Поделиться
19 Янв 2014 г.
Дорога в Ахты пролегает через Магарамкентский район, где река служит естественной границей между Россией и Азербайджаном. В Докузпаринском районе Самур становится внутренним водоемом. На подъезде к муниципалитету мы проехали мост и оказались на южном берегу Самура. Граница колючей проволокой уходит в горы. А мы продолжили путь по обрывистым берегам реки. Недалеко от Ахты, что на высоте 1 тыс. метров над уровнем моря, нас встретила недоступная достопримечательность — гора Шалбуздаг (гора получила свое название от имени шейха Шах-Албурзи).
Твердыня Шалбуздаг стоит особняком. Ее высота более 4 тыс. метров. Вершина напоминает гигантскую сторожевую башню, с отвесными стенами. Шалбуздаг поклоняется, наверное, Всевышнему, — говорят местные жители. Склоны Шалбуздага давно стали местом паломничества верующих и альпинистов.
На горе Шалбуздаг находятся около 60 святых мест (могил святых людей, шейхов, исламских ученых). Главной святыней является пир (мавзолей) Сулеймана. Ежегодно на гору совершают паломничество несколько тысяч мусульман. В прошлом году на средства Сулеймана Керимова на месте старой мечети построили новую, двухэтажную, и гостиницу со всеми удобствами. Мечеть находится на высоте 2 тыс. метров. Дашдемир Шерифалиев, гид, начальник пресс-службы администрации Ахтынского района
В исторической части села, на крутом берегу быстроходного Самура стоит крепость, служившая форпостом России в период Кавказской войны. На той стороне реки виден военный городок Ахтынского погранотряда. Городок вырос на глазах у местных жителей. Еще 10 лет назад пограничники жили в землянках. Сейчас там совершенно современные пятиэтажки и служебные здания. А крепость стоит здесь со времен Николая I. В 1848 году форпост взяли в осаду наибы и мюриды имама Шамиля. Многократные приступы крепости не принесли успеха войску имамата, и оно отступило.
После революции 1917 года гарнизон царской армии покинул крепость. Все, что оставили солдаты и офицеры — пушки, документы, иконы, статуи распятия Христа, в период безвластия не пропало. Жители Ахты сохранили и после утверждения советской власти передали вещи в местный музей. Две пушки стоят у фасада музея в столице Дагестана Махачкале. Одна небольшая пушка находится в Ахтынском музее. Две очень редкие иконы и статую распятия Христа передали в часовню, что построили уже в наше время на территории Ахтынского пограничного отряда. Дашдемир Шерифалиев, гид, начальник пресс-службы администрации Ахтынского района
Первые 20 лет советского периода крепость была тюрьмой, а после Великой Отечественной — детским домом. В 1970-х местные колхозники наладили в крепостной казарме выпуск тротуарной плиты и механизмов для заводных игрушек. Позже здесь открыли филиал Дербентского оборонного завода «Электросигнал», где работало 200 человек. В 1990-х производство замерло.
Побывав в крепости, мы ощущали себя так, будто находимся в заброшенном замке. Единственными его обитателями оказались коровы, что пасутся на заросшем травой плацу. Стены, защищавшие гарнизон, сохранились. А резиденция наместника, дома офицеров, часовня, пороховые погреба, конюшни полуразрушены. Двухэтажная казарма внешне смотрится добротно. Неизвестно, сколько лет в бывших казармах стоит пыль. А вот колхозные станки за 20 лет безвременья превратились в металлолом. Деревянные потолочные балки начинают гнить. Чтобы посмотреть, где крыша казармы протекает, я поднялся на чердак. Спускаясь с него, снимал на камеру и не заметил отсутствия одной из ступеней металлической лестницы, провалился. Повезло, что не на первый этаж. Ударившись о следующие ступени, дальше спустился вниз головой. Отделался ушибом ноги и легким испугом.
В июле прошлого года в Ахты побывал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Увидев в Ахтынском музее макет крепости и узнав, что она разрушается, глава республики поручил выделить средства на реставрацию объектов крепости.
В республике более 6 тыс. объектов культурно-исторического наследия, в том числе и федерального значения. И многие из них нуждаются в реконструкции и реставрации. Но в приоритете сейчас 23 сторожевые и сигнальные башни. В рамках приоритетного проекта президента выделены средства на консервацию и реконструкцию этих башен. Зарема Бутаева, министр культуры Республики Дагестан
СПРАВКА SMARTNEWS
Проект создания историко-культурного комплекса «Ахтынская крепость» на базе крепостных укреплений времен Кавказской войны включен в госпрограмму. На эти цели в 2017–2018 годах планируется потратить более 10 млн из республиканского бюджета, 15 млн из бюджета муниципального района и более 2 млн внебюджетные источники. Итого 27,3 млн рублей.
Понять Ахты будет сложно, не зная истории села. Ахты был одним из городов древнего христианского государства Кавказской Албании. Городом пытались овладеть соперничающие между собой древние империи гуннов, тюрков, хазар, персов, византийцев. В V веке Ахты, как и Дербент, оказался под протекторатом Сасанидской Персии. Чтоб защитить северные границы от нашествия кочевых и полукочевых каганатов, Персия укрепила Дербент и Ахты грандиозными фортификациями и гарнизонами. В Дербенте сырцовые крепостные стены I века не устояли под натиском Тюрского каганата. В V веке персидский Шахиншах Хосров Ануширван распорядился соорудить каменные стены и цитадель, сохранившиеся до наших дней.
По данным 1882 года, в селе Ахты насчитывалось 5798 человек. Купцы держали здесь 150 лавок. В селе было 17 мечетей, 20 медресе и одна светская школа. В советское время почти все мечети были закрыты, а Джума-мечеть отдана под музей. После советской власти из 17 исторических мечетей сохранилось девять, из них три восстановлены. После присоединения Ахтыпаринского вольного общества к России царская администрация распорядилась построить здания у четырех целительных источников. Баням дали наименования — солдатская, мужская, женская и офицерская.
— Есть труды историков, научно обосновывающих, что не только Ахты, но и весь Южный Дагестан входили в состав Кавказской Албании. Здесь не стоит выделять отдельно Ахты. Что касается религии, мнение ученых, изучающих этот период, тоже неоспоримо. Население Кавказской Албании, в том числе и жители Южного Дагестана, в свое время приняло христианство. Сложно говорить — все ли население полностью. Несколько веков спустя началась исламизация. Сохранились записи арабских географов и историков этого периода, что жители некоторых поселений — язычники. Возможно, религия была подвергнута забвению или часть населения так и не приняла христианство. Часто найденные надписи на армянском языке по ошибке принимают за албанские. Мне не известны случаи, чтобы в селе Ахты были найдены албанские надписи. Но в верховьях Самура были обнаружены надписи, составленные из древнеалбанского алфавита.
Поделиться
19 Янв 2014 г.
«Молодежка» продолжает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя...
Окт 2019 г.
В Дагестане, где множество колоритных сел, есть селение, привлекающее большое число посетителей не только из России, но и из Азербайджана. Это...
Авг 2019 г.
Ахтынская джума-мечеть
Мар 2019 г.
Ротонда Шарвили
Мар 2019 г.
Ахтынские мосты
Мар 2019 г.
Ахтынская крепость
Мар 2019 г.
Комментарии к статье