Поделиться
01 Апр 2013 г.
Во всяком случае, большинство моих знакомых, давно уехавших из Дагестана, вполне безболезненно переживают отрыв от родной почвы.
Если случается же вдруг ностальгическая хандра, легко справляются с ней при помощи двух вещей. Первая — это «Разные песни по-любому», вторая — горская колбаса.
А колбаса — это вам не шутка, не просто еда, а нечто в высшей степени поэтическое и чуть ли не национальный символ (неслучайно для непривычного уха «солнце» и «колбаса» по-аварски звучат похоже, как двоюродные).
Ее, перед тем как съесть, надо любовно оглаживать взглядом, нюхать, щупать, допытываться, кто и в каком селе делал, и только потом бережно опускать в кастрюльку, класть на сковородку или лопать просто так, откусывая от целого куска, но не торопясь, растягивая удовольствие, балуя язык и каждый из его вкусовых пупырышков.
Сладкая слюна наполняет рот, сладкие слезы увлажняют глаза, всплывает в памяти босоногое высокогорное детство, буколические забавы, пасторальные радости… эх, да что там говорить! Жевать и плакать!
Короче говоря, именно за колбасой мы отправились в горы. За ней и за новыми впечатлениями, потому как рассчитывали поучаствовать в процессе от самого начала и до конца. Хотя бы в качестве наблюдателей.
В Бацада нас ждали. Заранее было договорено, что подъедем к 12-ти, и без нас хозяин Магомед М. обещал не начинать. Только мы с фотографом Таней Юхой (все снимки в тексте — ее) всю дорогу нервничали. Не только из-за того, что дорога снежная, опасная, а резина на колесах летняя. И даже не из-за того, что опоздаем. Просто мы — девушки абсолютно городские, где-то даже книжные, для которых и курица — уже дикая природа. А уж видеть, как живая, моргающая теплая корова превращается в неживую тушу, нам обеим не доводилось никогда. И неизвестно было — справимся ли с собой, не впадем ли в позорную бабскую истерику при виде ножа у самого коровиного горла?
Не впали. Стояли как два солдата и смотрели, как уложили на бок увязанную хитро корову, как определили ее расположение в пространстве с помощью маленького компаса-брелока, как человек в папахе и кожаной жилетке пробормотал над ней молитву, достал нож и легко провел поперек шеи. Как поили ее, уже практически зарезанную, вливали в приоткрытый рот воду из кувшина.
Говорят, так положено. Что прадеды так делали и нам завещали, и что человек перед смертью тоже пить хочет. Себя я видеть не могла, а Таня была белая, как стенка. Через объектив, наверное, все ей казалось ближе и страшнее. Но впадать в интеллигентскую рефлексию — мол, ах, животную убили! — было нелепо и стыдно. Бифштексы-то жрем-с! И не без удовольствия.Да и красота во всем этом действе была. И правильность.
Впрочем, корова перестала быть коровой, а стала просто мясом, таким, как на рынке, сразу же, как только ее принялись свежевать. Торчащие вверх, обесшкуренные, покрытые перламутровой пленкой ноги с мышцами и сухожилиями были уже нестрашной говядиной. Кровавый снег сгребли лопатой в ведро и куда-то унесли.
Кошки, сразу набежавшие и потом не отходившие от нас на протяжении всего дня, щурясь от наслаждения, пожирали какие-то бурые тряпочки — обрезки и ошметки. На все про все ушло ровно 43 минуты — я засекала. Пятеро мужчин корову зарезали, тушу выпотрошили и разделали, снятую шкуру свернули, перевязали, аккуратно сложили у входа в дом, отдельные куски мяса засолили, развесили во дворе и сели за стол. Их мужская работа была кончена, и начиналась работа женская.
Как они ходят по крутым заснеженным склонам и не падают — понять невозможно. То ли обувь специальная, то ли еще что, но, чтобы спуститься за женщинами к роднику, не разбить голову и не переломать руки-ноги, нам пришлось очень осторожно выбирать дорогу, все время балансировать. В некоторых особенно скользких местах мы просто плюхались на задницу и так сползали вниз. А они, эти женщины, шли спокойно, да еще и несли тяжелые тазы со всякой требухой — промывать. Кишки и желудок. Под проточной родниковой водой.
Кто бы мог подумать, что у коровы такой огромный желудок! В него налили воду, чтобы промыть хорошенько, и он, наполненный, напоминал странное морское животное. Три женщины, склонившись над ним, вальяжно развалившимся в тазу, легко подталкивали его под бочок, вроде баюкали, а он переваливался, менял форму, колыхался, обнажая устье, похожее изнутри на обивку кресла или дивана. Ворсистую, рубчатую, горчичного цвета.
И хищные кошки, конечно же, обступали нас со всех сторон, караулили: вдруг и им обломится. Впрочем, куда делся желудок потом, осталось неизвестным. Мы его больше не видели. Может, отдали кому-то. А вот кишки, бесконечно длинные, готовые в любой момент прорваться, лопнуть и стать совершенно некондиционными — тщательно промывали, направляя в них струю проточной воды из гибкого резинового шланга. Они раздувались, наполнялись, как живые корчились в тазу. Их потом еще раз промоют и протрут солью, чтобы избавиться от слизи.
Говорят, что в разных селах Дагестана колбасу готовят по-разному. Где-то в нее добавляют картошку, где-то — капусту. «Но у нас в Бацада, — упрямо мотая головой, настаиваем мы с Таней на правах людей понимающих и к процессу причастных, — в колбасу добавляют лук и тыкву! Тыкву — и никаких компромиссов!» Ведро крупно нарезанного лука и тазик с натертой тыквой уже стояли в доме, дожидаясь, когда их пустят в дело. А вокруг в тазах и тазиках, ведрах и плошечках лежало Мясо. Будто страшный Робин Бобин Барабек из детского стишка уже начал свой обед, взял, что называется, разгон.
В прежние времена, конечно, все делалось вручную. Никакого тебе электричества. Никаких мясорубок. Мясо для колбасного фарша рубили топором, и было оно, как утверждают, в разы вкуснее. Не знаем. Не пробовали. Можем зато представить, сколько времени эта процедура занимала! А так — женщины ушли куда-то к электромясорубке и вернулись минут через 40. Когда нас позвали, таз с фаршем уже стоял посреди кухни, уже вывалили туда лук и тыкву (вы не забыли, что только тыква и никаких капуст-картошек?). И старшая в доме, 85-летняя Патимат, усаживалась на низкую треугольную табуретку, готовясь к серьезному делу. Солить, перчить и тминить… тминовать… короче, добавлять тмин в нужной пропорции, она, оказывается, не доверяет никому.
Мне позволили только помочь Патимат перемешивать фарш. Признаюсь честно, плечи заболели уже через пару минут. Может, неловко села, неудобно. Все-таки на корточках центр тяжести смещен, согласитесь. Может, нет привычки к физическому труду, но вся эта смесь в тазике перед нами была тяжелой, вязкой, неподатливой. Она неохотно отлипала от дна, зато здорово прилипала к пальцам, норовила выскользнуть из рук и шлепнуться на пол, таз грозил перевернуться от любого неверного движения, и я прямо вся измучилась, боясь опозориться. Тем более у Патимат все выходило четко и красиво! Выверенные жесты, эргономичные, как сейчас принято говорить. И я на ее фоне, конечно, выглядела дура дурой, неумехой с известно откуда растущими руками. Хотя женщины, стоявшие вокруг, были вполне доброжелательны, если смеялись, то дружелюбно, и даже помогали, подходили и засучивали мне постоянно сползающие рукава свитера, которые я безуспешно пыталась поднять подбородком.
Зато очень получилось крутить ручку мясорубки! Оказывается, кишки выворачиваются наизнанку! То есть один конец обвязывается загодя приготовленными белыми толстыми нитками, немного продавливается внутрь и насаживается на раструб. И масса, которую мы с Патимат так тщательно перемешивали, разделенная на порции, под давлением проталкиваясь вовнутрь, заполняла все свободное место и ползла, удлиняясь, формируя уже почти готовую, живую, настоящую горскую колбасу. А наготове лежал бинт. На случай, если вдруг где-то что-то прорвется, и надо будет тогда перематывать, перевязывать поврежденное место, как больное горло. Для городского человека, не привычного к готовке, покупающего еду в магазинах полуфабрикатов, — впечатление бешеное!
То, что в 12 дня еще ходило и мычало, к 8 вечера уже было едой. И курзе вкуснее тех, которыми нас кормили в Бацада, мы никогда в жизни не пробовали. В пол-ладони, сочные, пряные.
А колбаса… Что колбаса? Всем троим: Тане, нашему водителю Валере и мне — было выдано по колбасному кругу, и мы привезли их в Махачкалу. Сначала она отлежится, потом повисит дней 20—30 на холоде, и все. Можно есть и угощать гостей, хвастаясь, что делали, можно сказать, своими руками. А можно и отослать друзьям в Москву, Питер, Киев, Смоленск, Воркуту и где они там у нас еще? Вдруг «Разные песни» им уже поднадоели. Пусть вспомнят о доме и о том, как похоже для непривычного уха звучат по-аварски «колбаса» и «солнце».
Поделиться
01 Апр 2013 г.
Это случилось в марте 1958 года. Тогда весь Дагестан всколыхнула весть о гибели пяти молодых колхозниц из селения Бацада Гунибского района при...
Май 2013 г.
В статье, посвященной 250-летию разгрома войск Надыршаха в Дагестане («Советский Дагестан» 1990, № 6), М. Абакаров не назвал общество «гуржихли»...
Июн 2009 г.
В Гунибском районе нет такого селения, о происхождении названия которого имеются так много вариантов и мнений как Бацада. Автор...
Июн 2009 г.
Возникновение договора между селами Бацада и Согратль связано с частыми набегами бацадинцев на согратлинские земли и угоном их скота. О...
Июн 2009 г.
Комментарии к статье