученых, муалимов местных медресе. По рассказам его потомка Хабибова Хайира, Шуапанди Катибгаджиева размножением рукописей имевших широкий спрос Катибхаджи занимался дома. В осеннее-зимнее время Катибхаджи бросив хурджины на буйвола с необходимыми принадлежностями для переписи книг уходил в «Багlаралъул Бакъдаб». Здесь долго светит Солнце, тепло и заодно имеется подкожный корм для буйвола.

Он был не только профессиональным переписчиком, но и известным ученым, большим знатоком по мусульманскому праву (фикхи). А о его научных знаниях свидетельствует оставленная им богатая библиотека исламской литературы, часть которой хранится у его потомков Хабиба, Шуапанди и Абдулкадыра.

В период Кавказской войны он выполнял функцию шариатского судьи при имамате Шамиля. После пленения Шамиля по настойчивой просьбе русских служил у них. Деньги, полученные от русских в виде зарплаты, не приносил домой, раздавал по дороге. Эти деньги он считал харамными.

Благодаря кропотливому труду произведения кудалинских авторов распространились среди населения Дагестана. Помимо религиозных книг они переписывали книги по астрономии, медицине, словари, сочинения различных жанров и др. В авал-мечети местности «Бацlил-ицц» имеются написанные и переписанные мастерами книжного искусства села множество книг, Коранов. Свежесть и яркость красок сохранилась до наших дней. В главной мечети имеется Коран с темно-коричневым переплетом. Переплет из тонкой деревянной доски обтянутой, скорее всего из телячьей или козлиной кожи. На полях некоторых этих книг, на отдельных листках, вложенных  в них, имеются записи. Может быть здесь зафиксированы не только комментарии, но и разнообразные события, произошедшие в с.Кудали, в Дагестане в прошлом. Хорошо бы изучить эти записи, так как они могут быть ценными источниками по истории. Последние листы Корана не сохранились, поэтому год завершения переписи Корана невозможно узнать. Все приведенные выше и в других местах книги некоторые данные показывают, что в Кудали был важнейшим культурным центром письменной культуры на территории Восточного Кавказа. Более того в лице катибов мы видим не только переписчиков, а переписчиков-профессионалов. Можно считать, что работа по непрерывному тиражированию книг в Кудали продолжалось с пятнадцатого по двадцатый век. В частной библиотеке Ахтаева Ахмедкади была найдена последняя переписанная в Кудали Ахтаевым рукопись сочинения аль-Газали.

Вплоть до 1938 г. в селе существовала примечетская школа с преподаванием на арабском языке. Основной ее задачей было освоение Корана.

В настоящее время в Кудали сохранено медресе, построенное в 1914 г. за личные средства Зайнулабида бин Мухаммад-хаджи Муртазали.

В 1921 г.в этом здании была открыта 3- классная школа.

В1991-1992 году вновь было возобновлена работа медресе, зарегистрированное в райсовете, и обучались в нем 88 муталимов. Изучали арабский язык, Коран, хадисы, тафсир. Рядом было построено двухэтажное здание общежития со спортзалом.

В 1998-1999 учебном году в библиотеке медресе имелись 2652 научных книг и 550 учебных пособий. Директором до 1999 года работал Нурмагомедов Нурмагомед. Его сменил Халималов Магомед. При нем медресе стало филиалом Буйнакского института им. Сайфула Кади Башларова.

В 2005-2007 году директором работал Магомедов Исбаин Абасович.

2007-2009 г. – директор медресе Гъазимухlамад.

С 2010 г. директором лицея теологического института им. Мамадибира стал Алибег Зайнудинов.

С 2014 года директор медресе Магомедов Магомед Тагирович.

В 2014 году во время летних каникул школьников в медресе был организован летний лагерь на два месяца с проживанием и трехразовым питанием за счет медресе. В лагере постоянно находились 28 детей кудалинцев, проживающих за пределами села. Дети занимались изучением Корана, участвовали в различных конкурсах.

, раздел: Религия

Автор: Ахмед Магомедов, преподаватель Республиканского колледжа имени Расула Гамзатова
0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Хасан из Кудали (1718–1795) — основатель медресе

    Пока джамаат будет содержать изучающих исламские науки, баракат не сойдет со всего села, и покинет всех, как только те повернутся спиной к...

    Окт 2018 г.

  • Кудалинская баллада

    Глава первая ПИСЬМО МАМЛЮКА Осенним сентябрьским вечером в 1250 года ко двору кудалинского хана примчался гонец с письмом из божественного...

    Окт 2018 г.

  • Кудали средневековый (ХI — XVII вв.)

    История образования селения Кудали уходит своими корнями в глубокую древность. Есть предположение, что селение образовалось от слияния...

    Окт 2018 г.

  • Кудали – село ученых арабистов

    Мы, кудалинцы, должны быть заинтересованы в том, чтобы восстановить добрые имена ученых-арабистов вышедших из нашего села, т.е. возвратить...

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля