Поделиться
18 Авг 2012 г.
В дагестанском ауле Кара-Корейш завтрашний праздник будет встречать только 1 местный житель. Кроме паломников, приезжающих помянуть предков, людей в селении, которое считается святым, больше не осталось. Восстанавливать дома молодежь не хочет. В горах — дело это не только очень трудоемкое, но и не дешевое. А потому, постепенно приходят в запустение могилы шейхов и древняя мечеть, история которой начитывает уже 1500 лет. В исчезающем ауле побывал Марат Лугуев.
Марат Лугуев, корреспондент:
— Более 1000 лет тому назад, Кара-Корейш, представлял из себя довольно крупный населенный пункт, практически город в горах. Основанный арабами — корейшитами, «аул-крепость» как называют его здесь, долгое время являлся центром распространения ислама в Дагестане и был столицей дагестанских феодалов.
Сейчас некогда большое село, практически разрушено. Единственный житель — Багомед Рамазанов, следит за местными святынями и встречает паломников, которые часто бывают здесь в Рамадан, священный для мусульман месяц.
Багомед Рамазанов, житель села Кара-Корейш:
— Это мое родное село и отцовский дом здесь, мне например, в городе дышать трудновато, поэтому решил, уже 8-й год здесь, переселиться в свое родное село. Сегодня оно находится в развалинах, конечно, хотелось бы видеть, что возродилось село.
Древний аул Кара-Корейш почитают как святое место, мечеть, чей возраст более 1500 лет, могилы шейхов — святых людей, и множество преданий, притягивают сюда паломников. Помолиться, среди древних святынь, в горах Дагестан считается почетным делом. Здесь же паломники раздают друг другу садака — своеобразное угощение из сладостей.
Это вам, это вам садака, и пусть у каждого из нас, кто сюда пришел, исполняются желания.
Большинство из тех, кто сюда приезжает — потомки местных жителей. Разрушенные дома восстановить бы рады, но строительство в горах, очень трудоемкое и недешевое дело. Да и подрастающее поколение не стремиться здесь жить.
Ашура Кандаева, жительница села Мамедкала:
— Это развалины вот то, что осталось, вот аркообразный вход, это видимо зал был.
Ашура Кандаева показывает сыну останки дома его прадедов. В 1944-м году местных жителей переселили в Чечню, а вернувшись обратно, никто не захотел жить в разрушенном временем и труднодоступном ауле.
Ашура Кандаева, жительница села Мамедкала:
— Мы приехали на историческую родину моего сына, можно так сказать. С целью, чтобы они не забывали корней своих, своих предков, показать достопримечательности.
С каждым годом паломников в Кара-Корейше становится все меньше, молодежь забывает обычаи предков и подобные аулы, а таких в Дагестане несколько, существуют только за счет пожилых энтузиастов, не желающих уходить с родной земли. Старинные здания, мусульманские святыни, дома — памятники архитектуры, постепенно разрушаются, и вместе с ними исчезает история и духовное наследие дагестанцев.
Поделиться
18 Авг 2012 г.
В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...
Фев 2019 г.
С крепостью Кала-Корейш связана красивая и печальная легенда. Рассказывают, что враги решили пробраться в село, когда все местные мужчины...
Ноя 2018 г.
В кроличью нору Этим же утром наш с Леной экипаж остался в одиночестве. Наши волгодонские спутники решили продолжить путешествие...
Окт 2018 г.
– Не иссохнет родник в ауле, пока в нем живет хотя бы один человек, – сказал мне однажды дедушка. Тогда я не придала значения этим словам, но...
Сен 2018 г.
Мечеть Кала-Корейша — одно из древнейших мусульманских сооружений Дагестана. Она расположена в центральной, наиболее возвышенной части...
Дек 2017 г.
Магомед Рамазанов, смотритель музея Кала-Корейш – о том, как черти костер палили, как соседей встречали, и о спрессованном времени: – Уже...
Дек 2017 г.
Комментарии к статье